Картотека игр и упражнений по формированию навыков словообразования
картотека по логопедии

Формирование навыков словообразования у детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений

по формированию навыков словообразования. 


  1. Существительные:
  • Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-. 

КАРТОЧКА №1

Цель: Понимание уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Задание. Логопед предлагает ребенку показать те картинки, которые назовет:

Где дом, а где домик?

Где стол, а где столик?

Где слон, а где слоник?

Где кот, а где котик?

Где самолёт, а где самолётик?

Где куст, а где кустик?

Где лист, а где листик?

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2

Цель: Понимание уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Задание. Логопед предлагает разложить картинки на две группы. В одну группу положить те предметы, которые логопед назовет ласково, а в другую остальные.

Стул - стульчик

Стакан – стаканчик

Помидор – помидорчик

Огурец – огурчик

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №3

Цель: Понимание уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Задание. Детям предлагается закрыть фишками те картинки, которые логопед назовет ласково.

Подушка – подушечка

Ложка – ложечка

Кошка – кошечка

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №4

Цель: Понимание уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Задание. Логопед предлагает раскрасить те картинки, которые он назовет.

Стульчик , диванчик и т.п.


КАРТОЧКА №5

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом: -ик-.

Задание. Игра «Назови ласково». 

Логопед предлагает ребенку назвать слова ласково.

Используются картинки с изображением маленьких предметов.

дом – домик

стол – столик

самолет – самолетик

слон- - слоник

куст – кустик

лист - листик

кот – котик

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №6

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом: -чик-.

Задание. Логопед предлагает детям назвать слова ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных и закрывают большие предметы фишками.

стакан - стаканчик

стул - стульчик

вагон – вагончик

диван – диванчик

______________________________________________________________

КАРТОЧКА №7

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом: -к-.

Задание. Игра «Найди пару».

Подобрать парную картинку и правильно назвать. Логопед показывает картинку с большим предметом, а ребенок находит с маленьким предметом и называет.

туча – тучка

лошадь – лошадка

мышь – мышка

трава – травка


КАРТОЧКА №8

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик- .

Задание. Игра «Найди пару». 

Проводится с группой детей. Детям раздаются парные картинки. Логопед предлагает найти себе пару как можно быстрее. Дети находят пару и проговаривают слова.

Л.: «Встаньте парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом».

____________________________________________________________________

КАРТОЧКА №9

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-. 

Задание. Логопед предлагает подарить подарки Ане и Анечке. Дети составляют предложения:

Ане подарим платок.

Анечке подарим платочек.           И т.д.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №10

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-. 

Задание. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед называет слово, а ребенок должен поднять картинку и назвать ласково.                           туча – тучка                 стакан - стаканчик

лапа – лапка                стул - стульчик

шуба – шубка                вагон – вагончик

лошадь – лошадка         диван – диванчик

трава – травка                 подушка – подушечка

ложка – ложечка                кошка – кошечка

______________________________________________________________

КАРТОЧКА №11

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом: -ечк-.

Задание. Логопед предлагает подобрать ласковые имена куклам.

Аня – Анечка

Таня – Танечка

Соня – Сонечка

Ваня – Ванечка


КАРТОЧКА №12

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-. 

Задание. Логопед предлагает назвать слова ласково, когда ребенок поймает мяч.                                       ёлка - ёлочка

белка - белочка

галка – галочка

палка – палочка  

ваза – вазочка

КАРТОЧКА №13

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -чик-, -очк-, -ечк-.

Задание. Игра «Наводим порядок» (по теме «Посуда»). Логопед предлагает детям убрать со стола посуду, называя ее ласково. (По аналогии со стола можно убирать другие предметы).

Я убираю чашечку.

Я убираю тарелочку.

Я убираю салфеточку.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №14

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-. 

Задание. Логопед предлагает составить предложения, сравнив ребенка и куклу.

У Маши нос, а у куклы носик.
У Маши рот, а у куклы ротик.
У Маши руки, а у куклы ручки.
У Маши голова, а у куклы головка.

_________________________________________________________________

КАРТОЧКА №15

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-. 

Задание. Логопед заучивает с детьми стихи, в которых используются уменьшительно-ласкательные существительные.

Можно ли столик поставить во дворик?

Можно ли лучик закрыть на ключик?

У вашей бедной кошечки        Ни чашечки, ни ложечки.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ушк-, -ышк-.

КАРТОЧКА №16

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-.

Задание. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям назвать ласково ребят, нарисованных на картинках.

Маша – Машенька                Надя – Наденька                Даша – Дашенька

_________________________________________________________________

КАРТОЧКА №17

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом: -ушк-.

Задание. Логопед просит детей назвать слова так же, как он.

дед - дедушка

голова - головушка

зима – зимушка

трава – травушка

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №18

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом: -ышк-.

Задание. Подобрать предметы для гнома и гномика (картотека с предметными картинками):

перо – перышко

солнце – солнышко

зерно – зернышко

гнездо – гнёздышко

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №19

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами:  -ушк-, -ышк-.

Задание. Логопед просит детей запомнить картинки на доске. Дети закрывают глаза, а логопед меняет картинки. Дети должны сказать, что изменилось.

Было перо, стало перышко.

Было солнце, стало солнышко.

Было гнездо, стало гнездышко.

Было зерно, стало зернышко.

Было горло, стало горлышко.

  • Образование существительных с суффиксами -ниц-, -ник-, -ина-.

КАРТОЧКА №20

Цель: Образование существительных с суффиксом: -ниц-.

Задание. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, мыло - в мыльнице, конфеты - в конфетнице, сахар - в сахарнице).

После называния предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится. Логопед при этом подчеркивает голосом (интонирует) суффикс   -ниц-.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №21

Цель: Образование существительных с суффиксом: -ниц-.

Задание. Логопед предлагает ребёнку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета, конфетница, сахар, хлеб,  сахарница, хлебница, салат, салатница, мыло, мыльница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Логопед, закрывая все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: «сахар», а вторую – длинно «сахарница». Назови короткое слово.»    Ребёнок: «Сахар».

        Логопед кладёт под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской». Аналогичным образом длинное слово маскируют длинной полоской. Затем ребёнок совместно с логопедом проговаривает оставшиеся пары слов, определяя их длину и маркирует разными полосками.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №22

Цель: Образование существительных с суффиксом –ник-.

Задание. Логопед предлагает ребёнку две картинки: пожар – пожарник.

Логопед: « Какое слово короткое? Длинное?» Под каждое слово выкладывается полоска (короткая, длинная).

Логопед: «Давайте найдём ту часть слова, которая звучит непохоже. Положи короткую полоску на длинную. Отрежь лишний кусочек полоски и заштрихуй его. Смотри: длинная полоска состоит из двух кусочков. Первый кусочек – «лес»(выкладывается картинка), второй кусочек – ник (выкладывается заштрихованная часть полоски . Что получилось? «Лесник»(выкладывается изображение).Перед ребёнком оказывается выложенным следующее словообразовательное уравнение:

картинка «лес»+ карточка-символ = картинка «лесник»

печь – печник                 сапог – сапожник

школа – школьник        мясо – мясник                огород – огородник

ключ – ключник

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №23

Цель: Образование существительных с суффиксом: -ин-, -инк-

Задание. Логопед предлагает ребёнку предметные картинки вперемешку. Просит разложить картинки по парам и назвать их.

Виноград – виноградина, баран –баранина, горох-горошина, свинья – свинина, жемчуг – жемчужина.

        Бусы – бусинка, пыль – пылинка, дождь – дождинка.

_________________________________________________________________

  • Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действие.

КАРТОЧКА№24

Цель: Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Задание. Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

  • Кто носит багаж? (Носильщик)
  • Кто вставляет стекло? (Стекольщик)
  • Кто укладывает камни? (Каменщик)
  • Кто сваривает трубы? (Сварщик)
  • Кто чинит часы? (Часовщик)
  • Кто точит ножи? (Точильщик)
  • Кто работает на кране? (Крановщик)

В процессе занятия используются картинки.

Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, каменщик, точильщик?» При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом, суффикс -щик-.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА№25

Цель: Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Задание. Игра «Как назвать того, кто...?».

Логопед предлагает детям назвать того, кто... (В процессе игры можно использовать мяч. Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку.)

  • Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
  • Кто воспитывает детей? (Воспитатель)
  • Кто управляет поездом? (Машинист)
  • Кто сочиняет песни? (Композитор)
  • Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)

КАРТОЧКА№26

Цель: Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Задание. Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Логопед предлагает детям угадать, кем он хочет быть.

