Консультация для педагогов. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В начале дается общая характеристика вопросов морфологии,
словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.
Цели:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
В начале дается общая характеристика вопросов морфологии,
словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.
Цели:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Младшая группа
Учить изменять слово по падежам.
Основное внимание на использование родительного падежа, единственного и множественного числа.
Учить детей согласовывать числительное в роде и числе.
Активизация пространственных предметов
Обучать детей некоторым способам словообразования.
Суффиксальный способ (сахар - сахарница)
Изменение приставок (пришел, зашел)
Образование звукоподражательных глаголов.
Учить детей использовать в речи простые предложения
Учить их распространять (на основе наблюдений за действиями детей)
Средняя группа
Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Особое внимание на родительный падеж
Учить образовывать глаголы повелительного наклонения, в игровой ситуации, через упражнения.
Способы образования родительного падежа множестенного числа
Образование глаголов приставочным способом (глагол от имени существительного (мыло - мылит))
Учить распространять предложения
Большое количество слов в предложении (сложносочиненные предложения)
Старшая и подготовительная группа
Обучать детей тем грамматическим формам которые вызывают трудности
Воспитывать языковое чутье
Воспитывать приоритетное отношение: старшую группу – к речи сверстников, подготовительную группу – к cвоей речи.
Образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными ласкательными суффиксами
Учить различать смысл слов
Уточнить у детей правильные употребления глаголов
Учить детей подбирать однокоренные слова
Учить детей пользоваться сложными предложениями
Использовать разные типы предложений в письменной речи: обучение детей составлению письма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
В работе раскрываются методика и приемы по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...
Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...
Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
Задачи по формированию грамматической речи у детей рассматриваются в направлениях:1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родногоЯзыка (изменение по родам, числам, лицам...

Консультация для педагогов «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод пра...

Консультация для воспитателей " Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитетелей по развитиюя лексико - грамматической речи у детей дошкольного возраста...

