Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».
методическая разработка по логопедии

Богославская С.В.

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_tekst.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1

« Тополёк» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

Мастер- класс с педагогами на тему:

« Играй, двигайся, развивайся.

Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Учитель-логопед: Богославская С.В.

январь 2023г

Практическая значимость: данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков.

Материалы и оборудование: компьютер, портреты педагогов -психологов, зонтики для коктейля-«вертолётики» по 2 шт. на каждого участника, полотно «игровой парашют», воздушный шарик, координационная лестница, нейродоска 4 шт. ортопедические коврики, пособие «Смешинки», «Классики», геометрические фигуры, бумажные салфетки, листы бумаги А-4, балансир, нейромешочки, нейромячики, тренажёр «восьмёрка», координационная дорожка, полотно с цифрами, суджок шарики, маска для глаз, маркер.

1часть.

Уважаемые коллеги! И снова здравствуйте! У каждого из нас начинается именно с этого день. Вдумайтесь, в этом слове есть всё: и улыбки, и радости и пожелание крепкого здоровья.

Я -за здоровый образ жизни. Поэтому в своей работе использую злоровьесберегающие технологии. Хочу представить вашему вниманию тему моего мастер -класса «Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Девиз моего мастер-класса: «Всему, что умею сама- научу вас!»

Свой МК я хочу начать с нейрозарядки для рук «Аплодисменты здоровья».

Я попрошу вас всех подняться и под ритмическую музыку повторить за мной движения.

- «кулачки друг о друга» (профилактика хронической головной боли и боли в плечах);

-«похлопаем запястьями» ( улучшение работы мочеполовой системы);

-по тыльной стороне ладони другой рукой» (помогает при болях в пояснице)

- «похлопать кончиками пальцев» ( активизирует точки, связанные с речью);

- «хлопаем кулаком по внутренней стороне ладони» (улучшает работу сердца и лёгких);

- «хлопки ладонями» ( улучшаем работу внутренних органов, щитовидной железы);

- ладонями, собранными в горсти (профилактика инсульта);

- «хлопки за головой» ( снимает усталость).

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО по речевому развитию детей посредством применения методов нейропсихологической коррекции.

Задачи: -познакомить педагогов с методы нейропсихологической коррекции речевого развития детей;

- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;

-побуждать педагогов использовать в своей работе методы нейропсихологической коррекции речевого развития детей.

Прогнозируемый результат мастер – класса:

- получение педагогами представления о методах нейропсихологической коррекции речевого развития детей;

- внедрение педагогами в образовательный процесс нейроигр для активации речевых способностей детей.

Актуальность

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений. Она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение упражнений у детей с проблемами в развитии. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу, которая во многом зависит от правильного межполушарного взаимодействия.

Связь двух полушарий мозга очень важна. При нарушении этой связи у человека страдает координация движений (ходьба, работа двумя руками) и нарушаются все основные компоненты речевой системы. Когда межполушарное функционирование отсутствует или работает не слаженно, то появляются трудности в учебе связанные с дисграфией (нарушение процессов письма), дислексией (дефекты разговорной речи), аккалькулией (расстройство навыков счета). Нормальное взаимодействие между частями головного мозга считается основой интеллектуального развития ребенка или взрослого человека.

И поэтому я использую в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста методы нейропсихологического подхода, который является злоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (речь, внимание, память, мышление) и эмоционально – волевой сферы ребёнка через движение.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.

Эффективность.

В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций.

Под влиянием тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Благодаря нейрогимнастике и нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

2 часть. Практическая.

Свой мастер – класс я хочу провести в форме квеста.

Мы будем путешествовать по станциям, и вам предстоит выполнить ряд заданий, за каждое из которых будете получать карточки – подсказки с изображением известных людей, которые в конце помогут вам отыскать тайник с сюрпризом.

Мы отправляемся в путешествие на вертолётиках. Я прошу всех взять в каждую руку по вертолётику. Вначале нужно покрутить их между большим, средним и указательным пальцами.

Затем, продолжая крутить, поднимаем левую руку вверх, а правую руку вниз и меняем положение рук.

— Вот мы прилетели на первую станцию.

1 станция «Нейрогимнастическая».

Выполняем нейрогимнастические упражнения,

«Кулак – ребро -ладонь»;

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процесс письма и чтения.

Исходное положение - Сидя, руки находятся на плоскости стола.

Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

а) сжатия в кулак ладонь;

б) положение ладони ребром на плоскости стола;

в) распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.

«Дом-ёжик-замок»;

«Ухо -нос»

(один из участников получает подсказку и размещает её на доске).

2станция «Дыхательная».

Я попрошу вас, коллеги, подойти ко мне и взяться двумя руками за игровое полотно. Данное упражнение я использую на своих занятиях с детьми с ТНР. Для меня, как логопеда, очень важно поставить правильный сильный речевой выдох, правильную дыхательную струю для того, чтобы детям было проще проговаривать звуки и слова.

Так вот, уважаемые коллеги, я предлагаю вам научиться дышать правильно.

(Растягиваем полотно и держим его на уровне груди. Необходимо сделать глубокий медленный вдох носом, не поднимая плеч и длительный выдох через рот (губы трубочкой), не раздувая щёк. Давайте попробуем «вдох – выдох».)

Начинаем игру «Все против одного». Ваша задача – передуть воздушный шар на меня, а я постараюсь передуть на вас. Раз-два-три игру начни.

Молодцы. Выполнили задание. Получаете подсказку.(размещаем на доске)

3 станция «Художественная».

Уважаемые, коллеги, один из лучших нейротренажёров – это межполушарная доска. Этот тренажёр предназначен для тренировки взаимодействия полушарий головного мозга. Выполняя упражнение обеими руками, ребёнок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушария. В логопедической работе, добавляя к движению речь (слоги, фразы, чистоговорки), мы автоматизируем, дифференцируем звуки с одновременной синхронизацией работы обеих полушарий.

Выполнение упражнений с нейродосками.

А теперь давайте станем в колонну друг за другом. Последнему я рисую на спине изображение. Он рисует его на спине впереди стоящему. И так по цепочке рисунок передается, пока не доходит до первого в колонне. Тот рисует изображение на бумаге и показывает всем.

А теперь немножко расслабимся и сделаем массаж. Станем все в круг.

Выполняем массаж друг другу со словами.

Молодцы, выполнили задания, получайте подсказку.

Чтобы перейти на следующую станцию, мы пройдём как сороконожка. Необходимо стать друг за другом, руки положить на плечи, идти всем одновременно по команде.

Выполнение упражнения «Сороконожка» Упражнение хорошо снимает мышечные зажимы, повышает эмоциональный фон занятия, учит сплочению в команде. Наша сороконожка пришла к станции «Ритмическая»

4 станция «Ритмическая».

На этой станции мы выполним упражнения для развития чувства ритма и переключаемости движений. Выполнение моторной программы очень важно для развития детей и в частности для развития речи.

Выполнение упражнения «Постучи» по геометрическим фигурам (2 чел) и Логоритмика с салфетками «У меня живёт проглот».

Молодцы, выполнили задания, получайте подсказку.

5 станция«Поэтическая».

На этой станциимы будем учить стихотворение, тренировать внимание, развивать слухоречевую память, формировать навык перевода словесной информации в образную и обратно. Эти умения нужны детям, чтобы лучше в школе лучше понимать условие задачи и прочитанный текст.

Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если он не треугольный,

То это не мой колпак.

Молодцы, выполнили задания, получайте подсказку.

6 станция «Музыкальная».

На музыкальной станции я предлагаю вам потанцевать.

Танцуем танец «Бим – бам -бом». Развиваем межполушарное взаимодействие, координацию движения и речи.

Молодцы, выполнили задания, получайте подсказку.

7 станция «Туристическая»

На этой станции мы будем выполнять разные виды ходьбы, учиться управлять движением и контролировать своё тело.

- слепая ходьба (показ)

- ходьба по ортоковрикам (2 вида)

1. Три дорожки по 3 коврика. 3 участника должны пройти по коврикам, называя слова на букву С. Развернуться и на обратном пути шагать по коврикам, называя слова на букву Ш.

-ходьба по координационной лесенке с мячиками ( возьми, положи)

Работа с полотном «Классики» Рассказать, как можно использовать.

-хотьба с удочкой по лексической теме «Транспорт».

Молодцы, выполнили задания, получайте подсказку.

8. станция «Спортивная».

Мы добрались до последней станции. Все любят фитнес. Это модно сейчас. А у нас сегодня будет нейрофитнес. Я покажу вам нейротренажеры и расскажу, как их можно использовать в работе.

Обзор Доска Бильгоу, нейромешочки, нейромячики, координационные дорожки, шипы-балансиры, нейроскакалки, тренажер восьмёрка, полотно с цифрами.

Выполнение упражнения на полотне с цифрами. Прыгай только….

Посчитай…. ( любое слово или словосочентание)

Молодцы, получайте подсказку.

Коллеги, а теперь я попрошу вас закончить пословицу. Двигайся больше- (ответ) проживёшь дольше!

Вот так незаметно мы с вами выполнили все задания моего квеста и перед вами на доске вы видите портреты известных людей. Давайте вспомним их имена. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. «Как Вы думаете, что объединяет всех этих людей?»

Совершенно, верно. Да, все они известные педагоги и психологи, работавшие с детьми и понимавшие огромную роль движения в развитии детей.

Звучит музыка и участники находят тайник с сюрпризом.

Я благодарна вам за активное участие и хочу вам подарить настоящие шарики и кольца здоровья - Суджок. Будьте здоровы!

Пришло время возвращаться. Возьмите свои «вертолётики» и полетели домой

3 часть. Рефлексия.

Вот мы и вернулись из путешествия, скажите мне, пожалуйста, что было в мастер – классе интересного,

нового для вас,

что возьмёте с собой,

И сейчас я хочу, чтобы вы на правую руку положили все знания, весь опыт, с которым вы сюда пришли, а на левую положили те знания, которые вы сегодня получили на моём мастер -классе. А теперь соедините руки. Аплодисменты!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить педаг...

Мастер класс для педагогов на тему: "Сенсорное воспитание, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»Цель: представление опыта работы с дет...

Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...

Мастер – класс на тему: «Игры и упражнения с использованием нейротренажеров в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста»

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации...