ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
статья по логопедии

Юлия Васильевна Кравченко

Здоровьесбережение в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ      

Кравченко Ю.В.

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использования  технологий здоровьесбережения на коррекционных занятиях учителем-логопедом с целью сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением зрения.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции современного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, поэтому с такими детьми, приходится работать не только над исправлением речевого дефекта, но и над нормализацией их психического и физического состояния. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Дошкольники с нарушениями зрительного аппарата зачастую имеют сочетанные нарушения в развитии. Данному контингенту детей кроме речевых нарушений свойственны нарушения ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, мышления, воображения. Поэтому их необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Вследствие этого возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя систему упражнений, направленных на активизацию познавательного интереса, снятие напряжения, повышение речевой активности, развитие речевых умений и навыков, улучшение концентрации внимания и восстановление работоспособности.

В своей практике я стараюсь активно применять здоровьесберегающие технологии, т.к. это способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья моих воспитанников.

Ежедневно на логопедических занятиях в процессе физкультминуток применяю двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаю гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук и осанки, а также дыхательную гимнастику.

Для сохранения и укрепления зрения детей на своих занятиях я использую гимнастику для глаз с применением схем зрительных траекторий на зрительную координацию и расслабление. Например, «Нарисуй глазками в воздухе букву, цифру, геометрическую фигуру», «Бабочки полетели» (в процессе упражнения дети держат в руках игрушечную бабочку, приближают её к носу и отдаляют, перемещают вправо, влево, вверх, вниз, затем бабочка улетает – дети моргают глазами), «Погреем глазки» (детям предлагается потереть ладошки друг о друга, чтобы они стали теплыми, и прикрыть ими глаза на 5-10 секунд, глаза под ладонями закрыты) и др.

Регулярная гимнастика для глаз повышает работоспособность зрения, улучшает восприятие и кровообращение, помогает снять напряжение и нагрузку на глаза.

Кроме этого, на своих занятиях включаю различные упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, координации движений рук. Дети работают с пуговицами, прищепками, выполняют пальчиковую гимнастику, учатся плести коврики, нанизывать бусы разного размера на леску, работать с трафаретами, рисовать крупой, выкладывать буквы из пластилина. Это способствует не только развитию остроты зрения, коррекции зрительного восприятия, но и развивает воображение.

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Пальчиковая гимнастика позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, стимулирует развитие центральной нервной системы,  и в частности речи.

Также применяю элементы самомассажа с помощью шестигранного карандаша и Су-Джок терапию с речевым сопровождением. Вследствие этого у детей усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга, он является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Упражнения игрового  самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения и успокаивают нервную систему.

Учитывая индивидуальные особенности детей с различными нарушениями зрительного аппарата провожу артикуляционную гимнастику совместно с  биоэнергопластикой (содружественное взаимодействие руки и языка). Применение ее элементов стимулирует интерес детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений языка, кисти руки, и высших психических функций.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Моим воспитанникам очень нравится выполнение  артикуляционных упражнений с использованием рук, т.к. все действия сопровождаются стихами, и, благодаря этому, первый этап моего занятия проходит весело и непринужденно.

Я убедилась в том, что данная технология позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению артикуляционных упражнений по ощущениям.

Также мои коррекционные занятия не обходятся без дыхательной гимнастики. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать правильное диафрагмальное дыхание. С помощью таких упражнений как «Сдуй снежинку, «Задуй свечку», «Забей мяч в ворота» и др., дети учатся вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот, что формирует продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, и влияет на мышцы артикуляционного аппарата. Практика показывает, что применение подобных упражнений не только ускоряет процесс постановки звуков (свистящих, шипящих и некоторых сонорных), но и влияет на четкое звукопроизношение и силу голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, длительное время сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Итак, регулярное использование методов и приемов здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционных занятий способствует развитию двигательных функций глаз, общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений рук и языка, нормализации речевого дыхания, повышению речевой и познавательной активности, улучшению ритмико-интонационной стороны речи, психоэмоционального самочувствия и соматического здоровья дошкольников.

Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих технологий, способствует более качественному обучению, развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

Литература

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение / Бушлякова Рита Григорьевна. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 365 c.
  2. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям)
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999. - 24с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Издательство«Экзамен», 2003. - 173 с.
  5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1997. - 21с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с семьями детей с нарушениями зрения.

В данной работе описывается система использования интернет пространства при работе с родителями детей-инвалидов и детей с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таг...

учебно-методическое пособие по теме "Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

учебно-методическое пособие по теме" Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.

Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

laquo;Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех э...