  • Мне нужны такие инструменты: ножницы расческа, бритва.

Ребенок отвечает: «Вы хотите быть парикмахером».

Весы, касса, гири - продавец.

Нитки, иголка, ножницы – швея.

Краски, кисти, мольберт – художник.

Пинцет, шприц, вата, бинт – врач.

Молоток, рубанок, пила – плотник.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА№27

Цель: Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Задание. Игра «Кто что делает?» (по типу лото).

Логопед раздает детям большие карточки, а себе оставляет маленькие карточки.

На большой карточке изображен представитель той или иной профессии. Логопед открывает маленькие карточки и задает вопросы:

«Кто сделал стол?» (Стол сделал столяр).

«Кто возьмет шприц?» (Шприц возьмет врач). И т.д.

Правильно ответившие дети получают маленькую карточку и выкладывают её рядом с большой.

Большие карты

Маленькие карточки

Столяр

Стол

Стул

Шкаф

Кровать

Скамейка

Полка

Портной

Платье

Брюки

Юбка

Пальто

Шорты

Майка

Маляр

Кисть

Краска

Ведро

Валик

Комбинезон

Лестница

Врач

Халат

Шприц

Градусник

Пинцет

Таблетки

Бинт


  • образование названий детенышей и птиц.

КАРТОЧКА №28

Цель: Образование названий детенышей и птиц.

Задание. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д.

В конце игры логопед уточняет, какая общая часть в этих словах?

еж – ежонок, слон – слоненок, лось – лосенок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, лис – лисёнок, лев – львёнок, тигр – тигрёнок,

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №29

Цель: Образование названий детенышей и птиц.

Задание. Игра «Подбери пару».

Логопед загадывает загадку про животное или птицу. Дети отгадывают и подбирают ему детеныша (на доске картинки с изображением детенышей).

волк - волчонок – волчата,

орел - орленок – орлята,

индюк - индюшонок – индюшата,

тигр – тигрёнок – тигрята,

слон – слонёнок – слонята,

ёж – ежонок – ежата

заяц – зайчонок – зайчата

лев – львёнок – львята

ворон – воронёнок – воронята    И т.д.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №30

Цель: Образование названий детенышей и птиц.

Задание. Логопед объясняет детям, что названия детенышей некоторых животных отличаются от названий взрослых животных.

Логопед предлагает назвать детенышей у следующих животных:

овца - ягненок

свинья - поросенок

корова — телёнок

лошадь – жеребёнок

собака – щенок

В процессе игры используются фигурки животных, которые расставляются в коробке с песком.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №31

Цель: Образование названий детенышей и птиц.

Задание. Игра с мячом «Назови правильно».

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

лисенок - лисята

волчонок - волчата

щенок – щенята и т.д.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №32

Цель: Образование названий детенышей и птиц.

Задание. Игра «Семья».

Логопед с детьми припоминает сказку «Три медведя».

- Вспомните, как называли папу, маму и детеныша в этой сказке (папа- медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок).

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных:

лис - лиса - лисенок

заяц - зайчиха - зайчонок

еж - ежиха - ежонок

В процессе игры используется схема ответа.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №33

Цель: Образование названий детенышей и птиц.

Задание. Игра «Найди маму».

Дети делятся на две группы: первая группа надевает маски взрослых животных, вторая группа - их детенышей.

По сигналу логопеда животные и их детеныши должны соединиться в пары и назвать себя.


  • Образование наиболее доступных сложных слов.

КАРТОЧКА№34

Цель: Образование наиболее доступных сложных слов.

Задание. Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить пропущенные слова необходимые по смыслу.

Рыбу ловит                (рыболов).

Ходит пешком                                        (пешеход).

Везде ходит                (вездеход).

Пчёл разводит                (пчеловод).

Лес рубит                (лесоруб).

Лёд колет                (ледокол).

Сам катится                (самокат).

Везде ходит                (вездеход).

Землю копает                (землекоп).

При знакомстве со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова.

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА№35

Цель: Образование наиболее доступных сложных слов.

Задание. Логопед предлагает детям выделить на слух заданное слово из ряда других слов.

