Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_razvitiya_rechi-1str.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей ( сообщение на методическом объединении учителей – логопедов, 2010г.)

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех на правлениях:

1.   Помочь детям практически освоить морфологичес кую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2.   Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3.   Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

Объем грамматических навыков обобщенно можно пред ставить следующим образом.

В морфологии.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Именами существительными обозначают пред меты, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (раз личаются по родам и изменяются в числе и падеже).

Необходимо упражнять детей в правильном употребле нии падежных форм (особенно в употреблении формы ро дительного падежа множественного числа: слив, апельси нов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важ нейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования суще ствительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовер шенный), изменяются по лицам, числам, временам, ро дам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме I -го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять катего рию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего вре мени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло}.

Изъяснительное наклонение глагола выражается в фор ме настоящего, прошедшего и будущего времени (он игра ет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы) Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложе ний.

Имя прилагательное обозначает признак предме та и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и крат кими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степеня ми сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише).

В процессе обучения дети овладевают умениями упот реблять и другие части речи: местоимения, наречия, со юзы, предлоги.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе дру гого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образо вание слов осуществляется с помощью аффиксов (оконча ния, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многооб разны: суффиксальный (учить — учитель), префиксальный (писать — переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подби рать словообразовательное гнездо (снег — снежинка, снеж ный, снеговик, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посулы (сахарница, конфетница), направления движения (ехал- поехал — выехал).

В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на  повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложении.

Особое внимание при обучении детей построению пред ложений необходимо уделять упражнениям на употреб ление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представле ние о структуре предложения и о правильном использова нии лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонаци онно оформлять предложение.

Таким образом, в процессе формирования граммати ческого строя речи у детей дошкольного возраста заклады вается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Пути формирования грамматической стороны речи у детей

Пути формирования  грамматически правильной речи определяются на  основе знания общих закономерностей становления  речи, изучения грамматических навыков детей данной  группы и анализа причин их грамматических ошибок.

Пути формирования грамматически правильной речи:

-создание  благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых,

-специальное обучение детей трудным грамматическим формам,  направленное на предупреждение ошибок;

-формирование грамматических навыков в практике речевого общения,

исправление грамматических ошибок.

-Успешное формирование правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1)  общими психофизиологическими закономерностя ми развития ребенка (развитием внимания, памяти, мыш ления, состоянием нервных процессов);

2) трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3) запасом знаний об окружающем мире и объемом сло варя, а также состоянием речевого аппарата и уровнем раз вития фонематического восприятия речи;

4)  неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и педагогов);

5) педагогической запущенностью, недостаточным вни манием к детской речи.

Остановимся на характеристике путей формирования грамматической стороны речи.

Создание благоприятной языковой среды — одно из усло вий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь ок ружающих может оказывать как положительное, так и от рицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль обще ния в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, гра мотной речи педагога. Там, где педагог говорит грамот но, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает осо бенности детских ошибок, и дети овладевают умением го ворить правильно. И наоборот, если речь взрослого не ряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», -даже ребенок, при выкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.

Постоянно заботясь о совершенствовании грамматичес ки, педагог повышает культуру речи не только детей , но и  родителей. Можно познакомить их с ошибками ребенка, посоветовать, как от них избавиться.

        Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании  грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Рассмотрим занятия по развитию речи. На них дети усваивают те грамматические формы, которые невозмож но усвоить в повседневном общении. В основном это са мые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и др.

На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов(словообразованию). Эти задачи реализуются в комп лексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением дру гих речевых задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.

Напомним, что грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования — начиная со средней группы. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений ха рактеризуется интенсивностью, творчеством. В подготови тельной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.

Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание суще ствительного, различать, где один предмет, а где много).

Далее — использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.

Более сложная задача — самостоятельно образо вывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со слово формой котята).

И наконец, более трудная задача— оценивать грам матическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.

Если в младшем возрасте в большей мере решаются за дачи, связанные с пониманием и использованием в речи грамматических средств, то в старшем — задачи оценочно го характера. Вместе с тем на каждом занятии можно ре шать различные задачи в зависимости от уровня речевого развития детей.

Среди занятий, направленных на обучение детей грам матическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным граммати ческим формам, по словообразованию, по построению предложений.

2.Часть занятия по методике развития речи.

1) Грамматические упражнения проводятся на матери але занятия.

Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно:

— упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап);

— предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).

2) Грамматическое упражнение может быть частью заня тия, но не связанной с его программным содержанием, на пример, упражнения на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др.

Так, детям предлагается ответить на вопросы:                        ,

—  Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко?

—  Как можно сказать про домишко?

—  Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?

—  Река глубокая, а море еще ... (глубже).

—  Озеро большое, а море еще ... (больше).

—  Река маленькая, а ручей еще ... (меньше).

На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упраж нять детей в правильном употреблении грамматических форм.

В процессе развития элементарных математи ческих представлений дети упражняются в правиль ном сочетании числительных и существительных: пять ка рандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей;

— определяя величину предмета, образуют сравнитель ную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже;

—  сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.

При ознакомлении с природой дети упражня ются:

-  в употреблении сравнительной и превосходной степени  прилагательного: осенью дни короче, ночи — длин нее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи;

-  в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается; осенью — листья опадают, трава вя нет, весной — набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.

При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Существуют разные точки зрения на отбор программного содержания для одного занятия. Некоторые считают, что сле дует выбирать только одну задачу (употребление существительных множест- венного числа в родительном падеже — карандашей, лошадей или др.), так как узкое содержание позволяет концентрировать внимание детей на нужном материале.

По мнению других, языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была  возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми ( блюдце — блюдец, матрешка — матрешки — матрешек). Обучая де- тей способу образования слов, обозначающих детенышей животных, следует давать не только форму именительного падежа множественного числа (у кошки — котята, но и форму именительного падежа единственного числа (у кошки – котенок, кошка-котенок- котята), а также формы родительного и творительного падежей (кошки, котенка, котят, кошка лежит с котятами). Тогда ребенок начинает ориентироваться в типичных способах заимствовать   грамматическую   форму из речи окружающих.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры- драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и кар тинками, так и без наглядного материала - в форме сло весных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяется про граммное содержание, Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наимено ваний животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) от бираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую

форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызы вать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой иг рушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, дей ствий, которые можно с ним совершать,

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыг рываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам педагог, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения  определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласования существительных с прилагательными.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, исполь зуется для формирования умения строить простые и слож ные предложения,

Пересказ коротких рассказов и сказок - ценное сред ство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом пра вильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, разви вают последовательность и логичность мышления и речи.

Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами являются образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей. Помогают сосредоточить внимание на нужной форме слова или конструкции предложения..

Используются и такие приемы, как создание про блемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказываю щего и оценоч- ного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том , как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании исполь зуются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется при ем раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница  так называется потому, что это специальная  посу да для сахара. В синтаксисе применяются подбор однород ных определений, дополнение предложений и другие при емы.

Усвоение грамматических форм - сложная интеллекту альная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставлен ную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и от дельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.  Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз  их повторяют и запоминают непроизвольно.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в  живой речи и становились привычными, Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только чужой, но и в собственной речи, Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной и  осознания явлений языка и речи,

В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на  произношении окончаний.

Практика речевого общения - важнейшее условие формирования граммати- ческих навыков.

Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении  нужных грамматических форм, фиксиро- вать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Исправление грамматических ошибок.

Авторы некоторых пособий под формированием грам матических навыков в повседневном общении понимают  преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а так же вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.

Методика исправления ошибок

*   Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

*  Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.  

* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

*  Ошибку следует исправлять тактично, доброжелатель но и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

* С детьми младшего возраста исправление грамматичес ких ошибок заключается в основном в том, что педагог, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». —-.«Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поста вили много чашек», — подтверждает логопед.

* Детей старшего возраста следует учить слышать ошиб ки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возмож ны разные. Например: «Ты неверно изменил слово ..., поду май, как изменить его правильно», -— говорит логопед. Можно дать образец аналогичного изменения слова (роди тельный падеж множественного числа — матрешек, боти нок, варежек).

*  В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

*  При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстанов ку, быть внимательными и чуткими собеседниками. При ведем примеры:

— ребенок чем-то огорчен, он жалуется педагогу, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

—  ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и де лает ошибки;

—  ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал деклами ровать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошиб ках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игр и словесных упражнений в работе по формированию синтаксической стороны речи у детей с ОНР".

В статье предлагается строить работу над формированием синаксических умений у детей в следующей последовательности:1. Обучение односложным ответом на вопросы.2. Построение простых предложений.3. Оформ...

Формирования грамматической стороны речи у детей

Формирования грамматической стороны речи у детей...

Буклет "Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста"

разработан к семинару  .Помогает нагяднее увидеть и сравнить задачи разных возрастных групп....

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Задачи по формированию грамматической речи у детей рассматриваются в   направлениях:1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родногоЯзыка (изменение по родам, числам, лицам...