Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет № 15 «Солнышко»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. 1 Пояснительная записка

Рабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 24 «Космос» предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа состоит из обязательной части (60%), соответствующей требованиям Стандарта и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%) (далее – формируемая часть).

Цель Программы (обязательная часть) – построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Задачи Программы (обязательная часть):

  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильно речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русской языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность: к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
  • охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.
  • Программа ориентирована на:
  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемой Программы и образовательных программ начального общего образования;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, учет образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • создание развивающей речевой среды в группах компенсирующей направленности.

Программа обеспечит развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности в следующих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Цель реализации Программы (формируемая часть): формирование духовно- нравственных основ личности через приобщение ребенка и окружающих его взрослых, к базовым духовно-нравственным ценностям России; развитие социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств в условиях социально-спортивной среды.

Задачи реализации Программы (формируемая часть):

  • создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;

 

  • развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
  • обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
  • создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
  • интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок
  • формировать опыт ее целостного восприятия;
  • формировать основы безопасного поведения дошкольников в социуме;
  • развивать   навыки   общения   и   взаимодействия                   со           сверстниками                   в соревновательной деятельности;
  • формировать навыки сознательных действий посредством «действий в уме».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 »Космос»

(МБДОУ №24 «Космос»)

СОГЛАСОВАНО:

Председатель Управляющего совета МБДОУ №24 «Космос»

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО:

приказом от 13.08.2021

№ ДС24-11-255/1

Заведующий МБДОУ №24 «Космос»

О.Н. Попова

ПРИНЯТО:

Решением педагогического совета МБДОУ №24 «Космос»

Протокол №1 от 13.08.2021

      Подписано электронной подписью

Сертификат: 63CE7886A1BCF446A62059DC058015AB7CE32F43

Владелец: Попова Оксана Николаевна Действителен: 23.10.2020 с по 23.01.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

«Солнышко»

на 2021 -2022 учебный год и летний период 2022 Срок реализации: 1 год (с 01.09.2021 по 31.08.2022)

Составители:

Машкова Н.В.

-воспитатель

Амаханова Р.М.

-учитель-логопед

Гурина Я.Г.

-учитель музыки

КельметрЕ.В.

-учитель физической

культуры

г. Сургут, 2021 г.

Содержание:

1.. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка: цели, задачи………………………………………………..
  1. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………..

1.1.2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:…..………

  1. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. Содержание образовательной деятельности ……………………………………… ..
  1. Вариативные формы, способы, методы и средства Программы ……………….....
  2. Образовательная деятельность по коррекции речи и отклонений в развитии воспитанников группы …………………………………………………………………...
  3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных

практик…………………………………………………………………………………….

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………….
  2. Особенности        взаимодействия        педагогического        коллектива        с        семьями воспитанников ……………………………………………………………………………
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. Материально-техническое обеспечение АООПДО ДОУ в группе, обеспеченность группы методическими материалами и средствами обучения по АООПДО ДОУ.…….
  2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе…………………………………………………………………………………………
  3. Распорядок образовательной деятельности в группе…………………………………

3.3.1.Учебный план……………………………………………………………….………….

3.3.2.Расписание занятий…………………………………………………………………….

  1. Традиционные события, праздники, мероприятия……………………………………

Список литературы……………………………………………………………..……………

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. 1 Пояснительная записка

Рабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 24 «Космос» предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа состоит из обязательной части (60%), соответствующей требованиям Стандарта и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%) (далее – формируемая часть).

Цель Программы (обязательная часть) – построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Задачи Программы (обязательная часть):

  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильно речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русской языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность: к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
  • охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.
  • Программа ориентирована на:
  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемой Программы и образовательных программ начального общего образования;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, учет образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • создание развивающей речевой среды в группах компенсирующей направленности.

Программа обеспечит развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности в следующих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Цель реализации Программы (формируемая часть): формирование духовно- нравственных основ личности через приобщение ребенка и окружающих его взрослых, к базовым духовно-нравственным ценностям России; развитие социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств в условиях социально-спортивной среды.

Задачи реализации Программы (формируемая часть):

  • создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
  • развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
  • обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
  • создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
  • интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок
  • формировать опыт ее целостного восприятия;
  • формировать основы безопасного поведения дошкольников в социуме;
  • развивать        навыки        общения        и        взаимодействия        со        сверстниками        в соревновательной деятельности;
  • формировать навыки сознательных действий посредством «действий в уме».

1.1.1Подходы к формированию Программы

Успех коррекционной работы зависит от качества воспитательно-образовательного процесса, от создания условий для индивидуального и личностного развития ребенка и обеспечивается только правильной, научно-обоснованной системой воспитания и обучения, построенной на традиционных и современных методиках и технологиях дошкольного образования, основах коррекционно-педагогической работы для детей с нарушениями, предусматривающей последовательное целенаправленное развитие ребенка с учетом тяжести речевого дефекта, особенностей психического развития и индивидуальных особенностей.

Система коррекционного обучения и воспитания строится на основе психолого- педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами: игровой, трудовой, учебной, познавательной, творческой и коммуникативной (Левина Р.Е.).

При составлении основной части рабочей программы для детей с ТНР была использована «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3—7 лет» Н. В. Нищевой,        интегрированная        программа        художественно-эстетического                развития дошкольника от 2 до 7 лет "Цвет творчества" Дубровской Н. В., парциальная программа "Добро                пожаловать                в        экологию!"                Воронкевич                О.        А.,        парциальная        программа "Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОО" Кирилловой Ю. А. Часть        Программы,        формируемая        участниками        образовательных        отношений, включает в себя образовательную технологию «Воспитание на социокультурном опыте» под ред. И.А.Кузьмина,, А.В.Камкина и учебно-методического комплекса по обучению дошкольников игре в шахматы «Феникс» Кузина А.В., Коновалова Н.В.,

Скаржинского Н.С.

Программа «Наследие Югры: на пути к истокам», Л.Л. Лашкова, П.П. Ушакова, С.А. Якоб (Программа формирования ценностного отношения к природе и культуре

ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры: на пути к истокам», Л.Л.Лашкова, П.П. Ушакова, С.А. Якоб. М: Русское слово, 2019).

1.1.2.Значимые для разработки Программы характеристики

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание учебного материала рабочей программы учитывает специфические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей имеются недостатки произносительной стороны речи, обусловленные нарушением иннервации артикуляционного аппарата в результате диффузного поражения центральной нервной системы (ЦНС). Присутствуют грубые нарушения лексико-грамматических категорий и связной речи, словарный запас значительно преобладает над активным.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания (недостаточная устойчивость, ограничение возможности его распределять и др.); памяти        (низкий        уровень        вербальной        памяти,        запоминание        линейных        рядов, непонимание многоступенчатых инструкций и последовательности заданий и др.); познавательной деятельности. Возникают трудности в развитии наглядно-образного мышления,        операций        анализа,        синтеза,                сравнения,        оптико-пространственных        и временных представлений. У значительной части детей наблюдается двигательная недостаточность, моторная неловкость, проявляющаяся в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения, а также, недоразвитие мелкой моторики рук, слабая координация пальцев и трудности в овладении графомоторными навыками. Поэтому, в процессе воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются во внимание общеразвивающие и коррекционные цели: коррекция речи и        высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения),

коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

Общая характеристика группы

Общая численность детей - 15 человек.

Оценка здоровья детей группы

Группа (возр аст)

Группа здоровья

Диагноз (психолого-педагогическая

классификация)

Диагноз (клиническая классификация)

Ста ршая (6-7)

I

II

III

IV

ОНРI

ОНРII

ОНРII -III

ОНРIII

НВ ОНР

Дизартрия разной степени

тяжести

Заикание

Другие ди агнозы

13

6

6

1

4

-

-

Основной целью образовательной деятельности на учебный год является обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития воспитанников.


1.2.Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы представляют собой целевые ориентиры дошкольного образования–социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры представлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий, а также особенностей детей с нарушениями речи, в том числе детей-инвалидов и составлены на основе обобщения достижений дошкольной педагогики, возрастной и специальной психологии, логопедии.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (ч.2 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ч.2ст.64ФЗот 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (6-7 лет)

«Социально-коммуникативное развитие»: умеет вступать в деловое сотрудничество со сверстниками в разных формах коллективной деятельности, проявляет организаторские способности, при взаимодействии демонстрирует дружественные, добрые отношения. Способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты.

Знает правила безопасного поведения в быту, в природе, на улицах города, в экстремальных ситуациях. Умеет обратиться за помощью к взрослым. Знает правила поведения в общественных местах: в магазине, театре, транспорте. Имеет представления о профессии родителей, знает название родного города, государства, основную символику (флаг, герб, гимн). Проявляет интерес к жизни народов других стран и континентов.

Умеет организовывать совместную деятельность, не мешать сверстникам, занятым своими делами бережно относиться к продуктам их деятельности. Проявляет различные игровые интересы, при этом может отдавать предпочтение определенному виду игр (выбор может быть обусловлен интересом к определенному партнеру). Владеет совместной сюжетно-ролевой игрой, проявляет активность в ролевом взаимодействии. Умеет согласовывать индивидуальный творческий замысел с партнерами-сверстниками. Различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. В игре демонстрирует коммуникативные, организаторские способности, самостоятельность, инициативу, творчество. Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла (использовать готовые игрушки, предметы-заместители и игровые атрибуты).

По собственной инициативе включается в разные формы трудовой деятельности (поручение, дежурство, коллективный труд, бригадный труд) и сам находит партнеров для исполнения их совместно. Знает правила сохранения и укрепления собственного здоровья, выполняет правила личной гигиены.

«Познавательное развитие»: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Владеет разными способами осуществления практико-познавательной деятельности: экспериментированием, моделированием, рассуждением. Проявляет творчество в процессе практического познания: высказывает догадки, выдвигает гипотезы, некоторые из них пытается проверить; включается в обсуждение результатов познавательно-практической деятельности, умеет делать умозаключения. Демонстрирует потребность в общении со взрослым как носителем знаний, источником интересных сведений, объяснений; как руководителем и организатором открытия новой информации и способов ее познания.

Знает геометрические фигуры (угольные и округлые), умеет дать характеристику углам, называя их словами: острый, тупой, прямой; из набора геометрических фигур умеет выложить изображение по образцу, условию (по правилу), замыслу. Ориентируется на листе бумаги в клетку, определяет на листе бумаги местоположение точек для ориентировки (углы: правый и левый — верхние, правый и левый — нижние; стороны: правая, левая, нижняя, верхняя; центр листа).

Владеет обобщенными представлениями о свойствах предметов, умением выделять самостоятельно основания классификации. Обладает элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории и др. Владеет счетом в пределах десятка (прямым и обратным), знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), соотносит цифру и количество предметов, ориентируется во временных понятиях. Умеет решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие; знает, что в задаче есть условие и вопрос, числовые данные;

умеет «записать» задачу и ее решение, пользуясь готовыми карточками с цифрами и знаками.

Знает основные признаки живого, умеет устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям: животные и растения живут в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.). Проявляет устойчивый интерес к тому, как устроен его собственный организм, осознает необходимость укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. Демонстрирует бережное, гуманное отношение к природе, готовность оказать помощь в случае необходимости.

В конструировании проявляет самостоятельность и творчество в реализации собственных замыслов конструирования из разных материалов, умеет находить простые технические решения, адекватно оценивать собственную продукцию и умения. Строит по заданной схеме как индивидуально, так и в коллективной игре. Проявляет устойчивый интерес к совместной коллективной конструктивной деятельности, переходящей в строительные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

«Речевое развитие»: овладел моделью структуры рассказа: повествовательного, описательного, доказательного. Доступно придумывание разных видов творческих рассказов (придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели). Активно пользуется речью во взаимодействии: обучает сверстника новой настольно-печатной игре, правилам подвижной игры, соответствующим словесным дидактическим и народным играм, участвует в сюжетно-ролевой игре, разворачивает замысел. Знает наизусть стихи и сказки, проявляет интерес к художественной литературе, различает жанры.

Использует выразительные средства речи, придающие тексту неповторимость авторского сочинения, учится пользоваться и неречевыми средствами коммуникации

— жестами, мимикой, движениями. Обогащение словарного запаса происходит на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, формирования и дифференциации понятий (транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; одежда зимняя, летняя, демисезонная и др.). У ребенка возникает понимание таких языковых явлений, как антонимия (сладкий-кислый), синонимия (сладкий-сахарный), многозначность слова (коса, розетка).

Учится употреблять в высказываниях различные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью); развивается осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно. Овладевает способами словообразования глаголов, существительных, прилагательных.

Овладевает фонематическим анализом слов, учится различать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении звуки — согласные свистящие, шипящие, сонорные (с—з, ш—ж, с—ш, л—р и др.), твердые и мягкие (р—рь, л—ль, с—сь), звонкие и глухие (д—т, б—п и др.).

Совершенствуется интонационная выразительность речи, фонематическое восприятие. Сохраняется интерес к звучащему слову, что проявляется в детском словотворчестве, играх со звуками и рифмами, в вопросах о звучании и значении слов,

толковании их смысла. Формируются представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения, умение подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию. Складываются предпосылки грамотности (перевод звуковой формы слова в графическую модель). Пытается читать, упражняется в прописи отдельных фигур, подготавливающих руку к письму.

«Художественно-эстетическое развитие»: проявляет постоянный и устойчивый интерес к окружающей действительности, эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений; проявляет интерес к произведениям искусства. Проявляет желание посещать музеи, театры. Знает различные виды: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн. В речи использует некоторые художественные термины.

Рисование: умеет по собственному замыслу рисовать карандашами, гуашью, акварелью (по сухой и влажной поверхности), знает правила построения композиции разных по величине и форме, старается соблюдать их; с удовольствием занимается экспериментированием (смешивание красок, получение новых; окрашивание воды, ткани, соломки и т.п.); знает все цвета спектра, их оттенки.

Лепка: достаточно хорошо владеет способами создания образных фигур; пользуется стеками и другими подсобными материалами по назначению; знает средства выразительности объемных фигур и использует их в лепке; умеет правильно передать пропорции, движение, настроение, характер образа человека, животных. С удовольствием включается в коллективную творческую работу по созданию многофигурных предметных и сюжетных композиций.

Аппликация: хорошо знает материалы, которые можно использовать (разная бумага, ткань, разнообразный природный материал); владеет приемами и способами вырезания, способом обрыва; подбирает цвет для создания своих аппликационных работ; правильно выкладывает и наклеивает все части, из которых состоит отдельный образ или сюжет, пользуется инструментами, строит композицию на различных по формату и форме поверхностях.

Музыкальная деятельность: эмоционально и увлеченно слушает музыку, говорит о ней, имеет представление о народной, классической, современной музыке, использует в речи музыкальные термины (вокальная, инструментальная музыка; солист, дирижер, композитор, исполнитель, оркестр; мелодия, ритм, темп, балет, опера, концерт и др.). Умеет дифференцированно воспринимать музыку, сравнивать высоту звуков, их длительность, ритм, темп, тембр, динамику, определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш; вальс, русская плясовая, полька). Исполняет несложные песни в удобном диапазоне; чисто интонирует с аккомпанементом отдельные отрезки мелодии песен или мелодию, поет в хоре; овладел элементарными певческими навыками (распределяет дыхание, достаточно четко артикулирует, пропевает длинные звуки и др.).

