Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ
консультация на тему

Скворцова Юлия Алексеевна

 Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_lichnogo_opyta.docx19.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

        Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

        Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

        Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляются познание ребенком окружающей действительности.

        В нашей группе находятся дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней, стертая форма псевдобульбарной дизартрии. У детей с данным диагнозом отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. У детей отмечаются нарушения общего и орального праксиса, недостаточность фонематического восприятия, трудности переключения с одного движения на другое, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, невозможно автоматизированное выполнение простых ритмов. Незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с низкой умственной работоспособностью и эмоциональной лабильностью.

        Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Поэтому, при организации комплексного коррекционного воздействия на речь и личность ребенка в целом, в систему работы нашего детского сада были включены логоритмические занятия.

        В специальной литературе логоритмика рассматривается как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется и корригируется посредством слова, движения и музыки. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в само название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. Мы используем оба, причем последовательно. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.

        Известно, что в дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор – музыка. Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

        В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

        Предложенная мной тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

        Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М.Лазарева, доступных приемах, по методу В.Емельянова. В каждое занятие мной включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, т.к. детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

        В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

  • Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • Танец (хоровод);
  • Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • Песня, сопровождаемая жестами;
  • Логопедическая гимнастика (по Буденной Т.В.);
  • Мимические упражнения;
  • Массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
  • Пальчиковая игра;
  • Подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На представленных логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  3. Расширение лексического запаса;
  4. Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики;
  6. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  7. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Целесообразно в середину занятия включать знакомство с новой игрой из более сложных категорий – на развитие пространственного воображения, логический анализ, классификацию, символизацию или словесные, творческие игры, обычно вызывающие большие затруднения, чем все прочие. После этого хорошо включить в занятие игру, связанную с движением, например, из раздела игро-ритмика. На следующем этапе проводятся музыкально-подвижные, творческие игры. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используется креативная гимнастика, в частности, поверхностная релаксация, которая заканчивается игровым самомассажем или пальчиковой гимнастикой. После этих речедвигательных упражнений обычно проводится инструментальное музицирование или игро-танец. Задачей заключительного этапа занятия является сохранение полученного положительного эмоционального заряда. Для этого мы используем любимые детьми игровые задания. В конце занятия логопед подводит итоги и оценивает деятельность каждого из детей.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя

Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возр...

Коррекционная работа учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного логопункта.

В статье рассматриваются эффективные пути логопедической работы  по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях ДОУ.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях ДОУ...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...