Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 4 до 5 лет № 18 «Облачко»
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Рабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа составлена на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 81 «Мальвина» предназначена для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа состоит из обязательной части (70%), соответствующей требованиям Стандарта и части, формируемой участниками образовательных отношений (30%) (далее – формируемая часть).

Цель Программы (обязательная часть) – построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 4 до 5 лет, предусматривающей пол­ную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Задачи Программы (обязательная часть):

овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильно речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русской языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность: к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;

охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоцио­нального благополучия каждого ребенка;

формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативно­го развития.

Программа ориентирована на:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемой Программы и образовательных программ начального общего образования;

создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, учет образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_gruppa_18_oblachko.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                               учреждение детский  сад   № 81 "МАЛЬВИНА"

  

СОГЛАСОВАНО:

Управляющим советом МБДОУ

№ 81 «Мальвина»

Протокол от 30.08.2022г № 1

ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического      совета

Протокол от 31.08.2022г № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 31.08. 2022 № ДС81-11- 223/2

И.о. заведующего МБДОУ №81

«Мальвина»Л.А. Попирайко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 «Мальвина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации АОПДО МБДОУ №81 «Мальвина»

в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

«Облачко»

Срок реализации: 1 год (с 01.09.2022 по 31.08.2023)

                                                             Разработали:

               

                                                                                       Свешникова Ю.В.  воспитатель                      

                                                                                       Матейич Ю.В. воспитатель

                                                                                       Амаханова Р.М. учитель-логопед

                                                                                       Кельметр Е.В. учитель ФК

                                                                                       Гурина Я.Г. учитель музыки                                                          

г. Сургут, 2022 г.

Структура рабочей программы (далее – РП) группы «Облачко»

Наименование разделов и подразделов АООПДО

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Цель и задачи реализации РП воспитания ДОУ

Характеристики, значимые для разработки и реализации РП воспитания

2  стр

3  стр.

4-6 стр.

1.2.

Планируемые результаты освоения РП воспитания ДОУ

6 -13стр

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание содержания воспитательного процесса по реализации РП воспитания ДОУ

14  стр

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООПДО

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников

Особенности образовательной деятельности различных видов культурных практик

Способы и направления поддержки детской инициативы

14 -15 стр

2.6

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

16-18 стр

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами воспитания по реализации РП воспитания ДОУ

19-20 стр

3.2

Распорядок воспитательного процесса по реализации РП воспитания ДОУ

21-23 стр.

3.3.

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

23-26  стр

3.4.

Распорядок образовательной деятельности по АПДО

27-28 стр

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  

1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа составлена на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 81 «Мальвина» предназначена для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа состоит из обязательной части (70%), соответствующей требованиям Стандарта и части, формируемой участниками образовательных отношений (30%) (далее – формируемая часть).

Цель Программы (обязательная часть) – построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Задачи Программы (обязательная часть):

овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильно речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русской языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность: к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;

охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Программа ориентирована на:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемой Программы и образовательных программ начального общего образования;

создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, учет образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель реализации Программы (формируемая часть):

построение системы коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи реализации Программы (формируемая часть):

разработка эффективной модели взаимодействия специалистов и воспитателей на основе технологии комплексно-тематического планирования с целью реализации основных направлений развития и образования дошкольников с ТНР: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое;

отработка вариантов планирования, позволяющих полностью реализовать поставленные в программе задачи;

развитие активных форм вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс ДОУ и взаимодействие с другими социальными институтами;

создание развивающей речевой среды в группах компенсирующей направленности.

Исходя из воспитательного идеала, а также, основываясь на базовых для нашего общества ценностях, общая цель воспитанников в ДОУ: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (ФГОС ДО п 1.6., части 5,6).

   Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.

  1. В воспитании детей младшего дошкольного возраста

- обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.

Задачи:

-развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;

- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;

- развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

- сформировать стремление быть причастными к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;

- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе Программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре), а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в концепции дошкольного воспитания.

Программа обеспечит развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности в следующих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая, коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми — коррекционно-развивающее занятие. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с методикой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с данной программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Опорные конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий для учителя-логопеда и воспитателя входят в методический комплект программы.

Срок реализации программы — 1 год.

Группу посещают дети 5-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи (ОНР) разной степени, фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)).

Характеристика детей с первым уровнем речевого развития при общем недоразвитие речи (ОНР).

1) отсутствие общеупотребительной речи.

2) стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами.

3) вербальными средствами коммуникации являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов.

4) при воспроизведении слов преимущественно сохраняется их корневая часть, грубо нарушается  звуко-слоговая структура.

5)  многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка, активно использование паралингвистических средств общения: жестов, мимики, интонации.

6) неустойчивость в произношении звуков, их диффузность.

7) употребление, как правило, двусложных слов,  только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Общая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нередко выраженное отставание лексико-грамматического развития. Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей не дифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично не достаточное различение звуков на слух. 

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией. Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

Таким образом, у детей отмечаются тяжёлое нарушение речи (ОНР) разной степени, ФФНР. У большинства детей речевые нарушения являются следствием неврологических нарушений (дизартрия). У одного ребенка речевое нарушение является следствием ринолалии.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Ринолалия - это искажение произношения звуков и речи в целом, вызванное дефектами строения и, как следствие, функционирования речевого аппарата. В результате происходит нарушение резонаторной функции носовой полости: при формировании звуков воздушная струя идет неправильным путем, искажая произношение. При ринолалии нарушаются артикуляционная и акустическая составляющие речи: гласные и согласные звуки имеют носовое звучание, голос становится гнусавым, специфическим. Ринолалия у детей сопровождается не только серьезным искажением произнесения звуков, но и нарушениями письменной речи, отставанием от сверстников в развитии лексики, грамматики, проблемами психологического характера.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы – коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление.

Общая численность детей - 15 человек.

Группа(возраст)

Группа здоровья

Диагноз

(психолого-педагогическая классификация)

Диагноз

(клиническая

классификация)

   Сред- няя

(4-5 лет)

I

I

III

IV

ОНР I-II

ОНР II

ОНР II-III

ОНР III

НВОНР

ФФНР

Стертая

дизартрия

Заикание

Другие

диагнозы в т. ч. (ЗПР)

1

Характеристики, значимые для разработки и реализации РП воспитания

Современная социокультурная ситуация развития детей характеризуется:

  1. Для современного ребенка окружающий мир более открыт, границы его раздвигаются, дети знакомятся с большим количеством элементов окружающего мира, получают больше информации из самых разнообразных источников: интернет, телевидение, значительное число игр и игрушек. Зачастую информация носит агрессивный характер.

В ДОУ мы ставим заслон такой агрессивной информации, но в семье это происходит не всегда. Значит, мы имеем еще одно важное направление взаимодействия с семьями воспитанников.

Кроме того, одним из важных направлений воспитательной работы становится безопасное сетевое поведение детей.

  1. Окружающий мир характеризуется также определенной культурной неустойчивостью, вызванной смешиванием культур, что сочетается с многоязычьностью окружающей ребенка среды. Данная особенность социокультурной среды определяет, что главнейшей задачей ДОУ является формирование у ребенка системы базовых ценностей. Возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной, моральной составляющей детского развития, позволяющей сформировать духовную основу его личности, создать у него нравственные образцы поведения.
  2. Окружающая ребенка среда непрерывно изменяется и усложняется с технологической точки зрения. Нередко ребенок воспринимает технологические новшества быстрее и использует их эффективнее, чем взрослые. Это нарушает устоявшуюся традиционную схему передачи знаний и опыта от взрослых к детям. Нашей задачей является построение педагогики сотрудничества взрослых (педагогов, родителей) и детей в образовательном процессе, в том числе в воспитательной составляющей.
  3. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов негативно сказывается на состоянии здоровья детей – как физического, так и психического. В связи с этим возрастает роль инклюзивного образования, в реализации которого главный акцент делается на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, формирование у детей здорового образа жизни еще в дошкольном периоде развития становится не данью моде, но настоятельной необходимостью.

1.2 Планируемые результаты освоения РП воспитанниками группы

 В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предлагается достижение следующих результатов, основаны на целевых  ориентирах (таблица)

Портрет Гражданина России 2035

(общие характеристики)

Базовые ценности воспитания

Портрет выпускника ДОО

Планируемые результаты

  1. Патриотизм

Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно – нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремленный в будущее.

- формирование у обучающихся чувства патриотизма; - формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества;

- формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Любящий свою семью, принимающий ее ценности и поддерживающий традиции.

Любящий свою малую Родину и имеющий представление о России в мире, испытывающий симпатии и уважение к людям разных национальностей. Эмоционально и уважительно реагирующий на государственные символы; демонстрирующий интерес и уважение к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, места, в котором он живет. Проявляющий желание участвовать в делах семьи, группы детского сада, своей малой Родины (города, села).

