Главные вкладки

    Коррекционная работа учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного логопункта.
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Митенкова Татьяна Владимировна

    В статье рассматриваются эффективные пути логопедической работы  по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx19 КБ

    Предварительный просмотр:

    К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения относятся (Правдива О.В., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.):

    - подготовительный;

    - формирования произносительных умений, навыков;

    - закрепления произносительных умений и навыков.

    Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:

    • постановка звука;
    • автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);
    • автоматизация навыка произношения звука в словах;
    • автоматизация произношения в предложениях;
    • дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
    • автоматизация звука в разговорной речи.

    Между постановкой звука и автоматизацией навыка произношения звука в слогах можно дополнительно включить этап автоматизации изолированного поставленного или вызванного звука.

    При постановке звука с помощью специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно-рефлекторные связи, которые при повторении все более фиксируются. К автоматизации поставленного звука можно переходить, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.  

    Практический опыт позволяет придерживаться точки зрения Хватцева М.Е.  и Правдиной О.В.  о том, что в процессе логопедической работы по формированию правильного произношения, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые. В подобных случаях необходимо стимулировать новые рефлексы подсказкой, напоминанием и т.п. Разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и соперничают. Следовательно, для закрепления нового звука или слова требуется систематическая тренировка. Во избежание нарушения точности, индивидуальности звука нужно упражнять ребенка в произнесении его изолированно, однако без злоупотребления такой тренировкой. Необходимость многократного повторения поставленного звука отмечена в работах Правдиной О.В.

    Задача следующего этапа логопедической работы состоит в том, чтобы нормализованные условные речевые связи автоматизировались. Этот процесс довольно труден, поскольку при формировании нового динамического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка. Автоматизация звука - это завершающий этап обучения, когда произнесение не сопровождается обдумыванием движений языка, губ, это введение вновь созданной и закрепленной связи в более сложные речевые структуры - слова, фразы.

    Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и формирование новых. Осторожность и постепенность данного процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала. Этот переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа апа, ама, омо, уму), слогам со стечением согласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем - к различным видам развернутой речи. Ребенок должен приобрести не только правильный навык произношения, но и контроль над ним на основе сравнения речи собственной и окружающих. У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает просто привлечь к нему внимание ребенка (усилив и выделив). В статье не рассматриваются важные вопросы одновременной работы по развитию фонематического восприятия, слуховой памяти, а также то, что их формирование должно сочетаться с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Кроме того, не рассматриваются традиционные в логопедии способы постановки звуков. Хотелось бы акцентировать внимание на автоматизации изолированного звучания поставленного звука, на постепенности, последовательности его введения в речь, а также на поиске содержания и форм работы с родителями.

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

    Совместная работа логопеда и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с ними, информировать об успехах и неудачах детей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2—3 раза в неделю, поэтому результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.

    Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Домашние занятия с родителями (по заданию логопеда) проводятся ежедневно 2 - 3 разя в виде кратковременных упражнений (5-15 мин). Логопед должен рассказать родителям об основных приемах обучения, подборе наглядно иллюстративного и речевого материала, а также требованиях, предъявляемых к речи детей на занятиях. Успех зависит от эмоционального контакта логопеда с ребенком и родителями; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

    Фиксация содержания домашних занятий проводится в индивидуальных тетрадях, где указываются различные виды деятельности, речевого материала. Их эффективность тем выше, чем больше предлагается игровых и увлекательных упражнений. Закрепление правильной артикуляции полезно проводить, используя речевые и внеречевые формы работы. Благоприятный эмоциональный фон приобретают занятия, сопровождающиеся оречевленными иллюстрациями, которые выполняет логопед или ребенок в индивидуальных тетрадях. Затем по этим иллюстрациям родители с детьми отрабатывают вновь формируемые речевые навыки.

    С уважением, Митенкова Татьяна Владимировна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

    Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...

    Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

    Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

    Годовой план работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

    Годовой план учителя-логопеда представлен следующими разделами: организационным, диагностическим, коррекционно-развивающим и другими разделами необходимыми в работе....

    Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».

    В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ....

    Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

    Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....