Выполняет музыкально-ритмические движения, обогатился «арсенал» танцевальных движений, откликается на музыку разного характера выразительными

естественными движениями тела, использует язык жестов и мимики; самостоятельно придумывает небольшие танцевальные композиции.

Играет на различных детских музыкальных инструментах; слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении. Самостоятельно подбирает инструменты, соответствующие характеру музыкальной пьесы, ее частей; играет несложные мелодии на различных детских музыкальных инструментах; умеет сотрудничать в коллективном музыкальном творчестве, пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах; с желанием выполняет творческие задания. Проявляет творческую активность, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома.

Театрализованная деятельность: самостоятельно выбирает сказку, стихотворение, песню для постановки, готовит необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределяет между собой обязанности и роли. Проявляет эстетический вкус в передаче образа, выразительные средства (позу, мимику, жесты, движение). Широко использует разные виды театра (кукольный, пальчиковый и др.).

Физическое развитие: развита крупная и мелкая моторика, двигательные умения ребенка отличаются разнообразием, понимает их значимость для собственного здоровья и развития, заметен избирательный интерес к определенным видам физических упражнений; сформированы некоторые организаторские умения (например, умеет вовлечь в игру сверстников, руководить подвижной игрой без помощи взрослых). Движения характеризуются ловкостью, быстротой, техничностью, умением выбирать нужный способ движения в определенных ситуациях (контролирует движения и управляет ими). Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (умывание, чистка зубов, культура еды, пользование носовым платком и др.), знает основные правила здорового образа жизни. В поведении преобладает ровное, активное состояние, положительный эмоциональный тонус, доброжелательность по отношению к окружающим людям.

1.2.2. Планируемые результаты освоения Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

"Шахматы для дошкольников"

Старший дошкольный возраст с 6-7 лет

Планируемые результаты освоения программы

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре

Освоение новых видов дидактических игр, игровых

упражнений

К концу года дети должны знать

Шахматные термины: белое или черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат.

Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,

король, пешка

Правила хода и взятия каждой фигуры

К концу года дети должны уметь

Ориентироваться на шахматной доске, согласовывать

действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, друг с другом

Правильно размещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры в начальном положении

Рокировать, объявлять шах, решать шахматные элементарные задачи

«Воспитание на социокультурном опыте»

Таблица 10

Старший дошкольный возраст с 6-7 лет

Планируемые результаты освоения программы

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей,

инициативности, толерантности, самостоятельности.

Сформировать целостно развитую личность

Освоение новых видов дидактических игр, игровых упражнений

К концу года дети должны знать

Социокультурные и духовно-нравственные ценности

К концу года дети должны уметь

Установить системные связи и зависимости между разновидностями разных свойств.

Активно вступает в контакты со сверстниками ивзрослыми.

Точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание образовательной деятельности.

Конкретное описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в 5 образовательных областях представлено в подразделе 2.1 АООПДО ДОУ.

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства Программы.

Для реализации Программы используются разнообразные вариативные формы совместной деятельности: игровая и познавательно-исследовательская деятельность, коллекционирование, экспериментальная лаборатория, чтение художественной литературы, занятия.

Игра – форма отражения детьми окружающей их жизни. В игре дети, прежде всего, отражают действия людей, их отношение к предметам, труду, искусству, бытовые и общественные взаимоотношения. Игра не остается неизменной – она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром и расширения круга представлений под влиянием обучения и воспитания.

Сюжетная игра

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности

предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В старшем дошкольном возрасте - это сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

Творческая игра

Творческая игра – самостоятельная игра детей, в которой дети отражают окружающую их жизнь. Особенностью творческой игры является наличие замысла, сюжета, ролей, игровые действия, речевое общение детей в процессе игры, коллективный характер игры. Для творческой игры характерен ярко выраженный процесс воображения. Без воображения творческая игра невозможна, потому что именно силой воображения детей создаются обстоятельства, образы, воспроизводимые в игре. Воображение создает возможность сочетать в игре обычное с необычным, и придает ей ту своеобразную прелесть, которая неповторима ни в какой другой деятельности.

Игра-драматизация

В играх-драматизациях дети разыгрывают готовый сюжет. Своеобразие игр- драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа детьми выполняются определенные роли и воспроизводятся все события в их последовательности. Игры-драматизации являются разновидностью творческих игр, потому что в их основе лежит творческое воспроизведение образа, действия. В этих играх дети усваивают идейное содержание того или иного произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность, и все это содействует как социально-личностному и коммуникативному, так и познавательному развитию.

Дидактическая игра

Основной дидактической игры является познавательное содержание, которое реализуется в игровом замысле, игровых действия, игровых правилах, результате игры. Замысел игры имеет форму задачи, в которой даны лишь некоторые условия и по ним требуется решить задачу. Игровые действия – действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрою через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру в ходе самой игры. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют большую роль – определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношение детей в игре.

Игры с правилами на физическую компетенцию

Усложнение игр с правилами на физическую компетенцию осуществляется в соответствии с функциональной возможностью осуществлять детьми игру самостоятельно.