-имеет представление о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношении к ним;

- проявляет нравственные чувства, эмоционально – ценностное отношение к семье;

- проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своего округа, своей страны;

- проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

- имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях в истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России;

- знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и символику ХМАО – Югры, в котором живет;

- проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека;

- проявляет познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России;

- проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ДОО.

2.Гражданская позиция и правосознание

 Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных обьединениях, волонтерских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания.

- формирование гражданственности;

- формирование уважения к закону и правопорядку;

- формирование взаимного уважения.

Уважающий этнокультурные, религиозные особенности других людей (сверстников, взрослых).

Принимающий ценность человеческой жизни и неповторимость прав и свобод других людей. Доброжелательный по отношению к другим людям, включая людей с ОВЗ, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание, готовый оказать посильную помощь нуждающимся в ней сверстникам и взрослым. Знающий и понимающий основы правовых норм, регулирующих отношения между людьми.

Способный к оценке своих действий и высказываний, оценке их влияния на других людей.

Осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности, психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение. Проявляющих чувства принятия по отношению к самому себе, чувства собственных прав и границ, готовности постоять за себя  и ценить свои собственные интересы.

- имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур;

- имеет первичные представления о многонациональности России, фольклоре и этнокультурных традициях народов России, об особенностях быта, национальном жилище, основных занятиях коренных народов Югры;

- понимает, что все люди имеют равные права и могут выступать за них;

- имеет представление о чувстве собственного достоинства, самоуважении.

3.Социальная направленность и зрелость.

Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии.

- формирование уважения к человеку труда и старшему поколению;

- формирование взаимного уважения

Имеющий начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире.

 Проявляющий разнообразные морально – нравственные чувства, эмоционально – ценностное отношение к окружающим людям, природе и предметному миру, к самому себе (гордость, удовлетворенность, стыд, доброжелательность и т.д.)

Начинающий осознавать себя (свое «Я») в соответствии с семейными, национальными, нравственными ценностями и нормами и правилами поведения. Различающий основные проявления добра и зла, принимает и уважает ценности общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляет ответственность за свои действия.

- имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира и себя в этом мире;

- проявляет нравственные чувства, эмоционально -  ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе;

- испытывает чувство гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий, поведения;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновать свое мнение;

- способный выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями;

- самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умеет договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.)

- преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

- имеет начальные способности управлять своим поведением, планировать свои действия;

- поведение в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках.

4. Интеллектуальная самостоятельность

Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, саморегулирующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.

- формирование уважения к человеку труда и старшему поколению;

- формирование взаимного уважения;

- формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Способный выразить себя в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной и пр.) в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Проявляющий личностные качества, способствующие познанию активной, социальной деятельности: инициативный, самостоятельный, креативный, любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом.

Мотивированный к посильной проектной и исследовательской деятельности, экспериментированию, стремление к самостоятельному решению интеллектуальных и практических задач. Не принимающий действия и поступки, противоречащие нормам нравственности и культуры поведения.

- проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе;

- проявляет инициативу в самостоятельном решении несложных практических проблем и в реализации собственных идей и замыслов;

- проявляет инициативу в получении новой информации и практического опыта, проявляет инициативу и самостоятельность в приобретении новых знаний о природе Севера и культуре народов ханты и манси;

- проявляет желание сотрудничать с другими детьми и взрослыми в решении посильных общественных задач.

5. Зрелое сетевое поведение

Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой сфере, формирующий «здоровый» цифровой след.

- формирование уважения к закону и правопорядку;

- формирование взаимного уважения;

- формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.                  

Способный отличать реальный мир от воображаемого и виртуального и действовать сообразно их специфике. Способный общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми с помощью простых цифровых технологий и устройств. Понимающий правила использования различных средств сетевой среды без вреда для физического и психического здоровья и подчиняться требованиям ограничения времени занятий с подобными устройствами.

- осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов;

- использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми;

- понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д.

6. Экономическая активность

Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счет высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально – трудовых ролей, мотивированных к инновационной деятельности.

- формирование гражданственности;

- формирование уважения к человеку труда и старшему поколению.

Ценящий труд в семье и в обществе, уважает людей труда, результаты их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Бережно и уважительно относящийся к результатам своего труда, труда других людей. Имеющий элементарные представления о профессиях и сферах человеческой деятельности, о роли знаний, науки. Стремящийся к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности. Проявляющий интерес к общественно полезной деятельности

- имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях;

- проявляет уважение к людям труда в семье и в обществе;

- проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности.

7. Коммуникация и сотрудничество

Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ОВЗ; уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке.

