Речевая азбука
консультация по логопедии (младшая группа)

Гензе Евгения Александровна

Рекомендация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_azbuka.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

               

             Речевая азбука

  для родителей младших дошкольников

 Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

 Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака - ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.

 

 Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

 Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

   

 Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

 Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.

 

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете

понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

 «Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не пере-гружайте его информацией, не ускоряйте его разви-тие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

 Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, — прекрасное пособие для раз-вития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть

малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

 Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

3 — 4 года — [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;

4 — 5 лет —  [ш], [щ], [ч],[ж];

5 — 6 лет —  [л], [й];

до 6 — 7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

 Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

 

 Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к раз-витию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока...», затем игры с мелкими предметами под вашим контро-лем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

 Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае,

если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

 Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова - после 2 лет, фраза - после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен сло-варный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

 Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, oграничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

 Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбужде-ние нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою оче-редь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обла-дающие успокаивающим действием.

 Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного

звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает рече-вому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

 Только комплексное воздействие различных специа-листов(логопед, врач, воспитатели, родители) помо-жет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию,

ОНР, дизартрию.

 Умственное развитие неотделимо от речевого, по-этому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

 Фольклор - лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки,

стихи, песенки развивают речь детей и с удоволь-ствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медлен-ном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивается.

 «Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо напол-ненный» - эту истину провозгласил ещё М.Монтень. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

 Цветы (ромашки, одуванчики и др.)можно исполь-зовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох – ртом («Ах, как  пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

 «Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребёнок смотрит в зеркало, рот открыт,

язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а

ребёнок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребёнок выполняет это упражнение.

 Шепотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопока-зан всем, а  особенно детям до 10 - 12(!)лет, так как их голосовые складки находятся в стадии форми-рования.

 Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

 "Эхо" - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

 Юла, елка, еж, яблоко - эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

      [ю] = [й] + [у];

      [я] = [й] + [а];

      [ё] = [й] + [о];

      [е] = [й] + [э].

 Язык — орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10 — 15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая азбука для родителей

Родительское собрание (консультация для родителей)...

Речевая азбука для родителей

Очень полезный материал для тех родителей, которые, только что отдали ребенка в садик и не только....

"Речевая азбука"

"Хорошая речь слаще меда!" русская пословица. Буклет. Советы родителям по развитию связной речи детей...

Речевая азбука для родителей и дошкольников

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в прав...

Консультация для родителей "Речевая Азбука"

знакомит родителей с основными терминами и понятиями , применяемыми в работе по развитию речи...

Cтатья "Речевая азбука для родителей дошкольников."

Артикуляционная гимнастика, общее недоразвитие речи, леворукость, нормы появления звуков  в онтогенезе....Разобраться в этих и некоторых других понятиях, терминах родителям поможет данная статья....

Речевая азбука для родителей

Материал в доступной форме излагает родителям возрастные особенности речевого развития детей, содержит подсказки, как развивать речь своего ребенка....