Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,

сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному,

используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

С помощью сказок, педагог обагащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умению описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос) .

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.

1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище! » - восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? - усищи, у кота лапа, у льва? - лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу - герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», - рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана? » Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читает сказку.

4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием - «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие? » (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)

«Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению .

Затем идет само прочтение сказки.

Чтение и рассказывание сказок может быть с использованием наглядного материал (младший и средний дошкольный возраст) а:

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними) ;

Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка») ;

В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи

Знакомить с новой сказкой можно параллельно с другим прозведением искусства (картиной, мелодией) например: при прочтении детям старшего дошкольного возраста сказки «Щелкунчик» Эрнста Гофмана, можно включить отрывки из балета П. И. Чайковского. Или рассказывание русской народной сказки «Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк» может сопровождаться показом картин В. М. Васнецова.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

После чтения (рассказывания) педагог необходимо провести беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная - деревянная, горница - комната) ; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке) ; вопрос к детям о значении слова.

Для эффективного закрепления полученных знаний из сказок и о самих сказках нашими педагогами, используя различные формы и методы, разработана целая система мероприятий по каждому направлению в воспитательно –образовательного процесса В ДОУ

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром, сказки используются для закрепления полученных знаний через применение следующих игр и упражнений :

«Путаница». Дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают карточку с изображением животного и раскладывают изображения зверей в два ряда: справа – дикие, Слева-домашние.

«Сказочная карта»- детям предлагается рассмотреть предложенную карту, на которой изображены препятствия или герои с которыми встречается главный сказочный персонаж, и дети должны определить сказку и по карте- схеме вспомнить события произведения

Для решения задач нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста используются такие игры:

«Сложные ситуации» дошкольники учатся сочинять сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств. В которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом, спасения главного героя. Требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим.

«Красна девица и добрый молодец» с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации, или смотрят фрагменты мультфильмов по мотивам сказок. Составляется словесный портрет из добродетелей главных героев.

«Добро и зло» используя илюстрации или изображения сказочных героев. Предложить охарактеризовать детям к какой категории персонаж относится = к «добру» или «злу», а так же обсудить качества. Которыми он обладает. И чему у него можно поучиться у доброго героя

«В каких сказках встречается? » Воспитатель называет какого –либо сказочного героя (например- заяц) и предлагает детям вспомнить в каких известных сказках мы встречаем его. Попутно вспоминается положительный или отрицательный герой. какие у него поступки. черты характера в разных сказках.

Эффективным способом развития мышления и элементарных математических представлений

детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания и установление связи содержания с каким –либо метким выражением (пословица, поговорка. Приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения. Находить в нем поучение. В работе со старшими дошкольниками целесообразно не просто перечитывать уже знакомые им сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами. Поговорки, пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой. То смысл последней им становится доступней.

Курочка-ряба Может и разбиться, может и свариться, ну. А если захотеть – в птицу превратиться

Колобок Новых друзей наживай, а старых не забывай

Гуси -лебеди Сумел ошибиться – сумей исправиться

У страха глаза велики За глупой головой и ногам плохо

Пузырь. Соломинка и лапоть Друзья познаются в беде

Хаврошечка При солнышке тепло, при матери добро

Иван царевич и серый волк Долг платежом красен

Сивка - бурка Где друзьями дорожат. Там и враги дрожат

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Любовь и верность сильнее смерти

Волк и козлята Сделав худо. не жди добра

Народные и авторские сказки, которые дети уже знают – наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Одним словом, сказки - это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

"Использование экологических сказок в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста."

Художественно- экологические сказки создают основу для получения новых знаний....

«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...