Влияние эмоционального климата семьи на развитие детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Седова Юлия Александровна

Тема воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, так как именно этот возраст является решающим периодом, который определяет дальнейшее развитие ребенка.

Психолого-педагогические исследования, показали, что именно благодаря близким людям, а конкретно родителям, в непосредственном общении происходит становление личности.

Для ребенка, главным человеком являются родители. Не удивительно, что в трудную минуту ребенок идет именно к маме или папе, для решения проблем. Поддержка родителей является необходимой для самой жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в семье……………5

  1. Анализ основных понятий по проблеме исследования…….…...5
  2. Влияние эмоционального климата семьи на развитие ребенка..7
  3. Анализ методик по проблеме исследования…………………….10

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния климата в семье на развитие детей дошкольного возраста………………………………14

2.1. Подбор методик, изучение влияния семейного климата на детей..14

2.2.Рекомендации родителям по взаимоотношению в семье…………16

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………..20

Введение

Тема воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, так как именно этот возраст является решающим периодом, который определяет дальнейшее развитие ребенка.

Психолого-педагогические исследования, показали, что именно благодаря близким людям, а конкретно родителям, в непосредственном общении происходит становление личности.

Для ребенка, главным человеком являются родители. Не удивительно, что в трудную минуту ребенок идет именно к маме или папе, для решения проблем. Поддержка родителей является необходимой для самой жизни.

В связи с этим перед родителями стоит важная задача, создать благоприятный климат в семье.

Знания, накопленные ребенком впервые годы жизни, сохраняются навсегда. В семье ребенок знакомиться с такими понятиями, как добро и зло. Важность семьи обусловлена тем, что ребенок находится в ней в течение длительного времени. И даже после того, как он покидает дом, он испытывает семейное влияние.

В наши дни, проблема влияния эмоционального климата семья на развитие детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Тема нашего исследования - влияния эмоционального климата семьи на развитие детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определить взаимоотношение родителей и детей.

Объект исследования – взаимоотношение родителей и детей.

Предмет исследования – особенности развития ребенка в семье.

Методы исследования:

  1. Психолого-педагогический анализ литературы.
  2. Тест  «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.
  3. Методика Рене Жиля.
  4. Тест опросник родительского отношения к детям.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучить влияние эмоционального климата семьи на развитие детей.
  3. Провести анализ методик по проблеме исследования.
  4. Подобрать методики, направленные на изучение климата в семье.
  5. Написать рекомендации родителям по взаимоотношению в семье.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

  1. Анализ основных понятий по проблеме исследования

Рассмотрим основные понятия, которые затрагивают тему нашего исследования.

Дошкольный возраст – это период, в котором последовательно появляются новообразования.

В возрастной психологии данный период определяется с трех  до семи лет [4, с.65].

Дошкольный возраст делится на три этапа – младший дошкольный (3-4 года), средний дошкольный (4-5 лет), старший дошкольный (5-7 лет).

В психолого-педагогической литературе каждый возрастной этап имеет свою социальную ситуацию развития, новообразования и ведущую деятельность.

Дети дошкольного возраста уже отличаются между собой. Поведение ребенка в данный период зависит не от ситуации, в которой он находится, а от представлений о мире, которые у него сложились в семье [6, с.81].

Следующее важное понятие – это семья.

Семья – это группа живущих вместе близких родственников [3, с.39].

Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе [12, с.91]. 

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [7, с.83].

Таким образом, семья – это малая группа, которая направлена на потребности ее членов.

Многие выдающиеся педагоги и психологи занимались проблемами семейного воспитания: А. Я. Варга, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. В. А. Сухомлинский и др.

Каждый участник семьи имеет свой статус, который определяет его роль. В социальной психологии роль человека является образцом поведения, который занимает определенную позицию. В системе семейных отношений принятая на себя роль человека определяет его оценку [20, с.28].

Семья – это сложная система, при сбое которой выходят из системы и другие сферы этой системы.

Для ребенка семья это первая и главная ячейка, в которую он попадает после рождения.

Исходя из этого, семья – это такой институт, который окружает ребенка, дает ему необходимый минимум общения, благодаря которому он стает личностью.

