STEM технология в логопедии: ЛЕГО-конструирование как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста
материал по логопедии

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Стем образование включает в себя

  1. Дидактическая система Ф. Фрёбеля;
  2. Экспериментирование с живой и неживой природой;
  3. Математическое развитие;
  4. Робототехника;
  5. Мультистудия «Я творю мир».
  6. LEGO-конструирование;

 

Отличительной особенностью федерального государственного стандарта дошкольного образования нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.

Лего –конструирование оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. А это является очень важным при работе с детьми с нарушения речи.

Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию,  что приведет  впоследствии к желаемому результату.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.pptx783.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

STEM технология в логопедии: ЛЕГО-конструирование как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста Подготовила: Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 8 «Светлячок» г. Алушты Воропаева Юлия Романовна

Слайд 2

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Написана в соответствии с ФГОС, возможна к интегрированию в основную образовательную программу, а также в систему дополнительного образования в ДОО.

Слайд 3

STEM Дидактическая система Ф. Фребеля Экспериментирование с живой и неживой природой LEGO - конструирование Робототехника Математическое развитие Мультстудия "Я творю мир"

Слайд 4

Отличительной особенностью федерального государственного стандарта дошкольного образования нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего , так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях. Лего –конструирование оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. А это является очень важным при работе с детьми с нарушения речи. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Слайд 5

Задачи LEGO - конструирования способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; умение группировать предметы; умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни; свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре); умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Слайд 6

Лего-технологии позволяют: оптимизировать педагогический процесс расширять образовательное пространство обогащать развивающую предметно – пространственную среду способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников обеспечивать развитие психических процессов и мелкой моторики рук дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс ) . М.М. Кольцова, Е. И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата.

Слайд 7

при использовании ЛЕГО-технологий , мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи: С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро. При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха. В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающяя работа воспринимается им как игра. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Слайд 8

Можно выделить несколько видов конструирования , которыми могут овладеть дети: 1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – Как сюрпризный момент можно использовать на занятие письмо-схему, которую принес сказочный герой- ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком. 2. Конструирование по теме - применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме 3. Конструирование по условиям - детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико - грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи. 4 . Конструирование по образцу - детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи. 5. Конструирование по замыслу - ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Слайд 9

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует : постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова); развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов); формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа. формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных); формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма; развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Слайд 10

«Произнеси звук кратко и протяжно» Задания приведены на примере звука [С]. Предварительная работа : выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы. Логопед : «Послушайте, как звучит насос : « с-с-с » . Он может издавать протяжный звук : « с-с-с-с » и краткий звук : «с» . Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато.» Далее логопедпредлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко. «Продолжи узор и произнеси слоги» Предварительная работа : выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов. Логопед : «Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА» , желтая – слог «СО» , зеленая – слог «СУ» . Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Логопед просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

Слайд 11

Игра «Составь схему» Цели: Совершенствование навыков звукового анализа слогов, слов (выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твердые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, твердых и мягких согласных) Развитие фонематических представлений Развитие зрительного восприятия Развитие мелкой моторики пальцев рук Материал: детали лего - синий, красный, зеленый, игровое поле, карточки со слогами, словами. Ход игры Игрокам 1-2 человека предлагается составить звуковую схему слогов, слов, определить количество звуков в словах, дать им характеристику. «Подбери слова к схемам» Предварительная работа : выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей : первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов. Логопед: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков». Логопед показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Слайд 12

Игра «Собери урожай» Цели: Согласование прилагательных с существительными Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО Развитие связной речи, составление описательного рассказа о фруктах . Образование относительных прилагательных Развитие зрительного восприятия Развитие мелкой моторики пальцев рук Материал: конструктор лего , схемы собирания- яблоко, груша, банан и т.д.. Ход игры Игроку по предложенной схеме необходимо собрать фрукты. Назвать одним словом. Рассказать про каждый из фрукт "Какой он?". Груша –зеленая, сладкая, сочная, твердая; Яблоко – красное, сладкое, сочное, круглое; Посчитать. один апельсин, одна груша, одно яблоко. Составить описательный рассказ по предложенной схеме. Что это? Какого цвета? Где растет? Какой формы Какой на вкус? Что из него можно приготовить? Какой получиться сок?

Слайд 13

ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий. Формируют понимание пространственных отношений между предметами. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д.

Слайд 14

Таким образом, лего-конструирования на логопедических занятиях: Пробуждает у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширяет и обогащает диапазон игровых умений и навыков; повышает познавательную активность и работоспособность детей; активизирует процессы восприятия, внимания, памяти; создает положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься; Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста. Артикуляционные гимнастики в стихах и сказках "Наш весёлый язычок".

В сборнике собран материал для проведения артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме. Сборник предназначен для логопедов, воспитателей, а также будет по...

консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы. В процессе изучения методики развития речи дошкольников, отметила, что теоретики и практики акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования р...

Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....