Развитие речевого слуха
картотека по логопедии

И.Полушкина.

 Наша главная цель – научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_sluha.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого слуха

Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель – научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.

Игра № 1 «Угадай, чей голосок»

Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра № 2 «Улиточка»

Водящий – «улиточка» - становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улитка – улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Отгадай, кто я, улиточка моя.

Тот, чей голос «улитка» узнала, сам становится водящим.

Игра № 3 «Угадай, кто это»

Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.

Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: «МЯУ-МЯУ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ГАВ-ГАВ». Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.

Игра № 4 «Лягушка»

Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала …

Тот, на кого указал водящий, говорит: «КВА-КВА-КВА». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Игра № 5 «Улавливай шепот»

Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.

Игра № 6 «Горшочек»

Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу.

Если ребенок посылает другому мяч и говорит «холодный», то мяч можно трогать.

Но если посылающий мяч говорит «горячий», то дотрагиваться до мяча нельзя – «обожжешься». Кто ошибется, получает штрафное очко.

Игра № 7 «Слушай и выполняй»

Взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил.

За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов – победитель.

Игра № 8 «Запомни слова»

Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!

Игра № 9 «Летит – не летит»

Всем известно, к слову «кит»

Рифма звонкая «летит».

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» и «нет»,

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит…

Тот в игре и победит.

Кто не вылетит ни разу.

Летит-летит орел, Летит-летит старушка, Летит-летит трава

Летит-летит козел, Летит-летит глухарь, Летит-летит удод,

Летит-летит щегол, Летит-летит сухарь, Летит-летит компот,

Летит-летит синица, Летит-летит гагара, Летит-летит дворец,

Летит-летит фазан, Летит-летит утенок, Летит-летит кувшин,

Летит-летит сазан, Летит-летит ворона, Летит-летит пингвин,

Летит-летит баклан, Летит-летит корона, Летит-летит дракон,

Летит-летит лягушка, Летит-летит сова, Летит-летит балкон.

Игра № 10 «Приз»

Предлагаю вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, … марш!»

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

Поиграйте с ребенком в эти игры. Желаем приятного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого слуха

Уважаемые родители. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель - научить детей различать с...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

Развитие речевого слуха

Консультация для родителей Развитие речевого слуха...

Развитие речевого слуха в логопедической работе.

С материале статьи рассказывается, из чего складывается развитый речевой слух. Представлены возрастные нормы развития фонематического слуха у детей, календарь развития фонематического слуха у младенце...

Развитие речевого слуха у детей 1-го года обучения

Консультация для педагогов и родителей по развитию речевого слуха у слабослышащих детей 1 года обучения....

статья "Условия для развития речевого слуха у неслышащих дошкольников на занятиях по развитию слухового восприятия"

В статье описываются условия, направленные на формирование устной речи детей....