Для нормального психосоциального развития ребенок должен жить в доброжелательной обстановке, в которой обязательно должны присутствовать родители. Родители должны окружать ребенка заботой, общаться с ним, играть, удовлетворять его потребности, решать проблемы, выслушивать, обеспечивать материальными потребностями, давать возможность изучать окружающий мир, общаться со сверстниками и родственниками, обеспечивать необходимыми условиями для проживания.

Для ребенка ближайшей микросредой с рождения является семья. Именно благодаря семье формируются нравственные качества, навыки социального поведения [16, с.49].

Родители должны помогать ребенку, сочувствовать, сопереживать. Благодаря этому у ребенка формируется интеллектуальный, нравственный и эмоциональный фундамент, от которого зависит прочность духовного здоровья человека.

Именно в дошкольном возрасте ребенок больше всего зависит от взрослого человека. От того, как сложились отношения ребенка и взрослого на данном периоде, зависит становление личности в целом [19, с.33].

Таким образом, семья для ребенка является ближайшей микросредой формирующей личность, безусловно, самым лучшим средством воспитания детей являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Частые конфликты, громкие ссоры в семье вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

  1. Влияние эмоционального климата семьи на развитие ребенка

Семья, это система, которая состоит из отношений между мужем и женой, родителями и детьми, которая основана на кровном родстве.

У каждой семьи имеются свои признаки, рассмотри четыре самых основных, которые присущи каждой семейной паре:

-    проживание на одной территории;

-  общие финансы;

- брачные связи между членами семьи;

- эмоциональная привязанность членов семьи друг к другу [10, с. 10].

В воспитательном процессе огромное значение  имеет общая культура, уровень образования родителей, умение общаться с окружающими, возраст родителей, структурный тип семьи и многое другое.

Принято разделят стили воспитания в семье на авторитарный, демократический и либеральный [18, с.56].

Разберем каждый стиль подробнее, выделим его плюсы и минусы.

Под авторитарным стилем понимается строгий, беспрекословный стиль, в котором родители требуют от детей строгого выполнения установленных правил в семье. В данном стиле родители полностью подчиняют ребенка себе.

Минусы данного стиля воспитания в том, что родители подавляют самостоятельность ребенка, делают его безынициативным, не дают выражать индивидуальность. Так же, родители запрещают делать ребенку все, что могло бы принести ему радость [9, с.72].

Плюсы данного стиля – ребенок несет ответственность за свои действия, он всегда дисциплинирован и пунктуален.

Либеральный стиль воспитания, для него характерно безразличие членов семьи друг к другу. Все член семьи живут сами по себе.

Минусы данного стиля в том, что дети в семье, как правило, избалованы, так как им ничего не запрещают. Дети вырастают безответственными [16, с35].

Плюсы стиля в том, что ребенок чувствует себя комфортно в семье, в которой нет запретов, навязывания мнения. У родителей нет тем для запретов, следовательно, между родителями и детьми складываются теплые чувства.

Следующий стиль воспитания – демократический. Данному стилю семейного воспитания присуще теплое и дружелюбное общение между членами семьи. Родители при таком стиле внимательны, заботливы, справедливы и требовательны.

Плюсы такого стиля в том, что проблемы ребенка решаются сообща, родители интересуются обучением детей, обсуждают важные вопросы.

Минусы данного стиля в том, что ребенку слишком рано предлагают нести за себя ответственность.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. От психологического климата зависит то, какая будет семья, благоприятная или же неблагоприятная [14, с.20].

В домах, в которых царит благоприятная атмосфера, как правило, члены семьи сплоченные, помогают друг другу, заботятся, уважают окружающих.

Если же в семье царит эмоциональный дискомфорт, тревожность, то это указывает на то, что в семье неблагоприятный семейный климат.

Для того, что бы ребенок был нормально развит, ему необходима спокойная и дружелюбная обстановка, внимание родителей, общение с ними.  

Если в семье неблагоприятный климат, то это сказывается на психосоциальном развитии ребенка. У ребенка может нарушиться сон, появятся беспричинные страхи, произойдут нарушения эмоциональной сферы. Все это приводит ребенка к социальной дезадаптации [12, с.94].

Каждый ребенок нуждается в родительском тепле, внимании, поощрении. Ребенка необходимо чаще хвалить, нежели ругать. Но это не говорит о том, что необходимо совсем исключить наказания. Они должны быть уместны, но ни в коем случае не нужно прибегать к физическим наказаниям. Как правило, дети, которых часто наказывают, слушаются только тогда, когда родители рядом.

Основная задача родителей - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием [5, с.80].

К проблемам, оказывающим негативное влияние на развитие личности в семье, относятся  конфликты супругами и ближайшими родственниками; несогласованность, противоречивость позиций в воспитании, воспитательных приемов; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребенка, заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем [6, с.17].

Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.

Таким образом, все вышесказанное говорит о том, что важную роль в воспитании детей имеет семейный климат.  Вместе с тем, огромное влияние имеют методы и приемы воспитания. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.

  1. Анализ методик по проблеме исследования

Рассмотри методики, которые на наш взгляд, помогут изучить влияние семейного климата семьи на развитие детей дошкольного возраста.

Первая методика, которую мы выбрали, это тест опросник родительского отношения к детям. Авторами опросника являются А.Я. Варг, В.В. Столин.

Данный тест помогает определить родительское отношение к ребенку, а также наклонности отца и матери к определенному стилю воспитания. Благодаря опроснику можно определить меру гармоничности отношений родителей с ребенком.

В данном тесте 61 вопрос.  Участники опросника должны ответить на все вопросы да или же нет. После чего идет обработка данных, подсчитываются набранные баллы.

Минус данного теста в том, то он позволяет выделить лишь наиболее общие моменты в отношениях  с детьми. Вместе с тем, для того что бы получить наиболее точный результат, необходимо, что бы родители давали честные ответы [7, с.90].

Следующая методика - тест  «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.

Данный тест проводится с детьми. Тест состоит из двух частей. Сначала ребенок должен нарисовать рисунок, после чего идет беседа с ребенком. В рисунке ребенок отражает, что в доме делает каждый член семьи. Когда ребенок рисует, необходимо записывать все данные, что говорит ребенок, как ведет себя, как жестикулирует. После этого идет обсуждение, что нарисовал ребенок, что делают родители на рисунке, как в его семье распределяют обязанности, как ребенок ведет себя с родителями.

Плюс данной методики в том, что она дает большое количество информации о ситуации в семье. Это связанно с тем, что ребенок отражает на листе свои переживания и чувства [13,с.94].

Далее рассмотрим методику Рене Жиля. Данная методика направлена на изучение межличностных отношений ребенка с окружающими и семьей.

Тест состоит из 42 картинок и 17 тестовых заданий. На картинках изображены взрослые и дети. Ребенок должен рассмотреть картинки и показать, где на этой картинке находится он сам.

Плюсы методики в том, что она позволяет найти проблемные зоны в системе межличностных отношений ребенка. Также плюсом методики является то, что она подходит как для дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста. Немало значимым плюсом данной методики является то, что ребенку не нужно отвечать на вопросы, а просто показывать себя. Тем самым тест позволяет увидеть, как относится ребенок к разным людям, окружающим его. Данная методика отличается легкостью понимания для ребенка [18, с.76].

Все, вышеперечисленные методики, следует проводить в индивидуальной форме. Родители ни в коем случае не должны сидеть рядом с ребенком. Необходимо, что бы ребенка ничего не отвлекала от заданий.

На наш взгляд, перечисленные методики являются наиболее подходящими к проблеме нашего исследования. Мы полагаем, что именно данные методики помогут выявить нам влияние эмоционального климата семьи на развитие детей дошкольного возраста.

Выводы по главе 1

Дошкольный возраст – это период, в котором последовательно появляются новообразования.

Семья – это малая группа, которая направлена на потребности ее членов.

Для нормального психосоциального развития ребенок должен жить в доброжелательной обстановке, в которой обязательно должны присутствовать родители.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. От психологического климата зависит то, какая будет семья, благоприятная или же неблагоприятная.

