Буклет "Как научить читать дошкольника?"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Лашкина

Уважаемые взрослые!

  • Ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам, т.к. это кропотливый труд для детей дошкольного возраста.
  • Процесс обучения должен быть основан на игровой деятельности и продолжаться столько, сколько захочет сам ребенок;
  • Собственный пример - не последняя роль в обучении, ребенок должен быть заинтригован: а что же такого интересного в книге?
  • Конечно, ежедневное чтение книг взрослыми ребенку, обсуждение прочитанного.
  • Терпение. Для каждого ребенка свой темп освоения материала, не торопитесь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Часть 11.77 МБ
Файл Часть 296.45 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

детей 4 –7 лет

ЧАСТЬ 2

Шаг 6

Картинки можно заменить соответствующими игрушками. Предложите ребенку спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Привлеките внимание ребенка к губам, когда вы поете звуки. Покажите, что ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и].

Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции? Объясните, что мы слышим ушами разные звуки. Шум ветра, вой метели, гудение самолета — это звуки. Мяуканье кошки, лай собаки, рычание тигра — это тоже звуки. Предложите ребенку рассказать, какие звуки он слышит в данный момент. Расскажите, что люди тоже произносят звуки.

Шаг 7

Развиваем связную речь. Учимся анализу и синтезу

предложений

Одновременно с развитием зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка. Пусть дошкольник рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Показывайте ребенку пример, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где бываете. Учите ребенка составлять предложения по картинкам. Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным.

Шаг 8

Формируем навыки слогового анализа и синтеза

слов

Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать, отстучать, прошагать слоги в словах: ма-ма, па- па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та.

Делайте это вместе. Расскажите, что в слове столько слогов, сколько раз опустился подбородок на подставленную под него ладонь (сколько в слове гласных звуков, столько  слогов).

                 

Шаг 9

Формируем навыки звукового анализа и синтеза

Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка — [уа], из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу

детей — [ау]. Из звуков [и] и [а] получается песенка ослика — [иа]. Поупражняйте ребенка в различении этих слияний гласных звуков. Используя картинки, предложите ему следующие задания:

  • Если я спою [а], а потом [у], что получится?
  • Я пою: «Иа!» Какой звук я пою сначала, а какой потом?
  • Спой: «Уа!» Какой звук ты поешь первым, а какой вторым? Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:

  • Какой звук я тяну в начале слов аист, утка, ослик, иглы?
  • С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася? А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?
  • Какой звук ты слышишь в начале слов арбуз, апельсин, абрикос?
  • С какого звука начинаются слова удочка, улитка, уроки? Объясните ребенку, что звуки [а], [у], [и], [о] — гласные. Гласные звуки произносятся легко (во рту нет никакой преграды). Сразу же можно ввести обозначение гласных звуков — красный кружок.

Шаг 10

Формируем навыки звукового анализа и синтеза

Теперь пора рассказать о согласных звуках. Это такие звуки, при произнесении которых есть преграда (препятствуют прохождению воздуха язык, губы, зубы). Это такие звуки, как [п, пь], [т, ть], [к, кь], [м, мь] и др. Мы будем обозначать синими и зелеными  кружками. Затем можно начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. Спросите ребенка, каким звуком оканчивается каждое из этих слов.

Итак,

        приступать к обучению грамоте стоит только тогда, когда малыш сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Не забываете ли вы почитать своему сыну или своей дочери на ночь каждый день. Нельзя принуждать ребенка к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем;

                обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме и доставлять удовольствие не только малышу, но и вам, поэтому для занятий понадобятся различные игрушки, кубики, любой строительный конструктор, пластилин, яркие разноцветные шнурки, цветные карандаши и фломастеры, магнитная доска и магнитная азбука, предметные и сюжетные картинки. Для выкладывания букв неплохо бы иметь морские камешки, каштаны, желуди, разноцветные пуговицы. Малыш должен каждую букву не только увидеть, но и сложить, потрогать ее руками;

                не следует высказывать свое разочарование малышом и его достижениями при обучении грамоте. Радуйтесь даже самым маленьким успехам ребенка, подбадривайте его и не забывайте хвалить: «Умница! Молодец! Отлично! Ты меня порадовал! Я аплодирую тебе!»;

                ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Нельзя знакомить ребенка с буквами Рр, Шш, Лл и другими буквами, если он пока не освоил правильного произношения этих звуков. Это может спровоцировать нарушения письменной речи - дисграфию, которая часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка при изучении русского языка в школе.

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Н. Нищева предлагает определенную последовательность изучения букв:

4-5 лет проводить дидактические игры и упражнения  на развитие навыков чтения слогов и коротких слов (буквы А, О, У, И, П, Т, К, М, Н)

5-6 лет - на развитие навыков чтения слогов, слов, предложений (буквы Ы, Э, В,Ф, Г, Д, С, З, Х, Ш, Ж)

6-7 лет - на развитие навыков чтения слогов, слов, предложений (буквы Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Р, Л, ь, ъ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Научиться читать - это легко!"

Рекомендации из опыта работы по обучению детей слоговому чтению....

Как научить читать.

Советы родителям....

Консультация для родителей «Как научить читать».Автор: воспитатель Русакова А.Н.

В этой консультации Вы найдёте правила, обязательные для успешного обучения чтению.....

Как помочь ребёнку научиться читать

На тему обучения чтению сломано немало копий.У каждого из нас имеются свои соображения на этот счёт:как,с какого возраста.с чего следует начинать. Обилие информации ,зачастую противоречивой, многих за...

Как ребенка научить читать

Рекомендации родителям как ребенка можно научить читать....

Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно

Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно Учебный год для первоклашек только начался. Многие родители уже столкнулись со всевозможными трудностями...