Землю капает - ледокол, вездеход, землекоп.

Рыбу ловит - пчеловод, рыболов, пешеход

Сам летает – пароход, вездеход, самолёт.

Ходит пешком – ледоход, пешеход, пароход.

Лес рубит – лесоруб, ледокол, самосвал.

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА№36

Цель: Образование наиболее доступных сложных слов.

Задание. Игра «Составь предложение».

Логопед предлагает детям составить предложения со словами: листопад, самолет, пчеловод, землекоп, электростанция, паровоз, трубочист, самосвал, вездеход, трубоукладчик, самоходка и т.д.

2.Глаголы:

  • Образование глаголов при помощи приставок: на-, по-, вы-, в-

КАРТОЧКА №37

Цель: Развитие понимания ребенком значения префиксальных изменений глагольных форм. (Глаголы образованные при помощи приставок: на-, по-, вы-, в-.)

На картинках изображаются различные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.

Задание. Логопед называет слова, обозначающие действия, ребенок должен показать соответствующую картинку.

Покажи, где мальчик входит, а где выходит?

Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №38

Цель: Развитие понимания ребенком значения префиксальных изменений глагольных форм. (Глаголы образованные при помощи приставок: на-, по-, вы-, в-)

Задание. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой:

влетает – вылетает

въезжает – выезжает

наливает – выливает

____________________________________________________________________

КАРТОЧКА №39

Цель: Образование глаголов с приставками: в-, вы-, на-.

Задание. Логопед предлагает добавить слово, обозначающее действие (по картинкам).

Птица в клетку ... (влетает)

Птица из клетки ... (вылетает)

Птица к клетке ... (подлетает)

В стакан ... (наливает)

Из стакана ... (выливает)

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №40

Цель: Образование глаголов с приставками: в-, вы-, на-.

Задание. Игра «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и выставляет картинку, а ребенок подбирает к ней парную с противоположным смыслом и называет.

наливает - выливает

входит - выходит

вносит - выносит

высыпает – насыпает

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №41

Цель: Образование глаголов с приставками: в-, вы-, на-.

Задание. Составление предложений по демонстрации действий.

Логопед: Катя, вылей воду. Что делает Катя?

Ребенок: Катя выливает воду, и т.д.

(Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все дети).

наливает - выливает

входит - выходит

высыпает – насыпает

__________________________________________________________________________КАКАРТОЧКА №42

Цель: Образование глаголов с приставками: в-, вы-, на-.

Задание. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед предлагает внимательно слушать и хлопать в ладоши только тогда, когда услышат часть слова на:

вы, по, на, вы, на, по, в, на, вы

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №43

Цель: Образование глаголов с приставками: в-, вы-, на-.

Задание. Дети исправляют ошибки, допущенные логопедом.

«Части слова на-, по-, вы- перепутались между собой. Помогите исправить».

Мама поливает суп.

Дворник выливает улицу.

Паша поливает воду.

Садовник выливает клумбу.

________________________________________________________________


КАРТОЧКА №44

Цель: Образование глаголов с приставками: в-, вы-, на-.

Задание. Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложение по двум картинкам.

дедушка - чай (наливает)

папа - вода (выливает)

садовник - цветы (поливает)

Маша - сок (наливает).

  • Образование глаголов при помощи приставок: с-, у-, до-, под-, от-, за-, пере-, при-, раз-.

КАРТОЧКА №45

Цель: Развитие понимания ребенком значения префиксальных изменений глагольных форм. (Глаголы образованные при помощи приставок:  под-, от-.)

Задание. Логопед называет слово, обозначающее действие, а ребенок подбирает парную картинку с противоположным действием.

подходит - отходит

подлетает – отлетает

подъезжает – отъезжает

подплывает – отплывает

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №46

Цель: Развитие понимания ребенком значения префиксальных изменений глагольных форм. (Глаголы образованные при помощи приставок: с-, у-, до-, под-, от-, за-, пере-, при-, раз- и т.д.)

Задание. Логопед вызывает к себе одного ребенка - помощника и предлагает ему выполнить ряд действий (например, подойти к столу, отойти от стола, завязать бант кукле и т.д.). Также можно использовать игрушки и макет с песком.

Дети наблюдают за ним и говорят, что он делает.

