Взаимодействие с педагогами ДОУ Учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Грачёва Елена Игоревна

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Учителя-логопеда Грачёвой Е.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Учителя-логопеда Грачёвой Е.И.

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

 Для достижения  положительного результата коррекционно- развивающей  деятельности,  реализую комплексный подход с участием педагогов и специалистов  детского сада:  воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских работников.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую  организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся:

- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

- систематическое развитие предпосылок речевого развития;

- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

   Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

- закрепление речевых навыков;

- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

- повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Использую разные формы  взаимодействия  с педагогическим коллективом и специалистами МДОУ.

Непосредственно в результативности коррекционной работы весомую  роль оказывает взаимодействие с воспитателями, т.к. большую часть времени пребывания ребёнка в ДОУ они создают необходимую речевую среду для формирования речи. Практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ представлена следующим образом:

Воспитатель:

  • замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;
  • создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
  • формирует общие предпосылки для речевого развития: фонетические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику;
  • обогащает содержание детской речи;

         

Учитель - логопед:

  • диагностирует уровень развития речи воспитанников;
  • дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
  • осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:

  • совместное составление перспективного и календарного планирования,
  • оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях,
  • проведение интегрированных занятий.

На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые (например, один раз в месяц) организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.

Логопед формирует  представления о факторах риска в речевом развитии,  о критериях и условиях благоприятного речевого развития. Обучает педагогов приёмам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактике речевых нарушений у воспитанников. Разрабатывает эффективные приёмы педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.

Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми. Кроме того, учитель-логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например, подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность со сверстниками.

В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других - воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях.  Поэтому педагог должен вести свою деятельность с детьми по всем направлениям в соответствии с коррекционно-развивающим процессом,  проводимым учителем-логопедом. Для этого регулярно консультирую воспитателей по организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с речевыми нарушениями, информирую о ходе и уровне речевого развития каждого ребёнка, обучаю методам и приёмам в использовании логопедических игр.  

Считаю, что только систематическое взаимодействие специалистов  ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушения речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребёнка с учётом следующих показателей: уровня развития неречевых психических процессов, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Взаимодействие со специалистами:

Формы  взаимодействия:

  • совместное изучение  образовательных программы и составление  плана совместной деятельности по всем  разделам программы, с использованием   разных видов детской деятельности, т.к. правильное планирование-необходимое условие успешной коррекционно-развивающей работы.
  • совместное участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, который имеет несколько направлений;  координационное, профилактическое,   сравнительный анализ коррекционно- развивающей деятельности.
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, специалистов МДОУ;
  • деятельность  в творческих, инициативных,  экспертных группах;
  • помощь и оформление информационных стендов, папок с консультационным и наглядным материалом по вопросам речевого развития;
  • взаимопосещение и анализ  образовательных ситуаций;
  • совместная подготовка и проведение праздников, развлечений  и образовательной  деятельности.

Основные направления коррекционной работы, реализуемые ее участниками.

Направление работы

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

1. Повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.

Развитие диалогической речи через совместное рассказывание и обыгрывание знакомых сказок и сюжетов с использованием игрушек и серии картин.

Тренинговые упражнения на развития эмоционально-социальной сферы детей.

Игры, развивающие коммуникативные навыки детей. Занятия, формирующие навыки общения у детей. Упражнения на обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Инсценировки сказок, чтение произведений художественной литературы, стихов с их дальнейшим обыгрыванием, сюжетно-ролевые игры

Активизация и повышение мотивации детей в группе к побуждению общения со сверстниками и взрослыми.

Активизация и повышение мотивации ребенка в семье, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков.

2.Своевременное предупреждение и выявление речевых и коммуникативных трудностей

Профилактическая работа по формированию компонентов речевой деятельности.

Диагностика уровня речевого развития детей.

Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

Диагностика состояния коммуникативных навыков.

Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

Семинары-практикумы, консультации по речевому и коммуникативному развитию детей.

Проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых и коммуникативных нарушений через анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

3. Коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений

Развитие у ребенка сенсомоторных навыков; фонетико-фонематических процессов; лексико-грамматических категорий; связной речи;

Семантики (активного и пассивного словаря).

Формирование психических процессов и коррекция познавательной и эмоциональной сферы.

Взаимодействие со специалистами по исправлению трудностей детей с помощью игр, упражнений, совместных занятий.

Совместные занятия с педагогами. Закрепление полученных знаний и умений в домашних и индивидуальных заданиях.

4. Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения в ДОУ

Повышение мотивации ребенка к преодолению речевых проблем. Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.

Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Преодоление барьеров в общении. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым, потребности в общении и взаимодействии.

Предотвращение попыток детей в проявлении негативного отношения к детям с речевыми трудностями. Чтение художественной литературы. Формирование нравственно-культурного уровня детей.

Участие в мероприятиях детского сада: День открытых дверей, День семьи, Неделя игры и игрушки, а также посещение и активное участие в праздниках, соревнованиях, родительских собраниях, круглых столах.

Развитие культуры общения и этических норм у ребенка.

Темы консультаций для педагогов

2019 – 2020 учебный год:

Для педагогов подготовлены консультации:

«Что такое ТНР (тяжелые нарушения речи)?»;

«Правильное дыхание – основа здоровья ребенка».

Подготовлена памятка для воспитателей «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ».

2020 – 2021 учебный год:

«Почему ребенок молчит?»;

«Связь речи и мелкой моторики»;

«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду».

2021 – 2022 учебный год:

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми» (с презентацией);

«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»;

«Развитие графомоторного навыка у детей»;

«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников».

2022 – 2023 учебный год:

«Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»;

Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»;

 «Влияние подвижных игр на развитие речи дошкольников» (с презентацией).

Считаю, что основу совместной коррекционно-развивающей работы специалистов, педагогов МДОУ и родителей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию ребёнка, предъявление к его речи согласованных требований, адекватных возрасту и уровню речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя

Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возр...

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ

Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях....

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.

Формы работы с семьей на различных этапах коррекционного логопедического процесса....

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Взаимодействие специалистов службы сопровождения: учитель-логопед и учитель-дефектолог.

В данной статье отражается специфика и роль взаимосвязи в  работе специалистов сопровождения в коррекции детей дошкольного возраста с речевой патологией....

взаимодействие учителя -дефектолога и учителя -логопеда

Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильной слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса....