Консультация для педагогов. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Свинцова Евгения Леонидовна

В начале дается общая характеристика вопросов морфологии,

словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.

Цели:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3.  Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

В начале дается общая характеристика вопросов морфологии,

словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам. 

Цели:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3.  Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

                                            В морфологии.

      Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

      Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).

      Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).

      В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

        Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

        Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

         Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).

         Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).

         Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

         Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

        Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).

        В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

                                  В словообразовании.

      Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

      Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

      Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).

      Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

                                           В синтаксисе.

          Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

         Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

        Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

       Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

       Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

       Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

                                     Младшая группа

Учить изменять слово по падежам.

Основное внимание на использование родительного падежа, единственного и множественного числа.

Учить детей согласовывать числительное в роде и числе.

Активизация пространственных предметов

Обучать детей некоторым способам словообразования.

Суффиксальный способ (сахар - сахарница)

Изменение приставок (пришел, зашел)

Образование звукоподражательных глаголов.

Учить детей использовать в речи простые предложения

Учить их распространять (на основе наблюдений за действиями детей)

                                          Средняя группа

Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Особое внимание на родительный падеж

Учить образовывать глаголы повелительного наклонения, в игровой ситуации, через упражнения.

Способы образования родительного падежа множестенного числа

Образование глаголов приставочным способом (глагол  от имени существительного (мыло - мылит))

Учить распространять предложения

Большое количество слов в предложении (сложносочиненные предложения)

                     Старшая и подготовительная группа

Обучать детей тем грамматическим формам которые вызывают трудности

Воспитывать языковое чутье

Воспитывать приоритетное отношение: старшую группу – к речи сверстников, подготовительную группу – к cвоей речи.

Образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными ласкательными суффиксами

Учить различать смысл слов

Уточнить у детей правильные употребления глаголов

Учить детей подбирать однокоренные слова

Учить детей пользоваться сложными предложениями

Использовать разные типы предложений в письменной речи: обучение детей составлению письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...

Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...

Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Задачи по формированию грамматической речи у детей рассматриваются в   направлениях:1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родногоЯзыка (изменение по родам, числам, лицам...

Консультация для педагогов «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

      Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод пра...

Консультация для воспитателей " Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитетелей по   развитиюя лексико - грамматической речи у детей дошкольного возраста...