Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНР
занимательные факты по логопедии

Дойкова Прасковья Афанасьевна

Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНР

Выстраивая сопровождение детей с ТНР в комбинированной группе детского сада, педагоги создают условия, в которых ребенок может почувствовать себя успешных в значимым для него видах деятельности, иначе эффективность коррекционной работы остается на уровне «кабинетной речи». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

Представление опыта по теме:

Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНР

Авторский коллектив Ерошенко Наталья Юрьевна, учитель-логопед; Дойкова Прасковья Афанасьевна, воспитатель; Жданович Евгения Сергеевна, музыкальный руководитель; Хохлова Галина Валерьевна, педагог-психолог.

Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНР

Выстраивая сопровождение детей с ТНР в комбинированной группе детского сада, педагоги создают условия, в которых ребенок может почувствовать себя успешных в значимым для него видах деятельности, иначе эффективность коррекционной работы остается на уровне «кабинетной речи». Зачастую «речевики» старшего дошкольного возраста относятся двояко к своим трудностям в звукопроизношении: они понимают, что их речь отличается от речи других детей и их это несколько беспокоит, но с другой стороны ближайшее окружение привыкло к их речи и их прекрасно понимают и это очень сильно снижает мотивацию детей во время автоматизации поставленных звуков. Как повысить самоконтроль ребенка за правильностью своей речи? Создать условия для развития связной речи?  Сформировать навыки выразительной речи?  Развивать их творческие способности? Организовать интересную для него деятельность, в которой он может показать свои успехи всему детскому саду и даже в сетях интернета. А главное сделать ребенка творцом своего собственного произведения – мультфильма.

Слово «мультфильм» произошло от латинского multiplicatio – «умножение» и английского film – «пленка». Это фильм, выполненный при помощи средств покадровой прорисовки. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.  Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала, развития речи.

Цель:

 социализация и реабилитация дошкольников с ОВЗ, через стимулирование потребности в познавательной, творческой и речевой активности в продуктивной деятельности по созданию мультфильмов.

Задачи

Образовательные:

- создать условия для освоения технологии создания мультипликационного фильма;

- расширять и уточнять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер;

- формировать художественные навыки и умения.

Развивающие:

- развивать творческое мышление и воображение;

- развивать эмоциональную сферу;

- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- развивать умения планирования и оценки/самооценки выполненной работы по предложенным критериям.

- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Коррекционные:

- совершенствовать общие речевые навыки;

- развивать просодическую сторону речи;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать речевой слух детей;

- развивать артикуляционный аппарат;

- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;

- расширять словарь детей;

- мотивировать детей к речевой активности, совершенствовать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

- привлекать родителей к творческой деятельности детей, повышение их компетентности в вопросах грамотного использования гаджетов, для развития детей.

Идея создания мультфильмов детьми с ТНР заключалась в том, что в ходе подготовки материалов к сьемке, они будут высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, рассуждать, общаться, действовать сообща и в этот процесс могут включится специалисты, сопровождающие детей комбинированных групп и их родители.

Знакомство детей с мультипликации начинается в группе. Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники:

- рисованная анимация;

- кукольная анимация;

- пластилиновая анимация;

- песочная анимация.

Дети знакомятся с самим процессом создания мультфильма. Выбирают содержания, сюжета мультфильма. Коллективно обсуждают героев, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Определяются с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступают к подбору или изготовлению персонажей. Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.

Первые мультфильмы, созданные в группе, были результатом коллективного творчества.

Когда дети уже знакомы с процессом создания мультфильма и уже заинтересованы им, его можно использовать в организации коррекционной деятельности. Логопед детям с ТНР, на этапе автоматизации поставленных звуков в словах и предложениях, предложил создать короткие мультфильмы по чистоговоркам. На коррекционных занятиях выбиралась чистоговорка обсуждались особенности создания мультфильмов, а за тем в группе вместе с воспитателем, а потом и в самостоятельной деятельности дети рисовали предметы для мультфильма, фон. Когда все было готово ребенок производил покадровую съемку и уже на занятиях с логопедом мультфильм озвучивали. Так у нас получилась небольшая подборка мультфильмов, которую в дальнейшем использовали в работе с другими детьми для повышения их мотивации и развития фонематического слуха.

Продолжая работу в этом направлении дети начали создавать более сложные мультфильмы по стихотворениям. В этот процесс подключались другие специалисты и родители. Получившиеся мультфильмы были представлены в передачах «Яблонька ТV», на фестивале для детей ОВЗ «Дошколята в защиту природы родного края», в мероприятиях посвященных значимым событиям в жизни детского сада.

              Чтобы создать мультфильм, используем программу Stop Motion – технологию покадровой анимации, в результате которой возникает ощущение движения объекта. Процесс снятия мультфильма заключается в фотографировании кадров, которые сразу же соединяются в единое видео, в конце работы осуществляется добавление звуковой дорожки.

Для съемки необходимы: магнитная доска, магниты, камера смартфона, установленная на нем программа Stop Motion, штатив и объект, который будет «оживать» (игрушка, кукла, пластилиновый или нарисованный персонаж), лампы подсветки, микрофон для озвучки, ноутбук с программой Movavi Video для оформления мультфильма.

Работа проводилась с учетом технологических этапов создания мультфильма:

1. Выбор темы: темы будущих мультфильмов придумываются в зависимости от интересов детей, могут возникнуть при общении педагога с детьми, от сиюминутной потребности разобраться в ситуации, в эмоциях.

2. Создание сценария: прочитываем и обсуждаем художественное произведение, разрабатываем общая концепцию и идею мультфильма, а также образ и характер каждого из героев.

3. Раскадровка: ребенок заполняет мнемотаблицу, создаются эскизы, т. е. прорисовываются части произведения на бумаге. Мнемотаблица используется не только для того, чтобы ребенок смог представить, как будут передвигаться герои мультфильма, но и помогает ребенку запомнить содержание стихотворения или другого художественного произведения. С мнемотаблицей знакомиться и педагог-психолог, он помогает ребенку определить психоэмоциональное состояние героев его причины и следствия. Ее педагоги пересылают родителям, что бы они вместе с ребенком могли обсудить и добавить детали будущего мультфильма, а затем и выучить произведение.

4. Изготовление: работа над рисунком начинается с фона. Дети прорисовывать детали фона, обсуждая расположение, размеры, форму предметов, цветовые решения. Сцена фотографируется покадрово. Фигура перемещается в пространстве, ребенок делает по одному кадру на каждое изменение, затем полученные фотографии сводятся в единый видеоряд со скоростью 8, 12 или 24 кадра в секунду, и получается анимация движения.

5. Озвучивание: дети заучивают текст, при этом учатся голосом показывать смысловую интонацию, делать паузы, ставить ударения в словах, произносить слова правильно. Запись детских голосов осуществляется так же в программе Stop Motion. Полученный материал просматривается и прослушивается ребенок вместе с учителем-логопедом анализирует результаты своей деятельности и при необходимости вносит корректировки. При необходимости приглашается сторонний эксперт (ребенок), который может дать свои рекомендации. Здесь в создание мультфильма может включится музыкальный руководитель – выбрать вместе с ребенком музыкальное оформление для мультфильма. На этом этапе работа с программой Stop Motion заканчивается. Мультфильм готов, его остается только оформить.

6. Монтаж: с ребенком обсуждается оформление мультфильма заставка, титры, он называет какие профессиональные навыки им освоены, и кто ему помогал в создании мультфильма. В программе Movavi Video оформляется заставка и титры.

7. Просмотр и обсуждение мультфильмов (презентация продукта деятельности): первыми зрителями нового произведения становятся дети группы, в которую ходит ребенок. Они оцениваю конечный продукт, высказывая свои суждения по поводу просмотренного мультфильма. Затем мультфильм показывают по телевизору, находящемуся в холле детского сада при необходимости мультфильм могут использовать в разных группах детского сада. Он размещается в родительских группах в разных мессенджерах, на сайте группы и детского сада. Мы представляли детские мультфильмы на городском фестивале детского творчества «Дошколята в защиту природы родного края».

Данная практика является одной из составляющих коррекционно – развивающего процесса, влияющая на познавательное развитие и развитие социально – коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушения речи и направлена на достижение следующих результатов:

- дети имеют представления о видах мультипликации, представления о профессиях взрослых-мультипликаторов;

- владеют навыками составления и использования мнемотаблиц;

- дети имеют начальные представления о процессе съемки и этапах создания мультфильма, владеют навыками работы с программой Stop Motion;

- проявляют инициативу, способны предложить идею будущего мультфильма;

- дети конструктивно взаимодействуют в подгруппе друг с другом, способны договариваться, анализировать результаты своей работы и работы товарищей;

- умеют планировать свою деятельность и доводить ее до конца;

- дети применяют навыки нормированного звукопроизношения, выразительной речи в разных видах деятельности;

- дети имеют представления о правилах составления рассказа и этапах развития сюжета;

- у детей развиваются высшие психические функции (зрительное, тактильное, слуховое восприятие, пространственные ориентировки, мышление, память, речь, расширяется круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности).

В качестве диагностического инструментария для отслеживания результатов проведенной работы воспитателями используется метод наблюдения за игровой деятельностью детей и «Карты проявления самостоятельности, активности, инициативности» А.М. Щитининой, а также диагностические методики в рамках логопедического и психолого-педагогического обследования.

Данная практика прошла апробацию в старшей комбинированной группе нашего детского сада. В этом учебном году мы планируем использовать практику в двух комбинированных группах в старшей и подготовительной. Дети подготовительной группы продолжат работу по созданию мультфильмов по чистоговоркам в период автоматизации поставленных звуков, по стихотворениям в рамках тематического планирования и по желанию детей, попробуют создать мультфильмы по своим авторским рассказам и сказкам. Мы будем продолжать использовать мнемотаблицы, как для записи художественных произведений, так и произведений, придуманных детьми.

Планируется проведение мастер класса по созданию мультфильмов детьми подготовительной группы для воспитанников старшей.

Планируем создание мультипликационной студии с необходимым оборудованием для создания разных видов мультфильмов.

В перспективе предполагаем активно представлять продукты детского творчества на городских конкурсах и мероприятиях, выстроить взаимодействие с детской городской библиотекой и другими детскими садами по популяризации технологии создания мультфильмов детьми.

Опыт организации деятельности детей по созданию мультфильмов показывает эффективность ее использования в образовательной и коррекционном процессе:

- она решает проблему мотивации детей. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному;

- включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного;

- предоставляет возможность комфортной инклюзии детей с ОВЗ в общую деятельность, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Проект направлен на создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи проекта:-изучить пси...

Создание мультфильмов, как средство развития творческих способностей детей.

Изучение и анализ материала по теме: Создание мультфильмов, как средство развития творческих способностей детей....

STEM технология в логопедии: ЛЕГО-конструирование как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.Ст...

«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»

Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...

Нейрогимнастика как средство развития и коррекции речи детей с ТНР

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте....

Создание мультфильма как средство развития и коррекции связной речи детей

В статье описывается, как создание мультстудии в детском саду может благотворно повлиять на развитие речи детей, участвующих в этом захвытывающем волшебном процессе!...