Речевая азбука для родителей.
статья по логопедии (старшая группа)

Материал доступным языком раскрывает родителям суть понятий, встречающихся в логопедии. Он поможет правильно понять основы работы по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_azbuka_dlya_roditeley.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая азбука для родителей.

Автоматизация звука – это введение нового, исправленного звука в слова, фразы, самостоятельную речь. После постановки нарушенного звука родители вводят его в слоги, слова, предложения, речь. При этом нужно руководствоваться заданиями логопеда и не «перескакивать» через этапы автоматизации.

Аграмматизм – нарушение грамматической правильности речи. При этом наблюдается пропуск предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже и т.п.

Антонимы – слова, относящиеся к одной смысловой группе, но имеющие противоположное  значение (большой-маленький, темно-светло, кричать-шептать).

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для губ, языка и нижней челюсти. Логопед подбирает комплекс упражнений специально для вашего ребенка и выполнять его нужно ежедневно.

Вызывание речи – это мотивация ребенка к речевому общению и формирование у него активного словаря из простых по звукослоговому составу слов. Это система работы с неговорящим ребенком.

Графомоторные навыки – это навыки, позволяющие правильно держать карандаш, рисовать по клеточкам, штриховать, копировать рисунок, дорисовывать недостающую половину и т. п..

Дисграфия –нарушение письменной речи, когда ребенок заменяет и пропускает буквы, пишет их в другую сторону, искажает слова или пишет их слитно.

Дыхательная гимнастика важна для правильного звукопроизношения. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, например, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Жесты могут дополнять речь. Но если ребенок вместо речи пользуется жестами, не спешите удовлетворять его желания. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждаете его просить. Чем дольше вы будете реагировать на жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Зеркальное письмо букв и цифр далеко не безобидно. Оно говорит об оптической дисграфии и требует коррекции у логопеда.

Интонационная выразительность речи позволяет выражать свое отношение к сказанному, выражать свои эмоции. (Попробуйте произнести слово «хорошо» удивленно, радостно, сердито).

Картинки являются хорошим материалом для развития речи и автоматизации звуков, поэтому не спешите выбрасывать старые детские журналы, книжки, кубики с картинками, лото и т. п. О том, как их использовать, вы можете прочитать на этом сайте под рубрикой РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека. Ни в коем случае не переучивайте леворукого ребенка, это может привести к возникновению неврозов и заиканию. НО, убедитесь, что ребенок действительно левша! Предложите нарисовать строчку квадратов по клеточкам (2 клетки в высоту и 2 в ширину, отступ  -1 клетка) сначала левой рукой, а под ней такую же строчку правой рукой и сравните результат.

Мелкая моторика – это точные  движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Развитию мелкой моторики способствует шнуровка, лепка, конструктор лего, рисование, нанизывание бусинок на леску, перебирание крупы, массаж пальчиков и пальчиковые игры.

Настроение. Нельзя заниматься с ребенком, если у вас или у ребенка плохое настроение или самочувствие. Только положительные эмоции обеспечат хороший результат и эффективность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР)  - это недоразвитие всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, слабое развитие фонематического слуха, нарушение грамматического строя речи, недостаточно развитая связная речь.

Подражание речевое свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничить общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Речь родителей – образец для ребенка. Она должна быть правильной, четкой, внятной, интонационно выразительной, умеренного темпа и громкости. 

Синонимы – слова, близкие по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской: храбрый – отважный, глаз – око.

Словарь активный – объем слов, которым человек пользуется в своей речи.

Словарь пассивный – запас понимаемых человеком слов.

ТРНР - темпоритмическое нарушение речи (заикание).

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление,  внимание, память, речь, восприятие.

Фонематический слух – способность воспринимать и различать речевые звуки (фонемы).

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Предлагайте ребенку сказать что-то громко, как будто звенит звонок, и тихо, как будто шуршит листик.

 Эхолалия –повторение за взрослым последнего слова из фразы, без понимания смысла.

Зюкова Н. А.,

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 5 «Полянка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей "Речевая азбука для родителей"

Групповая консультация для родителей...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

В статье описывается,что такое артикуляционная и дыхательная  гимнастика, какая речь должна быть у родителяпри разговоре  с ребенком,чтобы в будующем не было  нарушений речи и она разви...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правиль...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

 «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте е...