- формирование взаимного уважения;

- формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Владеющий основами речевой культуры, дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Следующий элементарным общественным нормам и правилам поведения, владеет основами управления эмоциональным состоянием. Демонстрирующий в общении самоуважение и уважение к другим людям, их правам и свободам. Принимающий запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека.

- умеет выслушать замечание и адекватно отреагировать на него;

- умеет выразить и отстоять свою позицию, а также принять позицию другого человека;

- отрицательно относится к лжи и манипуляции;

- стремится обличить несправедливость и встать на защиту несправедливо обиженного;

- выполняет разные виды заданий, связанных с гармонизацией общественного окружения;

- оказывает посильную помощь другим людям по их просьбе и собственной инициативе.

8. Здоровье и безопасность

Стремящийся к гармоническому развитию, осознанно выполняющий правила здорового образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды; воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.

- формирование уважения к закону и правопорядку;

- формирование взаимного уважения;

- формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.

Обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными навыками личной и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе. Обладающий элементарными представлениями об особенностях здорового образа жизни.

Обладающий элементарным представлениями о правилах безопасности дома, на улице, на дороге, на воде. Соблюдающий правила здорового, экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды.

Чутко и гуманно относящийся ко всем объектам живой и неживой природы. Понимающий ценность собственной жизни и необходимость заботиться о собственном здоровье и безопасности.

- умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживает негативные импульсы и состояния;

- знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах в соответствии с их спецификой.

- умеет донести свою мысль с использованием разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности.

- спокойно реагирует на непривычное поведение других людей;

- не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми;

- имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью;

- имеет первоначальные знания о традициях нравственно – этического отношения к природе в культуре России, нормах экологической этики.

9. Мобильность и устойчивость

Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования.

- формирование основ дружбы, взаимопомощи, формирование условий для стремления к знаниям;

- формирование представления о труде, личности.

Стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных проектов, заданий, поручений. Проявляющий интерес к общественно полезной деятельности. Проявляющий в поведении и деятельности основные волевые качества: целеустремленность, усидчивость; осуществляющий элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности и поведения. Способный к переключению внимания и изменению поведения в зависимости от ситуации.

- участвует в посильных общественно – значимых социальных проектах;

- выполняет просьбы и поручения взрослых и сверстников;

- умеет распределить и удержать собственное внимание в процессе деятельности;

- проявляет основы способности действовать в режиме многозадачности.

2  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Описание содержания воспитательного процесса по реализации РП воспитания ДОУ

Ссылка: конкретное описание образовательной деятельности представлено в подразделе 2.1. ОПДО ДОУ

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП воспитания  ДОУ

1. Согласно ФГОСДО содержание образовательных областей зависит от возрастных индивидуальных особенностей детей,  определяется целями и задачами Программы и реализуются в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности-как сквозных механизмах развития ребенка):для детей дошкольного возраста (3года - 8лет) видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру,  игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал,изобразительная(рисование,лепка,аппликация),музыкальная(восприятия понимание смысла музыкальных произведений, пение,  музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержание Программы  в полном объёме может быть реализовано в процессе непосредственно образовательной деятельности и в совместной образовательной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации(сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

2. Ссылка: описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП с учетом возрастных особенностей воспитанников, специфики их возрастных образовательных потребностей и интересов, представлено в подразделе 2.2. ОПДО ДОУ.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников группы

Коррекционная работа

Основу программы коррекционной работы составляют следующие положения:

- коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;

-содержание коррекционной работы:

–это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, направленное на коррекцию в развитии воспитанников;

- все специалисты осуществляют коррекционную работу.

Цель программы коррекционной работы        

–обеспечение коррекции недостатков в развитии различных категорий детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи в освоении общеобразовательной  программы.

Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МБДОУ представлено двумя направлениями: психолого-педагогическая и логопедическая коррекция и развитие ребенка.

Цель логопедического сопровождения ребенка в детском саду–формирование полноценной речи, оказание помощи ребенку в преодолении речевых нарушений для решения задач его развития, обучения, воспитания и социализации.

Основная цель работы педагога -психолога: сохранение  укрепление психологического здоровья детей, содействие их гармоничному развитию в условиях детского сада.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

  Ссылка: конкретное описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик, с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОУ, представлено в разделе 2.4. ОПДО ДОУ.

2.5. Способы поддержки детской инициативы

1. Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников МБДОУ  осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-оказание не директивной помощи детям, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей:  

 1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию

2. Содержание развивающей среды, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы     3. В группе преобладает демократичный стиль общения воспитателей и детей.

4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему можно помочь в поисках нового

Способы поддержки детской инициативы

Вводить        адекватную        оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей               и    способов совершенствования продукта. Спокойно        реагировать        на  неуспех ребенка и предлагать несколько       вариантов исправления работы :повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п.        Рассказывать        детям        о трудностях, которые вы сами испытывали     при     обучении новым видам деятельности.  Создавать ситуации, позволяющие     ребенку реализовывать    свою компетентность,   обретая уважение    и   признание взрослых и сверстников. Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить    его   тем индивидуальным  достижениям, которые есть у каждого. Поддерживать чувство гордости за    свой    труд и удовлетворения   его результатами. Создавать        условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

При необходимости помогать детям и в решении проблем при организации игры. Привлекать детей         к  планированию  жизни группы надень,   неделю,     месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения. Создавать условия и выделять время    для     творческой или познавательной активности детей по интересам.

Эффективные формы поддержки детской инициативы

1.Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком

2.Проектная деятельность

3.Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование

4.Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования

5.Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

2. Ссылка: описание способов и направлений поддержки детской инициативы, с учетом возрастных особенностей воспитанников, представлено в подразделе 2.5. ОПДО ДОУ

2.3.    Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников группы

 1.         Организация работы с родителями в группе среднего дошкольного возраста «Орбита»

Месяц

            Содержание работы

Цель

1

Сентябрь

- Совместная подготовка к учебному году

- Родительское собрание «Давайте познакомимся»

- Буклеты для родителей «Веселая сказка для язычка»    

- Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в учебном году

- Расширение взаимодействия между воспитателем  и родителями; моделирование перспектив взаимодействия

на учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами ДОУ на новый учебный год 

- Познакомить родителей с выполнением полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2

Октябрь

- Выставка поделок из природного материала.

- Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» 

- Консультация «Развитие ребенка 4 -5 лет»

- Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. 

- Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенне – зимний период

- Помочь родителям лучше разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях детей 4-5 лет. 

3

Ноябрь

- Практикум «Пальчиками играем – речь развиваем!»

- Праздник с мамами «День Матери»

- Оформление папки-передвижки «Азбука для родителей» 

- Консультация « Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр». 

- Совместная работа с родителями и детьми «Наш волшебный городок».

- Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

-  Дать рекомендации родителям о способах воспитания детей.

- Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми.

- Привлечь родителей к совместной  деятельности в постройке снежного городка на участке, активизация творчества  родителей и детей. 

4

Декабрь

 - Консультация «Развитие речевого дыхания»

 

- Праздник «Здравствуй Новый год!»

 

- Выставка поделок «Чтобы ёлку не рубить – надо ёлку смастерить!»

 

 - Изготовление буклетов для родителей «Чтобы праздник  принес только радость!»

- Беседы «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют».

- Познакомить родителей с особенностями развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Показать упражнения для развития правильного речевого дыхания.

 - Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы, зала.

 - Приобщить родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплочённость.

 -Повышение воспитательной активности родителей, как участников образовательного процесса.

- Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой;  приобщить к игре ребенка в условиях семьи;  вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

5

Январь

- Родительское собрание «Семья – это главное слово на свете»

- Консультация: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» 

- Повысить уровень педагогической культуры родителей; Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

-Дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребенка 

6

Февраль

- Консультация «Детские истерики?»

- Индивидуальная беседа «Зимние травмы»

- Оформление папки- передвижки: «Защитники отечества».

- Помочь родителям определить причины появления истерики у детей и способы их решения 

- Познакомить родителей с травмами детей на улице в зимнее время. 

- Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.

7

Март

- Тематическая выставка «Говорят у мамы руки не простые, говорят у мамы руки золотые!»

- Праздник «8 Марта»

- Консультация «Пальчиками играем, речь развиваем»

- Привлечь родителей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

- Создать веселое праздничное настроение, организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям и их родителям

- Повысить уровень знаний родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

8

Апрель

- Индивидуальная беседа «Рассмотрим картинку вместе»

- Родительское собрание в форме круглого стола - «Рекомендации на лето»

- Дать рекомендации родителям о способах рассматривания картинок вместе с ребенком, способах развития речи ребенка 

- Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

9

Май

- Памятка «Безопасность ребенка в быту»

- Участие родителей в подготовке прогулочного участка к лету

- Анкетирование «Что вы ждете от детского сада в будущем году?»

- Нацелить родителей проявлять особое внимание к поведению детей  и безопасному поведению в летний период.

- Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей. Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

- Выявить у родителей их удовлетворенность работой детского сада

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 1. Описание материально-технического обеспечения ОПДО ДОУ в группе, обеспеченности группы методическими материалами  и средствами обучения по ОПДО ДОУ

Образовательная область

Основная программа

Парциальная программа

Методические пособия

Социально-

Коммуникативное

развитие

Н.В.Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

 Элементы образовательной технологии «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» под ред. И.А. Кузьмина, А.В. Камкин.

Познавательное

развитие

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Н.В.Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Н.В.Нищева Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2.

Е.Н. Краузе Конспекты занятий воспитателя по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками с ОНР с 3 до 5 лет.

Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала 4+

Формирование элементарных математических представлений

Н.В. Нищева. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 4 до 5 лет

Н. В.Нищева. Рабочая тетрадь для развития математических представлении й у дошкольников с ОНР с 4 до 5 лет.

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Н.В.Нищева Формирование целостной картины мира «Наш детский сад»

Ознакомление с миром природы

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Речевое  развитие

Развитие речи

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Парциальная программа "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". Парциальная программа. ФГОС./Н.В.Нищева

Нищева Н. А Игралка 1.—СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2006.

Тетрадь №2. СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2006.

Приобщение к художественной литературе

Хрестоматия для чтения

детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет.

Художественно –

Эстетическое    развитие

Изобразительная деятельность

Н.В.Нищева     Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Н.В. Дубровская. Парциальная программа. «Художественно- эстетическое развитие дошкольников.

Н.В. Дубровская Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения.

Музыкальная деятельность

«Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры» Нищева Н.В. Гавришева Л.Б.

СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС  2014

Физическое

развитие

Н.В.Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. ФГОС/Ю.А. Кириллова

Ю.А.Кириллова «Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР» с 4 до 5 лет

3.1.  2 Ссылка: описание средств обучения по ОПДО в соответствии с направлениями развития воспитанников, их возрастными особенностями, предоставлено в перечне игрового и учебно – методического оборудования ДОУ, ежегодно разрабатываемом и утверждаемом приказом заведующего.                                                                                                                      

3.2.  Распорядок воспитательного процесса по реализации РП воспитания ДОУ

Календар-ный период

Название мероприятия

Направления воспитания

Сентябрь

Квест «Дорога без опасности»

(от 5-7 лет)

Развитие основ нравственной культуры

Выставка рисунков «Дорогою добра»

(от 3-7 лет)

Развитие основ нравственной культуры

Литературная гостиная

«Люблю тебя, моя Югра»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Оформление альбомов профессий «Профессии наших родителей»

(от 3 до 7 лет)

Воспитание культуры труда

Октябрь

Фотовыставка «Мой край родной, тобой любуюсь»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ экологической культуры

Спортивное развлечение «Подвижные игры народов Югры»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ межэтнического взаимодействия

Развлечение «В гостях у Осени»

Все возрастные группы

Формирование основ экологической культуры

Оформление альбома «Красная книга ХМАО-Югры»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ экологической культуры

Ноябрь

Выставка рисунков «Мы разные, но мы вместе»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ межэтнического взаимодействия

Проект «Театр Дружбы»

Все возрастные группы

Формирование основ межэтнического взаимодействия

Инсценировка сказки «Репка»   (от 1,5 до 3 лет)

Викторина «По страницам любимых сказок»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ социокультурных ценностей

Проект «Мамочка любимая моя»

Все возрастные группы

Формирование семейных ценностей

Декабрь

Выставка рисунков «Здравствуй, Зимушка-зима»

Все возрастные группы

Формирование основ экологической культуры

Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Копилка добрых дел»

Все возрастные группы

Развитие основ нравственной культуры

Экологическая акция «Ёлочка, живи!»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ экологической культуры

Утренники «Здравствуй, праздник, Новый год»

Все возрастные группы

Формирование основ гражданской идентичности

Январь

Развлечение «Пришла Коляда – отворяйте ворота»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ социокультурных ценностей

Виртуальные экскурсии «Заповедники Югры»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ экологической культуры

Выставка «Национальные куклы народов Ханты и Манси»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Февраль

Беседы и презентации с детьми «Мои добрые дела»

Все  возрастные  группы

Развитие основ нравственной культуры

Выставка фотогазет «Мой папа лучше всех»

Все возрастные группы

Формирование семейных ценностей

Выставка поделок «Военная техника нашей страны»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Спортивные развлечения «Защитники Отечества»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Март

Выставка рисунков и поделок «Цветы для любимой мамы»

 Все  возрастные  группы

Формирование семейных ценностей

Утренники, посвященные Международному женскому дню

Все возрастные группы

Формирование основ гражданской идентичности

Формирование семейных ценностей

Игра – путешествие «Дорогою добра»

Все возрастные группы

Развитие основ нравственной культуры

Развлечение «Масленичные забавы»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ социокультурных ценностей

Апрель

Изготовление кормушек (с помощью родителей), участие в акции «Покормите птиц»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ экологической культуры

Развлечение «Вороний день»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ межэтнического взаимодействия

Формирование основ гражданской идентичности

Просмотр презентации «Путешествия в космос»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Проект «Неделя книги»

Все возрастные группы

Формирование основ социокультурных ценностей

Развитие основ нравственной культуры

Май

Выставка детского изобразительного творчества «Спасибо за мир!»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Конкурс чтецов «Наша Победа»

(от 5 до 7 лет)

Участие в акции «Окна Победы»

(от 3 до 7 лет)

Акция «Посади цветок – укрась планету»

Всевозрастныегруппы

Развитие основ нравственной культуры

Июнь

Развлечение «Дружат дети всей Земли»

Все возрастны егруппы

Развитие основ нравственной культуры

Организация книжно-иллюстрированной выставки «В волшебной Пушкинской стране»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ социокультурных ценностей

Интерактивная экскурсия по городу Сургут

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Участие в акции «Окна России»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Июль

Выставка рисунков «Про семью дружную, всем такую нужную»

(от 3 до 7 лет)

Формирование семейных ценностей

Фотопрезентация «День Обласа»

(от 5 до 7 лет)

Формирование основ межэтнического взаимодействия

Игровая программа «Вместе весело играть»

Все возрастные группы

Развитие основ нравственной культуры

Развлечение «В гостях у Лесовичка»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ экологической культуры

Август

Спортивное развлечение «Олимпиада для детей»

(от 5 до 7 лет)

Развитие основ нравственной культуры

Выставка рисунков и поделок «Краски лета»

Все возрастные группы

Формирование основ экологической культуры

Развлечение «Три цвета красками сияют – в стране День флага отмечают»

(от 3 до 7 лет)

Формирование основ гражданской идентичности

Фотовыставка «Наш семейный летний отдых»

Все возрастные группы

Формирование семейных ценностей

3.3   Описание особенностей организации развивающей предметно – пространственной среды группы «Облачко»

 Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя. 

Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).                

Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании.

При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  • зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр занимательной математики»;
  • зона средней активности: «Центр конструирования»; «Центр безопасности»; «Центр изодеятельности»
  • зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»;    «Центр дежурства».
  • Центр «Будем говорить правильно» («Речецветик») в групповом помещении 
    1. Зеркала
    2
    . Пособия и игрушки для развития дыхания (<<Мельница»,  «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т. п.). 
    3
    . Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. 
    4
    . Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. 
    5
    . Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. 
    6
    . Сюжетные картины. 
    7
    . Серии сюжетных картин. 
    8
    . Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. 
    9
    . Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки,  флажки, разноцветные геометрические фигуры и т. п.). 
    10.
    Игры для совершенствования грамматического строя речи. 
    11
    . Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам. 
    12.
     Альбомы и наборы открыток с видами Сургута, Москвы, крупных городов России. 
    13
    . Глобус, карта мира, карта России, карта родного города.
    14.
     Альбом-самоделка «Наш город» (рисунки  и  рассказы детей). 
    15
    . Настольно-печатные дидактически игры по направлению «Человек  в  истории  и культуре,> «<От кареты до ракеты», «Охота на мамонта» и т. п.). 
    16
    . Настольно-печатные дидактические игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». 
    18
    . Безопасность. Рабочие тетради №1; №2; №3; №4. (Закупить)
  • «Центр сенсорного развития»

1. Звучащие игрушки (металлофон, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы)

2. Звучащие игрушки – заместители

3. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов

4. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по лексическим темам.

  • «Центр науки и природы, групповая лаборатория»

1. Стеллаж для пособий

2. Передники, нарукавники, кепочки

3. Природный материал: песок, камушки, ракушки, семена и плоды, кора деревьев, мох, листья

4. Емкости разной вместимости: контейнеры, стаканы

4. Ложки, воронки, сито

6. Песочные часы

7. Вспомогательные материалы: пипетки, вата, марля, шприцы без игл

8. Соломки для коктейля

9. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов

10. Календарь природы

11. Настольно – печатные игры для формирования первичных естественнонаучных представлений («…..

  • «Центр математического развития»

1. Разнообразный счетный материал

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетных палочек

3. Занимательный и познавательный математический материал

4. Наборы объемных геометрических фигур

5. Действующая модель часов

          6. Учебные приборы (линейки, сантиметры)

7. Дидактические математические игры

8. Математическое лото, домино

9. Рабочие тетради по числу детей

  • Центр «Наша библиотека»

   1. Полка для книг

   2. Детские книги по программе и любимые книги детей

   3. Детские энциклопедии, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов

   4. Иллюстративный материал, репродукции картин известных художников

   5. Картотека загадок, скороговорок, пословиц и поговорок

           6. Альбомы из серии «Путешествие в мир живописи»

  • «Центр конструирования»

1. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее

2. Мелкий конструктор типа «Лего»

3. Разрезные картинки (8 – 12 частей), пазлы

4. Игрушки – застежки, игрушки – шнуровки

5. Наборы Фребеля, развивающие игры Воскобовича.

  • Центр «Учимся строить»

1. Строительные конструкторы

2. Небольшие игрушки для обыгрывания построек

3. Транспорт средний, мелкий

4. Макет железной дороги

5. Модель светофора

6. Карточки «дорожные знаки»

  • «Центр художественного творчества»

1. Восковые и акварельные мелки

3. Гуашь, акварельные краски, цветные карандаши

4. Пластилин

5. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка

6. Кисти, стеки, ножницы

7. Трафареты

8. Клеевые карандаши

  • «Музыкальный центр»

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, погремушки, бубен, маракасы, треугольник)

2. Ложки, палочки, молоточки

3. Магнитофон, СД с записью голосов природы, детских песенок, музыкальных произведений по программе

4.  СД с записью пальчиковых гимнастик

5. Портреты композиторов (П.Чайковский, Д.Шостакович, М.Глинка, Д.Кабалевский и др.)

  • Центр «Наша Родина – Россия»

1. Портрет президента России

2. Российский флаг

3. СД с записью гимна России

4. Игрушки, изделия народных промыслов

5. Альбомы и наборы открыток с видами Сургута, Москвы

6. Альбом – самоделка «Наш город» (рисунки и рассказы детей)

  • «Центр сюжетно – ролевых игр»

1. Куклы «девочки» и «мальчики»

2. Комплекты одежды для кукол по сезонам

3. Комплекты постельных принадлежностей

4.Кукольная мебель

5. Кукольные сервизы

6. Атрибуты для нескольких сюжетно – ролевых игр

7. Атрибуты для ряжения

  • Центр «Мы играем в театр»

1. Костюмы, маски, атрибуты

2. Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, настольный)

  • Центр «Здоровье и безопасность»

1. Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Перекресток»

2. Модель светофора

3. Дорожные знаки, жезл

4. Плакаты

  • «Физкультурный центр»

1. Мячи (малые, средние)

2. Мячики массажные разных цветов

3. Кольцеброс

4. Кегли

3.4  Распорядок образовательной деятельности в группе

                                                             

Понедельник

09.00-09.20/09.30-09.50

Речевое развитие

10.45-11.05

Музыка

16.30-16.50

Физическая культура

Вторник

11.00-11.20

Физическая культура

Среда

09.00-09.20/09.30-09.50

Речевое развитие

10.00-10.20

Музыка

Четверг

09.00-09.20

ФЭМП

11.00-11.20

Физическая культура

Пятница

09.00-09.20/09.30-09.50

Речевое развитие

10.00-10.20

ФЦКМ

             

Режим дня

Режимные моменты

Группа среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

Прием детей, утренний «фильтр», ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности, индивидуальная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика

 7.00 – 8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

 8.05 – 8.35

Игры, самостоятельная деятельность детей

 8.35 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (НОД), занятия со специалистами

  9.00 – 9.50

Игровая самостоятельная деятельность детей

Второй завтрак

 10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке, прогулка

 10.10 – 11.45

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

 11.45 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

 12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

 12.30 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

 15.00 – 15.10

Полдник

 15.10 – 15.30

Занятия

15.30 – 15.50

Индивидуальная коррекционная работа воспитателя по заданию учителя – логопеда, индивидуальная образовательная деятельность со специалистами

 15.50 – 16.10

Игры, самостоятельная и организованная деятельность

16.10 – 16.45

Подготовка к ужину, ужин

16.45-17.05

Подготовка к прогулке, прогулка. Игры, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями (законными представителями), уход домой

17.05 – 19.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры ли...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (4 – 5, 5 – 6 лет с ОНР III уровня)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (4 – 5, 5 – 6 лет с ОНР III уровня)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет № 18 «Облачко»

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский с...