завязал - развязал - перевязал - привязал

заходит - переходит - обходит - подходит – выходит

забегает – перебегает – оббегает - подбегает – выбегает

заползает – переползает – обползает – выползает


КАРТОЧКА №47

Цель: Образование глаголов при помощи приставок: с-, у-, до-, под-, от-, за-, пере-, при-, раз- и т.д.)

Задание. Игра «Помоги добраться домой».

В игре используется пособие с песком, на котором размещаются различные предметы. Логопед раздает детям фигурки-игрушки: мальчик, девочка, машина, птица, червяк. Дети по очереди рассказывают, как герои добираются домой. (Можно использовать рисунок-схему на доске.)

Мальчик пошел домой. На холм взошел. С холма сошел. Через мост перешел. Гору обошел. К дому подошел.

Девочка побежала домой. На холм вбежала. С холма сбежала. Через мост перебежала. Гору обежала. К дому подбежала.

Машина поехала домой. На холм въехала. С холма съехала. Через мост переехала. Гору объехала. К дому подъехала.

Червяк пополз домой. На холм вполз. С холма сполз. Через мост переполз. Гору обполз. К дому подполз. И т.д.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №48

Цель: Образование глаголов при помощи приставок: с-, у-, до-, под-, от-, за-, пере-, при-, раз- и т.д.)

Задание. Логопед предлагает детям составить предложения по картинкам.

На картинках все действия объединены одной приставкой.

перепрыгивает - переходит – перебегает

подползает - подплывает – подписывает

подходит - подъезжает – подлетает

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №49

Цель: Образование глаголов при помощи приставок: с-, у-, до-, под-, от-, за-, пере-, при-, раз- и т.д.)

Задание. Игра «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет картинку с одним действием на картинку с другим действием.

выходит - заходит

отъезжает - подъезжает

забегает - выбегает – перебегает    И т.д.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №50

Цель: Образование глаголов при помощи приставок: с-, у-, до-, под-, от-, за-, пере-, при-, раз- и т.д.)

Задание. Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

подходит – переходит

подъехал – заехал

красит — покрасил

ремонтирует — отремонтировал

Мальчик красит вертолет. - Мальчик покрасил вертолет.

Мальчик ловит рыбу. - Мальчик поймал рыбу. И т.д.

  • Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

КАРТОЧКА №51

Цель: Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Задание. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже завершено, а где совершается.

Лексический материал:

рисует - нарисовал,

пишет – написал,

вешает – повесила,

мыла – вымыла,

одевается – оделся,

прячется – спрятался,

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №52

Цель: Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Задание. Игра «Лото». У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

рисует – нарисовал                пишет – написал

вешает – повесила                мыла – вымыла

одевается – оделся                прячется – спрятался

поливает – полил                покупает – купил

_________________________________________________________________

  • Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

КАРТОЧКА №53

Цель: Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

глаголов совершенного и несовершенного вида.

Задание. Логопед просит детей показать на картинках, кто:

Обувает-обувается, умывает-умывается, купает-купается, прячет-прячется, вытирает-вытирается, качает-качается, одевает-одевается, причёсывает-причёсывается.

Делается вывод: слова умывается, обувается, купается, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Логопед: «Послушайте ещё раз слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? ( СЯ)

_______________________________________________________________


3.Прилагательные:

  • Образование относительных прилагательных с суффиксами: -н-,

 -ан-, -янн-, -енн-, -ов-,  -ев-.

КАРТОЧКА №54

Цель: Понимание и различение относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам, растениям.

Задание. Логопед предлагает ребенку выбрать и показать предмет из определенного материала (используются натуральные предметы).

Покажи деревянную ложку.

Покажи железную ложку.

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №55

Цель: Понимание и различение относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам, растениям.

Задание. Логопед показывает картинки и просит детей показать:

деревянный дом - каменный дом - кирпичный дом

кожаную куртку - меховую куртку - болоньевую куртку и т.д.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

Покажи дубовый лист.

Покажи кленовый лист.

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №56

Цель: Образование относительных прилагательных с суффиксами :-н-, -ан-, -ян-, -янн-, -енн-, -ов-, -ев-.