Для выявления уровня влияния эмоционального климата в семье на детей дошкольного возраста были подобраны следующие методики - тест  «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, методика Рене Жиля, тест опросник родительского отношения к детям.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ КЛИМАТА В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Подбор методик, изучение влияния семейного климата на детей

Цель нашей работы - определить взаимоотношение родителей и детей.

Мы рассмотрели факторы, влияющие на взаимоотношения в семья.

Практическая часть проводилась на базе

Нами было отобрано 6 семей. Каждая семья имела ребенка дошкольного возраста.

Сначала с каждой семье была проведена беседа, из беседы были получены основные данные, которые были записаны в бланки.

Мы подготовили общий анализ семей. Вот что у нас получилось:

- 5 из 6 семей имеют полный состав.

- в одной семье ребенка воспитывает отец.

- 3 семьи имеют двух детей.

- в остальных семьях по одному ребенку.

С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа.

Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

  1. В семье «А» симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 балла, II- 0,2 балла, III – 0,2 балл, IV – 0 баллов, V – 0,3 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.
  2. В семье «Б» симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,1 балла, III – 0,2 балла, IV – 0 балла, V – 0,1 баллов. Семейная ситуация благоприятная – 0,7 баллов.
  3. В семье «В» симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,2 балла, II- 0.1 балла, III – 0,2 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,3 балла. Ребенок ощущает повышенную враждебность в семье.
  4. В семье «Г» симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,3 баллов, III – 0,1 балла, IV – 0 балла, V – 0,1 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.
  5. В семье «Д» симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,2 балла, III – 0 балла, IV – 0 балла, V – 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.
  6. В семье «Е» симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,6 балла, II- 0,3 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

Для общей картины мы разделил результаты на три группы.

Первая группа это семьи, в которых благоприятная ситуация (33,3 %).

Вторая группа, это семьи с выраженной тревожностью (33,3 %).

Третью группу составили семьи, в которых несмотря на благоприятную обстановку проявляется тревожность (33,3 %).

 

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина).

Благодаря данному опроснику мы получили следующие данные:

  1. В семье «А» по сумме параметров наиболее выраженным является II параметр – социальная желательность.
  2. В семье «Б» – I параметр – принятие-отвержение
  3. В семье «В» III параметр - симбиоз.
  4. В семье «Г» – V параметр, «маленький неудачник».
  5. В семье «Д»– III параметр, симбиоз.
  6. В семье «Е» – II параметр – социальная желательность.

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном  принимают ребенка таким, какой он есть, и некоторые осуществляют гиперопеку. Это принятие-отвержение, симбиоз, социальная желательность.

2.2.Рекомендации родителям по взаимоотношению в семье

Анализ психолого-педагогической литературы, а так же экспериментальное исследование показали нам, что неблагоприятный климат в семье негативно влияет на детей дошкольного возраста.

Мы выяснили, что в семьях, в которых родители ругаются, постоянно спорят, выясняют отношения, дети имеют тревожный характер, они пугливы, эмоционально неустойчивы.

Следовательно, для того, что бы ребенок вырос здоровым, общительным и открытым для других, необходимо, что бы в семье царила благоприятная обстановка.

Поэтому мы решили написать ряд рекомендации, который поможет семьям наладить отношения в семье.

Рекомендации родителям по созданию гармоничных отношений в семье:

  1. Ваш ребенок должен понимать, что вы любите его таким, какой он есть на самом деле.
  2. Чаше говорите своему ребенку, что он лучший, что вы его любите, что он красивый, что он все сможет.
  3. Редко употребляйте такие слова, как «Я занята», «Мне сейчас некогда», «Давай поговорим позже», «Поговорим, как освобожусь». Постарайтесь найти лишнюю минуту, отложите свои дела, выслушайте ребенка, помогите ему советом.
  4. Чаще употребляйте добрые слова. Говорите «Доброе утро», желайте на ночь сладких снов, приветствуйте ребенка, когда он приходит из садика, целуйте его.
  5. Подходите к ребенку и узнавайте, как прошел его день в садике, все ли ему понравилось, не обижали его. Если видите, что ребенок переживает, обязательно спросите, что у него произошло. Найдите подход, что бы ребенок рассказал вам свои проблемы.
  6. Советуйтесь с ребенком, он тоже имеет право голоса. Спрашивайте, как бы хотелось поступить ему в той или иной ситуации. Что бы сделал он, если бы был на вашем месте.
  7. Говорите ребенку только то, что желаете ему. Ребенок долго помнит обиды родителей. Они сопровождают его на протяжении длительного времени.
  8. Слушайте ребенка, ели оно вам что-то рассказывайте, будьте внимательны к его жестам, мимике, обязательно поддерживайте диалог. Задавайте вопросы ребенку.
  9. Не говорите категоричное «Нет», если вам что-то не нравится в просьбе ребенка. Попробуйте сначала выслушать его, подумайте, почему он хочет именно это. И вместе найдите решение данной проблемы.
  10. При общении с ребенком будьте с ним на одном уровне, вы должны видеть его глаза. Вам не составит труда сесть на корточки или посадить ребенка на колени или стул.
  11. Сдерживайте свое слово. Если вы обещали что-то ребенку, обязательно сделайте это. Помните, что если вы говорите одно, а делаете другое, то через некоторое время ребенок перестанет вас уважать.
  12. Подкрепляйте самооценку ребенка такими словами, как «Я верю в тебя», «У тебя обязательно получится», «Вместе мы справимся», «Давай я тебе помогу», «Не огорчайся, попробуем еще раз».
  13. Старайтесь спокойно реагировать на поступки детей.

Прежде всего, родители должны понимать, что они являются примером для ребенка. Поэтому необходимо избегать конфликтов между супругами на глазах у детей. Нужно чаще обращать внимание на своего ребенка, интересоваться его делами, радоваться успехам, помогать ему, выслушивать проблемы. И тогда в семье будет царить любовь и понимание.

Заключение

Дошкольный возраст – это период, в котором последовательно появляются новообразования.

Семья – это малая группа, которая направлена на потребности ее членов.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. От психологического климата зависит то, какая будет семья, благоприятная или же неблагоприятная.

В начале исследования мы говорили о том, что дошкольное детство это важный период, который является решающим для становления личности ребенка. В свое работе, благодаря анализу психолого-педагогической литературе, мы подтвердили выдвинутую актуальность.

Для выявления уровня влияния эмоционального климата в семье на детей дошкольного возраста были подобраны следующие методики - тест  «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, методика Рене Жиля, тест опросник родительского отношения к детям.

Проделав всю работу, мы пришли к следующим выводам:

Адекватное отношение родителей к детям благоприятно влияет на становление личности.

При благоприятном климате в семье формируется позитивное взаимоотношение между родителями и детьми.

Самостоятельность детей зависит от стиля их воспитания.

Гиперопека негативно влияет на ребенка.

Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, то ребенок становится тревожным и эмоционально неустойчивым.

Таким образом, поставленные нами задачи были решены, а цель достигнута.

Список литературы

  1. Амонашвили, Шалва Искусство семейного воспитания / Шалва Амонашвили. - М.: Свет, 2015. - 336 c.
  2. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
  3. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010.
  4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. - М: Владос-Пресс, 2013.
  5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2014.
  6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012.
  7. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Семейный уклад в социально-психологическом аспекте// Современные проблемы образования. № 4. 2011.
  8. Лоуэн А. Любовь и оргазм: пер. с англ / А. Лоуэн. - М.: АСТ, 2012.
  9. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы 2014.
  10. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013.
  11. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013.
  12. Сизаева В.Э., Лисинецкая А.А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье// Наука и современность. 2012.
  13. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 2012.
  14. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско-родительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе// Перспективы науки. 2014.
  15. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2010.
  16. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Академия, 2011.
  17. Шимин Н.Д., Метельская К.С. О ценности современной семьи // Новые идеи в философии. 2014.
  18. Щербаков А.В., Васильева Е.Н. Родительские роли как фактор развития личностного компонента психологической готовности к родительству// Фундаментальные исследования. 2014
  19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. -- СПб.: Питер, 2011.
  20. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Речь, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это жизнь ребенка, его восприятие действительности, его эмоции, его главная работа. В игре ребенок отражает реальность, ...

Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...