Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».
статья по логопедии

Коваленко Елена Валерьевна

В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_raboty_uchitel1.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Содержание работы учителя-логопеда  с

                 обучающимися  с нарушениями речи в условиях

                                      введения ФГОС ОВЗ».

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).

Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;  возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

В рамках обеспечения равных возможностей  для получения качественного образования всеми гражданами  РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке Стандартов,  основанного на идее системно – деятельностного  подхода  в обучении и сохранении преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия  возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.

Таким образом, к списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДОО относится:

1. Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям – интеллектуальному, физическому, социально – коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому – с учётом индивидуальных психофизических показателей.

2. Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.

3. Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.

4. Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.

5. Создание вариативности дошкольного образования за счёт использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП  ДО.

Положения ФГОС дошкольного образования закрепляет требования к структуре и содержанию программ, регламентирующих порядок реализации учебно-воспитательного комплекса, в том числе и для детей с ОВЗ. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются  адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии  с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда в свете требований ФГОС ДО направлена на создание условий, способствующих выявлению и оказанию своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.

Нарушения речи детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное, комплексное, систематическое логопедическое сопровождение обучающихся,  что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы. 

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задачи логопедического сопровождения:

•общее речевое развитие воспитанников;

•формирование речевых предпосылок к усвоению программы;

•успешная социализация детей.

В содержание профессиональной  деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Направления работы учителя-логопеда:

Диагностическая работа

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Организационно-методическая работа

Ведение и оформление документации учителем-логопедом является обязательной и неотъемлемой частью образовательного процесса.

1. Текущая документация:

- паспорт логопедического кабинета

- циклограмма работы учителя-логопеда

- циклограмма индивидуальной работы с детьми

- годовой план работы учителя-логопеда

- список коррекционной группы по подгруппам

- лист занятости

- план коррекционно-речевой работы

- речевой профиль коррекции звукопроизношения

-журнал посещения детьми индивидуальной работы

- журнал учёта проводимых консультаций с родителями

- журнал взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда

- отчёт о проделанной коррекционной работе

- планирование индивидуальной, подгрупповой и групповой  работы

При коррекции фонетических и фонематических нарушений речи:

- речевая карта обследования

- план индивидуальной коррекционной работы

- конспекты индивидуальной и фронтальной НОД.

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

 Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Информационно-просветительская работа

Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Специфика логопедической работы с детьми с ОВЗ: 

- работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма);

- максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный);

- дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи);

- частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость);

- дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение);

- конкретность и доступность заданий;

- умеренный темп работы;

- постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.).

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ:

- весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

- планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Вывод: Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения воспитанников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства в...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...