Задание. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Дети ищут этот предмет: тот, кто его находит, называет: тарелка, стекло - стеклянная тарелка, ложка, дерево - деревянная ложка и т.д. В процессе используются различные предметы:

стеклянная тарелка                        глиняная тарелка

стеклянный стакан                        деревянная шкатулка

каменная шкатулка                        деревянная ложка

железная ложка                                глиняный стакан

_________________________________________________________________


КАРТОЧКА №57

Цель: Образование относительных прилагательных с суффиксами :-н-, -ан-, -ян-, -енн-, -ов-, -ев-.

Задание. Игра «Назови сок», «Назови суп».

Сок из моркови - морковный

Сок из яблока - яблочный.   И т.д.

_________________________________________________________________

КАРТОЧКА №58

Цель: Образование относительных прилагательных с суффиксами :-н-, -ан-, -ян-, -енн-, -ов-, -ев-.

Задание. Лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например: коробка из картона. Тот, кто находит у себя на карточке этот предмет, должен назвать словосочетание (картонная коробка) и закрыть картину фишкой.

сковорода из чугуна – чугунная

стакан из стекла – стеклянный

ведро из железа – железное

шарф из шерсти – шерстяной

мяч из резины – резиновый

дорога из песка – песчаная

подушка из пуха – пуховая

одеяло из ваты – ватное

крыша из соломы – соломенная

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №59

Цель: Образование относительных прилагательных с суффиксами :-н-, -ан-, -ян-, -енн-, -ов-, -ев-.

Задание. Логопед предлагает детям правильно назвать листья разных деревьев.

Лист дуба – дубовый,                 лист осины - ...,

лист липы - ...,                         лист ольхи - ...,

лист рябины - ...,                         лист яблони - ...,

лист клёна - ...,                         лист берёзы - ...,

лист смородины - ...  .

_________________________________________________________________

КАРТОЧКА №60

Цель: Образование относительных прилагательных с суффиксами :-н-, -ан-, -ян-, -енн-, -ов-, -ев-.

Задание. Игра «Что изменилось?»

Пропал дубовый лист, появился рябиновый лист.

Не стало дубового листа, появился рябиновый лист.

________________________________________________________________

  • Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-.     -и-. 

КАРТОЧКА №61

Цель: Понимание притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -и-.

Задание. Логопед называет слова, а ребенок должен показать соответствующую картинку.

Покажи лисий хвост.

Покажи заячий хвост.

Покажи медвежьи уши.

Покажи волчий хвост.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №62

Цель: Понимание притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -и-.

Задание. Логопед называет слово, а ребенок должен подать ему соответствующую картинку:

заячьи уши                        волчьи лапы

лисьи уши                        медвежий хвост

медвежьи уши                        лисий хвост      И т.д.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №63

Цель: Понимание притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -и-.

Задание. Логопед предлагает ребенку убрать из ряда предложенных картинок одну.     Убери заячьи уши.        Убери заячий хвост.        Убери лисий хвост.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №64

Цель: Понимание притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -и-.

Задание. Логопед предлагает детям показать на сюжетной картинке по теме «Семья» те предметы, которые он назовет:

Покажи дедушкину газету.

Покажи бабушкин платок.    И т.д.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №65

Цель: Понимание притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -и-.

Задание. Логопед предлагает раскрасить на листе для работы:

лисий хвост, заячьи уши и т.д

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №66

Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -и-.

Задание. Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу, не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте, мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Логопед показывает картинки, а дети называют, чей это хвост.

Логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты у домашних животных. 

КАРТОЧКА №67

Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -и-.

Задание. Игра «Чьи уши?»

Детям раздаются части разрезанных картинок. Логопед выставляет на доску одну из частей какой-либо картинки, например, изображение туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста) и называют их.

«У меня на картинке заячья голова» и т.д.

«У меня на картинке волчий хвост» и т.д.

Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

________________________________________________________________


КАРТОЧКА №68

Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -и-.

Задание. Логопед выставляет на доске 4 картинки. Дети называют их и определяют лишнюю, которая не подходит, объяснив почему.

Лисий хвост, лисья морда, лисьи уши, заячьи лапы.

Волчий хвост, волчьи уши, волчьи лапы, беличья морда.

Заячий хвост, медвежьи уши, медвежьи лапы, медвежья морда.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №69

Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -и-.

Задание. Логопед предлагает детям рассмотреть картину «Семья» и ответить на вопросы:                Чей фартук? - Бабушкин фартук.

Чья газета? - Дедушкина газета.

Чьи кубики? - Димины кубики.

КАРТОЧКА №70

Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -и-.

Задание. Игра «Путаница».

Логопед раздает детям картинки, где заменена одна часть тела.

Ребенок говорит: «У меня заяц, а хвост лисий. Мне нужен заячий хвост».

«У меня медведь, а уши беличьи. Мне нужны медвежьи уши».

«У меня собака, а хвост беличий. Мне нужен собачий хвост».

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №71

Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -и-.

Задание. Игра «Скажи правильно».

Логопед предлагает детям преобразовывать по образцу.

У Тани интересная книга. - Это интересная Танина книга.

У Димы разноцветные кубики. - ...

У папы шелковая рубашка. - ...


  • Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк-. 

КАРТОЧКА №72

Цель: Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк-.

Задание. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Добавь слово». Игра проводится с мячом.                 Платье белое, а платьице ... (беленькое).

Мышь серая, а мышонок ... (серенький).

Кот рыжий, а котенок ... (рыженький).

Лист зеленый, а листик ... (зелененький). И т.д.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №73

Цель: Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк-.

Задание Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям назвать слова ласково:

трусливый - трусливенький

пугливый - пугливенький

спокойный - спокойненький

проворный - проворненький

(можно использовать в игре мяч).

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №74

Цель: Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк-.

Задание. Игра «Что изменилось».

Логопед предлагает детям посмотреть и запомнить картинки, выставленные на доску.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет большие предметы на маленькие, дети угадывают, что изменилось.

Была красная роза, а стала красненькая розочка.

Был черный жук, а стал черненький жучок.

Был белый кот, а стал беленький котенок.

__________________________________________________________________

  • Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-. -ив-.   -чив-, -лив-.

КАРТОЧКА№75

Цель: Образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Задание. Логопед предлагает детям добавить недостающее слово.

На руках грязь, значит руки ... (грязные).

На улице мороз, значит день ... (морозный).

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА№76

Цель: Образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Задание. Игра «Скажи правильно» (игра с мячом).

Логопед называет слово и бросает мяч, а дети ловят и отвечают словом, которое отвечает на вопрос - какой?

грязь – грязный                вкус - вкусный

ум – умный                        обида - обидчивый

холод – холодный                сила-сильный,

лень-ленивый                        червяк-червивое,

дождь-дождливый

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА№77

Цель: Образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Задание. Логопед показывает маски с разным настроением (радость, грусть, скука, удивление) и предлагает одной подгруппе детей надеть маски, а другой подгруппе ответить на вопрос?

  • Какой Илья? (Илья грустный)
  • Какая Аня? (Аня радостная)

Затем дети меняются ролями.

  • Образование сравнительной степени качественных прилагательных

КАРТОЧКА№78

Цель: Образование сравнительной степени качественных прилагательных.

Задание. Логопед предлагает сравнить предметы и закончить предложение. Используются картинки (образование сравнительной степени качественных прилагательных).

Апельсин большой, а арбуз ещё больше.

Клубника маленькая, а смородина ещё ...

Дыня сладкая, а арбуз ещё...

Груша вкусная, а ананас ещё ...

Дерево высокое, а башня ...

Рябина тонкая, а камыш ещё...

Лёд прозрачный, а стекло ещё ...

Шнурок длинный, а нитка ещё ...

Волк большой, а слон ещё ...

Куст низкий, а трава ещё ...

Логопед раздает детям по две картинки. Дети должны составить предложение по картинкам. Правильные предложения дети повторяют все вместе.

_________________________________________________________________

КАРТОЧКА№79

Цель: Образование сравнительной степени качественных прилагательных.

Задание. Логопед предлагает ответить на вопрос «как?»

В пальто тепло, а в шубе (как?) ещё теплее.

Весной солнце светит ярко, а летом (как?) ...

Поезд идёт быстро, а самолёт летит (как?) ...

Черепаха ползёт медленно, а улитка (как?) ...

Весной птицы поют звонко, а летом (как?) ...

Осенью холодно, а зимой (как?) ...

Вечером темно, а ночью (как?) ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников

Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас. 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры. 3. Развивать слуховое вни...

"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.  Хара...

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования  (младший  дошкольный  возраст)...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста

Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм ...