Психологический тренинг «Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье».
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Елена Михайловна Данилюк
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Материал этого тренинга способствует созданию атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_e_word.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье».                

Автор-составитель:          Данилюк Е.М., учитель-логопед            

                                                    МБДОУ детского сада  58 г.Иркутск.

Цель: укрепление позитивных установок родителей в воспитании детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи:  актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье - подвести родителей к анализу своих ошибок в воспитании детей.

                              Организация  тренингового  занятия:

- родителям предлагается разместиться по желанию для работы в двух группах (“круглые столы”);

- руководителем одной группы назначается логопед,  руководителем другой группы и всего тренинга  -  психолог;

- родителям предлагаются следующие правила работы:

  • активное участие в разговоре каждого родителя;
  • искренность в общении;
  • уважение мнения каждого родителя.

Оборудование:

- мягкие игрушки на “круглых столах” (2 штуки) - помогают передавать друг другу слово;

- бумага, маркеры - для записи мыслей в работе в группе;

- карточки – бэйджики  с именами родителей - помогут обращаться друг к другу по имени;

- бланки “самооценка родительских установок и реакций” - для каждого родителя.

                                      Содержание занятия:

ЛОГОПЕД: напоминает родителям, что только в совместной работе педагогов и родителей можно достичь желаемых положительных результатов коррекции; что сегодняшнее занятие поможет создать в группе комфортный психологический микроклимат, который так  важен для коррекционно-развивающего процесса в группе детей с ТНР;  знакомит родителей с основными задачами занятия,  правилами работы в группах,  получает одобрение и эмоциональную поддержку родителей к началу  тренинга.

            Дети – это счастье!  Дети -  это радость!

            Дети, как  деревья,  сами не растут.

            Им нужна забота, ласка, понимание…

            Дети – это время!  Дети – это ТРУД!

I упражнение: “мини-презентация себя”

Каждой группе родителей предлагается поближе познакомиться друг с другом, передавая игрушку по кругу, рассказать о себе:

- назвать свое имя;

- несколько слов о себе (о своих сильных сторонах, достоинствах, жизненных принципах).

   ПСИХОЛОГ:  :благодарит родителей за интересное знакомство, которое произошло в группах родителей, и предлагает следующее упражнение, которое поможет выявить общее среди родителей каждой группы.

II упражнение: “мини-презентация группы”

Каждой группе предлагается 5-7 минут для обсуждения и выявления общих целей и проблем всех родителей в группе, т.е. родители подходят в обсуждении к “детской теме”, группой создается лозунг или девиз группы, который представляет один выбранный родитель.

Психолог благодарит группы за работу и предлагает следующее упражнение, которое помогает логически перейти к проблемам каждого ребенка в классе.

III упражнение: “мой ребенок”

Каждому родителю предлагается высказаться по кругу (передавая игрушку) и закончить предложение: “я точно знаю, что мой ребенок…”.

ПСИХОЛОГ:   благодарит родителей за добрые, теплые слова, высказанные о детях, которые подтверждают то, что каждый ребенок “безусловно” принят и любим в своей семье.

Но, тем не менее, в высказываниях родителей прозвучали разные взгляды на воспитание в семье,  и следующее задание поможет выявить “родительские установки”.

IV упражнение: “самооценка родительских установок и реакций”

Каждому родителю предлагается проанализировать и заполнить бланк по следующим параметрам:

- оберегание ребенка от трудностей;

- зависимость ребенка от матери;

- равенство родителей и ребенка в решении семейных проблем;

- товарищеские, партнерские отношения с ребенком;

- поощрение активности и самостоятельности ребенка;

- подавление воли ребенка;

- влияние супружеских конфликтов на ребенка;

- строгость родителей;

- раздражительность родителей.

После заполнения  бланков “самооценка родительских  установок и реакций” в группах предлагается обсудить, какие параметры были самыми сложными в заполнении.

Таким образом, родителей  подходят к выявлению двух основных проблем:

  1. Каким должно быть общение с ребенком в семье.
  2. Степень участия родителей в решении  проблем ребенка.

Психолог предлагает поработать по этим двум проблемам в группах и выявить в обсуждении, что самое главное в семейном общении и в решении   проблем.

V упражнение: “вместе найдем выход”

Одной группе предлагается работа по первой проблеме, другой - по второй.

Результатом работы в группах должно стать составление тезисов решения проблемы.

ПСИХОЛОГг  выслушивает основные положения каждой группы по проблемам и подводит родителей к осознанию основных ошибок в воспитании детей, которые выявили сами родители, и пониманию эффективной родительской помощи детям, которая должна быть в каждой семье.

VI упражнение: “идеальная семья”

Каждой группе предлагается построить “идеальную” шкалу родительских установок, которые должны быть в семье.

ПСИХОЛОГ:  обобщает полученный результат работы групп, отмечая, что взгляды родителей изменились к окончанию занятия.

VII упражнение: “обратная связь”

Группам предлагается проанализировать результат работы на занятии и выявить, что изменилось во взглядах родителей на воспитание детей, дать оценку такой форме работы.

ПСИХОЛОГ: получив обратную связь от родителей, подводит итог общей работы и благодарит всех частников занятия.

Решают работать в тесном сотрудничестве педагогов и родителей под девизом:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Психологический тренинг «Развитие толерантности педагогов»

Цели:- осознание педагогами своей индивидуальности;- познакомить с понятием “толерантность”;- показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;- помочь педагогам научиться ува...

Консультация для родителей "Основы воспитания в семье. Рекомендации по коррекции детско - родительских отношений".

Влияние родителей на развитие ребенка очень велеко. Дети растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками...

Методические рекомендации для родителей по музыкальному развитию ребенка Тема: «Музыкальное воспитание в семье»

Цель: формировать у родителей заинтересованность в музыкальном воспитании своих детей. Педагогическое просвещение родителей....

Психологический тренинг: «Развитие творческого воображения воспитателей»

Творчество обладает волшебной изменчивостью: сейчас у него один облик, через миг – другой. Оно как ослепительное видение, которое является всем, но которое трудно описать: все расходятся в предс...

Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы    в коллек...

Традиционно-культурные ценности как основа воспитания в семье

Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам в трудную минуту.Поэтому основн...