План самообразования учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Агеева Наталья Борисовна

Тема самообразования: «Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте».

Сроки разработки темы: с 2022 года по 2023 год

Цель самообразования

повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Изучить литературу, посвященную анализу таких речевых расстройства как ОНР и ФФНР;

2) Разобраться в этиологии ОНР, ФФНР, а также предпосылках нарушения устной и письменной речи;

3) Выявить специфику структуры нарушения у детей старшего дошкольного возраста;

4) Определить основные принципы коррекционной работы;

5) Определить содержание, структуру, методы и приемы дидактических игр  как одного из средств профилактики дисграфии и дислексии;

Обоснование выбранной темы. Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий.

Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% речевых школ, у 35-40% учеников вспомогательных школ. По мнению многих исследователей, нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

У детей с ОНР в той или иной степени возникают затруднения на всех этапах овладения чтением и письмом. Овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука, соотнесение звука с буквой, анализ и синтез слов идет медленно.

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Практические результаты

1.

Изучение методической литературы.

в течение года

Составление индивидуального плана самообразования.

2.

Проведение диагностики предрасположенности к нарушениям письма и определение вида дисграфии.

ноябрь

Анализ результатов диагностики.

3.

Систематизация и пополнение игровых упражнений  и дидактических игр по профилактике дисграфии.

ноябрь

Дидактические игры и картотеки.

4.

Создание собственных дидактических игр и упражнений для профилактики и коррекции дисграфии  у дошкольников.

декабрь

Дидактические игры и картотеки.

5.

Включение в занятия игровых упражнений и дидактических игр согласно календарно-тематическому планированию.

январь-февраль

Конспекты занятий, содержащие дидактические игры и упражнения по профилактике дисграфии.

6.

Подготовка мастер-класса по теме самообразования.

март

Мастер-класс.

7.

Написание статьи по материалам методической литературы  и проведенного мастер-класса.

апрель

Статья по теме самообразования.

8.

Отчет на педсовете (система работы).

в соответствии с годовым планом

Доклад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К.  на 2013-2014 учебный год.Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

Тема:  « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда

Индивидуальный план самообразования           на 2014 – 2015 учебный год...

Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны

Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)

Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих...

План самообразования учителя - логопеда

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей с ТНР путём моделирования».Выбор темы: Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения....

План самообразования учителя-логопеда

Цель:  осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи:  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преод...