Главные вкладки

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования
    картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования  (младший  дошкольный  возраст)
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_na_slovoobrazovanie.docx19.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования

     (младший  дошкольный  возраст)

    Игровое упражнение «Ласковые имена»

    Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

    Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

    - У кошки – котёночек.

    - У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

    Игра «У меня нос, а у тебя?»

    Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

    - У меня нос, - говорит воспитатель.

    - А у меня носик.

    - У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

    Игра – драматизация «Кто пришёл?»

    Приходит котёнок, здоровается с детьми.

    - Кто к нам пришёл? (Котёнок).

    - Как назовём его ласково? (Котёночек). И т.п.

    Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

    - Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т.п.

    Игровое упражнение «Потерялись»

    На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

    Воспитатель:

    - Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

    Ребёнок ходит по группе ищет.

    - А это чей голос? «Пи-пи-пи?» - кто это? – проводится аналогичным образом.

    Игровое упражнение «Чей голос?»

    В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

    - Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

    -Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

    Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

    Игра «Кто у кого?»

    Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши если их много:

    - У кошки – котята.

    - У ежа – ежата, у коровы – телята.

    Игра «Где наши ручки?»

    Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

    - Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).

    - Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т.п. «-3 раза.

    Игра «Лото»

    Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)

    Игра «Мишка, поезжай!»

    Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

    - Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке?  Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т.п.

    Подвижная игра «Молчанка»

    Дети произносят слова: Первенчики, червенчики

    Зазвенели бубенчики,

    По свежей росе

    По чужой полосе.

    Там чашки, орешки,

    Медок, сахарок, молчок!

    Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т.д.  

    Игра «Молчок»

    Воспитатель с детьми произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

    Начинаем мы играть:

    Чок-чок, рот на крючок

    И молчок!

    Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т.д.

    Игра «Всё наоборот»

    Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается  про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

    Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т.д.  

    Игра «Кто больше скажет о профессии»

    Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

    -Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

    -Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т.д.)  

    - Что делает портной? (ответы детей).

    Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.  

    Игра «Кто как голос подаёт?»

    В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.

    - Вот…. (Кошка), вот….(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку!?» (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку!).

    - Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда)

    аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.  

     Игра «Оркестр»

    Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.  

    Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.

     

    «Вечер загадок»

    Детям предлагается отгадать загадки:

    То мурлычет, то играет,                                  Видали вы его не раз-

    То куда-то удирает,                                      Он скачет в двух шагах

    Убегает далеко.                                         От нас, чирикает:

    А когда придёт обратно,                                   «Чирик – чирик!»

    То мурлыкает и с блюдца                                  Кто к этой песне не привык?

    Пьёт сырое молоко. (Кот)                                            (Воробей)                  

    Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

         

    Игра «Гуси»

    Рассматриваются картинки:

    - Это….(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты.

    - А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни - дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один – гусёнок, а когда их много,  это – гусята. Много у гусыни гусят.

    - Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников

    Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас. 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры. 3. Развивать слуховое вни...

    "Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"

    В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.  Хара...

    Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

    Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

    Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

    Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

    «Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»

    Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....

    «Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»

    Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....


     

    Комментарии

    Липагина Наталья Викторовна

    Интересная подборка игр! Пригодится в работе!