  1. Игры с параллельными действиями играющих, в которой дети одновременно выполняют одинаковые действия по сигналу ведущего.
  2. Игры с поочередными действиями играющих, в процессе которых у детей осуществляется простейшее взаимодействие, основанное на слаженном повторении партнерами своих действий.
  3. Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре – способ формирования умений играть самостоятельно, прежде всего, означает способность каждого из детей выполнить роль ведущего
  4. Игры, в которых ребенок выполняет роль ведущего и водящего.

Игра с правилами на умственную компетенцию

В игры с правилами на умственную компетенцию (шашки, шахматы и аналогичные игры) ребенок обучается играть взрослым в самом конце дошкольного детства.

Строительная (конструктивная) игра

В основе строительных игр лежит конструктивная деятельность детей. Строительная игра является средством закрепления представлений детей о пространстве, о геометрических телах, о соотношении частей. В строительных играх имеется игровой замысел, реализация которого требует предварительного обдумывания: из чего сделать постройку, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Все это требует от ребенка аналитической и синтетической деятельности, что способствует развитию конструктивного мышления. В играх дети практически овладевают словарем, называя понятия, выражающие названия геометрических фигур, пространственные отношения. В конструктивных играх дети отражают явления общественной жизни: строят дома, дороги, мосты, вокзалы, магазины и др.

Продуктивная деятельность

…или репрезентирующие (моделирующие) виды деятельности, доступные дошкольнику. Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Во многом, продуктивная деятельность в дошкольном детстве переплетается с сюжетной игрой. Но, в тоже время, продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве представляет собой активность, направленную на постижение окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте, по мере развития психофизиологических функций ребенка, познавательно-исследовательская деятельность становится сложнее. Развитие восприятия, мышления, речи дает возможность ребенку сместиться с изучения

непосредственно окружающих его вещей к более отвлеченным предметам. Естественными формами познавательно-исследовательской деятельности дошкольника являются непосредственные действия с предметами и вербальные формы исследования. Дошкольник в познавательно-исследовательской деятельности, не только расширяет свои представления об окружающем, но и овладевает характерными для данной культуры способами упорядочения опыта, что позволяет ему в старшем дошкольном возрасте иметь достаточно целостные представления об окружающем мире.

Коллекционирование

В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Коллекционирование в общепринятом понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, картинок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и многое другое. Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация, а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.

При реализации Программы используются своеобразные тематики коллекционирования: «Подводный мир», «Народная игрушка», «Быт народов Севера»,

«Зеленая аптека», «Игрушки бабушек и дедушек» и др..

Экспериментальная лаборатория

При реализации Программы основные усилия по формированию элементарных математических представлений должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность и интерес к самому процессу познания математики, не бояться ошибаться, стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели. Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. Дошкольников интересует: как люди научились считать, вычислять, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькуляторы, компьютер, как составили календарь, появились приборы для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину. Каждый из этих вопросов составляет «цепочку» рассуждений, бесед, наблюдений. Например, на понятном для детей материале взрослые можно помочь изготовить действующие модели разных видов часов и весов, проследить историю их развития и преобразования.

Чтение художественной литературы

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы

непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой. Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции.

Занятия

Занятие имеет целью не только сообщение и получение детьми знаний, но и организация их поведения, выражающее в умении активно участвовать в совместной деятельности, быть сдержанным, уважать интересы других. В ходе занятия формируются активность детей, умение слушать, наблюдать, проявлять инициативу. Проведение занятия осуществляется в соответствии с принципами дидактики: доступность, постепенность и последовательность, активность, наглядность в сочетании со словом, индивидуальный подход к каждому ребенку. Приемы и средства, используемые в процессе занятия: дидактическая игра, пояснение и показ, наблюдения, вопросы, беседа, игровые приемы, упражнение, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.

Продолжительность занятия для детей для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине времени, отведенного на занятие, педагоги обязательно проводят физкультминутку, а в течение занятия – дыхательную и зрительную гимнастики

Перерывы между периодами занятиями составляют не менее 10 минут.

Программа реализуется через следующие способы и методы, используемые в образовательной деятельности: словесные, наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций, практические, репродуктивный метод, методы проблемного изложения и практического экспериментирования, исследовательский метод, моделирование, которые подобраны с учетом возрастных особенностей детей, типологических особенностей речевого дефекта, специфики их возрастных образовательных потребностей.

Подробное описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы представлено в подразделе 2.2.АООПДО ДОУ

  1. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников группы

Эффективность коррекционного обучения определяется четкой организацией детей в период пребывания их в группе, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей (режим дня воспитанников на учебный год с учетом возрастных особенностей; учебный план , расписание занятий на учебный год, рабочая программа и т.д.

При проведении занятий в группе (кроме музыкальной и физкультурной) по возможности каждая возрастная группа делится на подгруппы с целью полноценного овладения учебным материалом, с учетом речевых и специфических возможностей

детей. Первая подгруппа детей работает с воспитателем, вторая подгруппа – с учителем-логопедом.

В ходе образовательной деятельности детей воспитатели музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре решают общеобразовательные задачи, предусмотренные содержанием Программы, решают коррекционные задачи, закрепляют полученные ребенком речевые навыки.

Для этого в режим дня и образовательную деятельность включены ежедневные логопедические минутки и коррекционные круги – система специальных упражнений, направленных на нормализацию жизненных сил организма, воспитание двигательного и речевого здоровья

При коррекции речевых нарушений учителем-логопедом используются подгрупповые и индивидуальные формы работы (логопедические занятия). Продолжительность индивидуальной образовательной деятельности не превышает 15 минут.

Ежедневно, во второй половине дня, кроме четверга, воспитатели группы выполняют индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию учителя- логопеда. В это время остальные дети заняты самостоятельной деятельностью (игровой, продуктивной, досуговой и др.) Еженедельно родители получают рекомендации учителей-логопедов по закреплению правильной речи в домашних условиях.

Все педагоги группы предъявляют единые требования к ребенку с речевыми нарушениями, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные во всех видах образовательной деятельности, способствуют всестороннему развитию личности дошкольника.

В группах компенсирующей направленности освоение АООПДО ДОУ детьми с ОВЗ и/или инвалидностью, имеющими нарушения, отличные от специфики АООПДО ДОУ, реализуемой в группе, по единой нозологии, осуществляется по АОП, разработанным индивидуально для каждого воспитанника с ОВЗ и/или инвалидностью.

  1. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных

практик.

Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОУ, представлено в подразделе 2.4 АООПДО ДОУ

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Серьезное значение для ребенка с ТНР имеет создание благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Развивающие ситуации – это ситуации, где ребенку предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, использования правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У каждого ребёнка проявляются возможности обсуждать, действовать, отображать и дополнять. Ситуация может наполняться разным содержанием: может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, а может создаваться на основе каких-то событий и т.д., и продолжаться на протяжении дня, недели и даже месяца.

Социальные ситуации могут возникать спонтанно, а педагог подхватывает её и насыщает развивающим содержанием в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, беря инициативу в свои руки и заранее планируя развивающую ситуацию, которая обеспечивает наиболее успешную реализацию учебно- воспитательных целей дошкольного образования согласно возрасту и индивидуальным условиям.

Большую роль в развитии детской инициативы играет самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды. Таким образом, педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса.

Описание способов и направлений поддержки детской инициативы с учетом возрастных особенностей, а также особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей представлено в подразделе 2.5. АООПДО ДОУ

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Поэтому основной целью педагогов группы является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников.

Для этого используются разнообразные формы взаимодействия: Знакомство с семьями: опросники, беседы.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса осуществляется через: дни открытых дверей, индивидуальные или групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, памятки, буклеты, журналы учета времени, затрачиваемого на реализацию Программы в процессе непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.

Педагогическое просвещение родителей: семинары, практикумы, медиатеки, родительский университет, мастер-классы, деловые игры, тренинги.

Совместная деятельность: культурно-досуговая деятельность, художественное творчество, проектная и исследовательская деятельность, конкурсы и др.

Модель партнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, с учетом вариативных форм и методов сотрудничества представлены в подразделе 2.6.АООПДО.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально-техническое обеспечение АООПДО ДОУ в группе, обеспеченность группы методическими материалами и средствами обучения по

АООПДО ДОУ.

В группе созданы необходимые условия для пребывания и развития воспитанников, обеспечивающие формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Образовательные помещения полифункциональна, что позволяет создать условия для разных видов детской активности: игровой, познавательной, исследовательской, творческой, с учетом рационального использования пространства; оснащены мебелью с учетом антропометрических показателей воспитанников. Столы и стулья установлены по числу детей. Пространство группы организовано в виде «центров активности», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В группе имеются физкультурный и книжный центры, библиотека, экологический центр, атрибуты для театральной деятельности, центр самостоятельной продуктивной деятельности, развивающие игры, необходимое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, уголок по ОБЖ и пр.

Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей Игровое и учебно-методическое оборудование для одной образовательной области может использоваться для реализации других образовательных областей. Все оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Игрушки соответствуют требованиям о безопасности продукции, предназначенной для детей.

Наглядно-дидактическое обеспечение

п/п

Название НОД

Содержание

1

Развитие речи

Картины. Наборы сюжетных картин, схем, моделей, картинных планов для

составления рассказов и пересказов. Иллюстрации. Настольно-печатные игры.

Картотеки дидактических игр по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, связной речи.

2

ФЭМП

Демонстрационный и раздаточный материал для обучения счету;формированию представлений о величине, форме, цвете; временных и пространственных отношений; о числе и количестве.

Дидактические игры.

3

Окружающий мир

Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о предметах и явлениях действительности; о себе и ближайшем социальном окружении; макросоциальной среде.

Дидактические игры.

4

Экологическое воспитание

Демонстрационный и раздаточный материал для формирования экологических представлений.

Дидактические игры.

5

Конструирование

Мелкий и крупный строительный материал. Природный и бросовый материал.

Бумага. Инструменты.

6

Рисование

Бумага для рисования. Художественные материалы (карандаши, акварельные и

гуашевые краски, мелки, пастель, штампы, оттиски).

7

Лепка

Пластилин, стеки, дощечки.

8

Аппликация

Цветная и альбомная бумага. Инструменты.

Коррекционное направление

Логопедическое занятие

Содержание

1

Коррекция звукопроизношения (индивидуальная

образовательная

деятельность)

Картотеки упражнений для артикуляционной гимнастики, дыхания, голоса. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков. Картинки, игрушки.

2

Формирование лексико- грамматических

категорий

Предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам.

Настольно-печатные игры по лексическим темам). Картотеки дидактических игр по обогащению словаря, формированию грамматических категорий,

связной речи.

3

Развитие связной речи

Картины, репродукции. Наборы сюжетных картин, схем, моделей, картинных

планов для составления рассказов и пересказов. Иллюстрации. Тексты.

4

Формирование звуковой культуры речи

Предметные и сюжетные картинки. Раздаточный и демонстрационный материал для формирования навыков фонематического анализа и синтеза («звуковички», фишки, звуковые линейки и т.д.).

Картотеки дидактических игр для формирования навыков языкового анализа и

синтеза.

5

Обучение грамоте

Предметные и сюжетные картинки. Раздаточный и демонстрационный материал для формирования навыков фонематического анализа и синтеза («звуковички», фишки, звуковые линейки, счетные палочки и т.д.).

Касса букв, азбука. Таблицы и тексты для чтения. Тетради для печатания букв и слогов. Картотеки дидактических игр для ознакомления с буквами и

закрепления навыков языкового анализа и синтеза.

Прогулочный участок оснащен верандой, малыми формами: песочницей, наполненной песком, столом и двумя скамейками. На веранде имеется стол для осуществления питьевого режима, ящик с разнообразным игровым материалом.

Описание средств обучения по АООПДО ДОУ в соответствии с направлениями развития воспитанников, их возрастными особенностями, а также особенностями их психофизического развития представлено в перечне игрового и учебно-методического

оборудования ДОУ, ежегодно разрабатываемом по состоянию на начало финансового года и утверждаемом приказом заведующего.

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Развивающая        предметно-пространственная        среда        в        группе        содержательно- насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Отбор методов обучения осуществляется с учётом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу. В соответствии с содержанием Программы и с учётом местных условий, педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе. Этому способствует календарно-тематическое планирование по лексическим темам на весь период реализации Программы.

Особое внимание уделяется формам работы с детьми, которые разнообразны в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания. В процессе НОД и в режимных моментах воспитатель уточняет, как дети усвоили то, или иное содержание и как используют его в процессе художественных видов деятельности и в их отношении к явлениям общественной жизни.

Предметная среда предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда целесообразна, удобна, информативна, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Предметно-развивающая среда в групповом помещении

№ п/п

Образоват ельная область

Содержание

1

Социальн о-

коммуникатив ное направление

Игровое оборудование. Игровые модули «Поликлиника», «Магазин», «Кафе»,

«Парикмахерская» и др. Сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-

драматизации. Уголки театральной деятельности (наборы кукол, маски, атрибутика, ширмы, костюмы).Настольно-печатные игры. Уголки самостоятельной

деятельности детей Сюжетно-ролевые игры. Демонстрационный материал (плакаты, картины).Пооперационные карты (мытье рук, одевание и т.д.).Уголки по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, ГО и ЧС. Уголок дежурства.

Пооперационные карты ухода за комнатными растениями. Дидактические игры

о профессиях и труде.

2

Речевое развитие

Тематические наборы картинок. Наборы сюжетных картин, схем, моделей для составления рассказов. Библиотека художественной литературы. Дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры. Рамки и вкладыши тематические.

Аудиозаписи художественных произведений. Портреты писателей.

3

Познавате льное развитие

Муляжи фруктов и овощей, наборы продуктов, наборы строительных элементов. Уголки экспериментальной и исследовательской деятельности. Уголки

природы. Энциклопедии.

Настольно-печатные игры. Мелкий и крупный строительный материал.

Мозаики, конструкторы., домино, вкладыши, шнуровки, лото и др. Наборы счетного материала. Весы, наборы для экспериментирования (пипетки, пробирки и др.).

Разрезные картинки, мозаики, конструкторы, вкладыши.

4

Художест венно-эстетическое развитие

Центры детского творчества. Портреты художников. Репродукции. Детские музыкальные инструменты.

Аудиозаписи детских песен, музыкальных произведений. Наборы перчаточных

кукол. Ширмы.

5

Физическ ое развитие

Физкультурные уголки: мячи, скакалки, городки, кегли, кольцебросы, мешочки для метания, обручи и др. Атрибуты для закаливающих мероприятий. Наборы

шашек, шахмат.

  1. Распорядок образовательной деятельности в группе

  1. Учебный план

Виды занятий

Количество занятий в неделю

Старшая группа

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

2 раза в неделю

Познавательно-исследовательская деятельность

1 раз в неделю

Формирование целостной картины мира

1 раз в неделю

Речевое развитие

Развитие речи

4 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие

2 раза в неделю

Физическое развитие

3 раза в неделю

Аппликация

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Индивидуальное занятие с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Итого в неделю        16

* - проведение за рамками занятий, (в совместной деятельности педагога с детьми)

  1. Расписание занятий

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Название

9.00-9.30

9.00-9.30/9.40-10.10

9.00-9.30/9.40-10.10

9.00-9.30/9.40-10.10

9.00-9.30/9.40-10.10

занятия

ФЭМП

09.50-10.20

Развитие речи

(логопед)

Развитие речи

(логопед)

Развитие речи

(логопед)

Развитие речи

(логопед)

Физическая культура

10.20-10.50

10.30-11.00

10.20-10.50

10.20-10.50

Музыка

Физическая

ФЭМП

Музыка

культура

11.45-12.15

Физическая культура

(улица)

15.30-16.00

16.00-16.30

15.30-16.00

16.00-16.30

Художественное

«Алгоритмика»)

ПИД/ФЦКМ

«Алгоритмика»

творчество

(Рисование)


  1. Традиционные события, праздники, мероприятия

Культурно-досуговая деятельность в Программе рассматривается нами как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе отдыха, раз- влечений, праздников, досугов, посвященных значимым датам общественно- политической жизни родной страны: Дню народного единства, Дню Матери, Дню Защитников Отечества, 8 марта, 9 мая, Международному дню защиты детей, Дню России; бытовым и сезонным событиям окружающей жизни: празднованию Дня Знаний, Осенины и Нового года, Выпуска будущих школьников. Подготовка и проведение фольклорных  досугов и развлечений:  «Масленица», «Святки-колядки»,

«Сундучок народных игр» «Игры народов Ханты и Манси и т.д., способствуют приобщению детей к истокам русской культуры, кладези народной мудрости.

В организации досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог- психолог, инструктор по физической культуре. Такой подход опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет серьезное значение для его эстетического воспитания и общего развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, О.М. Дьяченко, Н.Н. Подъяков и др).

Большое значение имеют в жизни дошкольников – праздники, цель которых – создание радостного настроения, вызывание положительного эмоционального подъема, формирование праздничной культуры. Подготовка к празднику вызывает интерес к предстоящему торжеству, тем самым формируются моральные и нравственные качества, художественный вкус. Создаются условия для выхода детских стремлений: участие ребят в песнях, танцах, инсценировках. Все это обеспечивает социализацию, формирует активную позицию, приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

Для проведения досугов и развлечений используется интегрирование разных видов деятельности: музыкальной, коммуникативной, игровой, театрализованной, художественной. Таким образом, педагогами группы планируются музыкально- логопедические досуги, музыкально-спортивные развлечения и т.д.

Организация культурно-досуговой деятельности в группе способствует активному вовлечению родителей воспитанников в творческий процесс, позволяет им пристальнее присмотреться к своему ребенку, обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, обусловленные дефектами у детей произносительной стороны и грамматического строя речи, бедностью лексического запаса, нарушениями общей и мелкой моторики, ограниченной контактностью, замедленной включаемостью в ситуацию общения. Участие родителей в групповых праздниках и досугах помогает устанавливать теплые доверительные взаимоотношения, положительный эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми.

Формы проведения досуговой деятельности:

Праздники и развлечения

Выставки

Спортивные досуги

Познавательные

Творческие

Проводятся совместно с родителями

  1. Обрядовые
  2. Различной тематики календаря праздников
  1. Детского творчества
  2. Совместного творчества взрослых и

детей 3. Педагогов

4. Родителей

  1. Соревнования
  2. Весёлые страты 3. Олимпиады
  1. Парады
  2. Праздники на воде
  1. Флешмобы
  2. Акции
  3. Путешествия
  4. Походы
  5. Сюжетно- игровые
  1. Проекты
  2. Площадки
  3. Мастерские
  4. Клубы
  5. Конкурсы

Ежемесячно в группе проводится 1 физкультурный досуг, 1 музыкальный праздник или развлечение, 2 развлечения проводят воспитатели во вторую половину дня (1 – познавательного характера, 1 – по безопасности).

Описание традиционных событий, праздников, мероприятий в ДОУ представлено в подразделе 3.4 АООПДО

Список литературы

Образов ательна я область

Название занятий

Используемая литература

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ФЭМП

Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» Рабочие тетради.

ПИД

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей

дошкольного возраста

Н.В. Нищева. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах

Н.В. Нищева. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск1

ШАХМА ТЫ

.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С. Скаржинский

«Шахматы для дошкольников»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИ Е

РЕЧЕВО Е

РАЗВИТ ИЕ

Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 5 до 6 лет

Нищева Н. В. Играйка-2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

ХУДОЖ ЕСТВЕН НО-

ЭСТЕТИ

РИСОВА НИЕ

Дубровская Н.В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет.

АППЛИК АЦИЯ

ЛЕПКА

Дубровская Н.В. Цвет творчества. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа.

Наглядно методическое пособие для практических работников ДОУ.

МУЗЫК АЛЬНОЕ РАЗВИТ ИЕ

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей, Детский альбом . Редактор Т.Пиляева А.И.Буренина Ритмическая мозаика ,

Л.Б.Гаврищева Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми, О.Киенко Коммуникативные танцы и игры

С.Железнова Веселые уроки, Играем и поем

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕ СКОЕ

РАЗВИТ ИЕ

Ю.А. Кириллова

Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 7 лет.- Изд.2-е

– ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - приложение 10, приложение 18. Ю. А. Кириллова

Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.

Ю. А. Кириллова

Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Н.В. Нищева

Веселая пальчиковая гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС

СОЦИА ЛЬНО- КОММ

СОЦИО КУЛЬТУ РНЫЕ

ИСТОКИ

ИСТОКОВЕДЕНИЕ

Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте.

Дошкольное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры ли...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (4 – 5, 5 – 6 лет с ОНР III уровня)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (4 – 5, 5 – 6 лет с ОНР III уровня)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет № 18 «Облачко»

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 4 до 5 лет № 18 «Облачко»

Рабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования Пр...