Мастер-класс «Использование кругов Луллия для работы с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии

ДАНИЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Цель:  ознакомление педагогов с пособием  «круги Луллия», для применения их в педагогической деятельности через мастер-класс

Задачи :

  1. Обосновать актуальность использования игр с кругами  

Луллия (технология ТРИЗ) в работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Организовать  работу коллег с приёмами и видами работ по  

ознакомлению с кругами Луллия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование кругов Луллия для работы с детьми дошкольного возраста

Цель:  ознакомление педагогов с пособием  «круги Луллия», для применения их в педагогической деятельности через мастер-класс

Задачи :

  1. Обосновать актуальность использования игр с кругами  

Луллия (технология ТРИЗ) в работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Организовать  работу коллег с приёмами и видами работ по  

ознакомлению с кругами Луллия.

Добрый день, уважаемые коллеги. Все вы знаете, что каждый ребенок – это сундук с сокровищами, полный необыкновенных идей, мыслей и фантазий. Но, к сожалению, не всегда у детей появляется возможность его открыть и правильно воспользоваться его содержимым.

Как вы думаете, какие методики или технологии помогают раскрыть способности ребёнка?

Вы совершенно правы. И сегодня я хочу вам представить одно из пособий ТРИЗ технологии это «Круги Лулия».

 Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 13 века, создал приспособление, логическую машину, для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра. Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

С помощью кругов Луллия «Кругами Луллия»  можно не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, понять, что эта игра, развивает с одной стороны, такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения, дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Основная цель: развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Задачи: 

-  Формировать понятие «признак», знакомить с именами признаков. ϖ Учить восприятию проявлений признака в конкретном объекте, находить причинно-следственные связи между объектами.

- Развивать навыки фантастического преобразования объектов. ϖ Формировать способность увидеть суть проблемы.

Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

И чтобы в этом вас убедить приглашаю 4 добровольцев:

Выходят 4 педагога

Вытяните себе задание, возьмите нудное пособие и выполните задание.

1.подобрать состав числа;

2.подобрать часть,

3.подобрать слово, которое начинается со звука….,

4.что из чего…..

Педагоги выполняют задания

Тренинги с Кругами Луллия  бывают 4 типов:

1-й тип: «Найти реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание».

При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4-й тип: «Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Это задания были направлены, что бы найти реальное сочетания.

Но для того чтобы развивать у детей мышление и умение находить выход из ситуации можно работать с случайными совпадениями.

Например:

. Представьте, что, раскручивая круги, наша стрелочка показала нам сочетание «Стекло – дом».

- Какой предмет мы бы получили? (ответы)

Я построил стеклянный дом.

- Что может быть хорошего в стеклянном доме?  (варианты педагогов)

- Какие недостатки у стеклянного дома? (варианты педагогов)

- Но вот беда, я осталась не очень-то довольна этим перевоплощением. Я совсем не желаю, чтобы все видели, что у меня в доме. Помогите решить эту проблему. (варианты педагогов)

- Это был  вариант с двумя кольцами

Сейчас мы с вами использовали два кольца, давайте добавим еще один.

1. «Найди реальное сочетание - соедини правильно»

Под стрелкой соединим объект и его часть: кастрюля – крышка. Крышка это часть чайника. (Тем самым мы повторяем или изучаем части предмета.)

2. «Объясни необычное сочетание»

После раскручивания третьего круга, рассмотрим полученное сочетание: кастрюля – крышка – озеро. Бывает ли такое? Когда?

При получении под стрелкой различных комбинаций, предлагать ребенку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно.

3. «Придумай фантастическую историю или сказку»

Озеро - крышка от кастрюли.(педагоги придумывают историю).

4.«Реши проблему».

-Если крышка от кастрюли останется в воде, какие проблемы появятся у реки? (варианты педагогов)

 - Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь, у вас это задание вызвало положительные эмоции.

Но, к сожалению, у кругов есть недостаток, это малый размер изображений, не всегда понятный детям.

-И поэтому я часто организую подобные игры следующим образом. Выходите, пожалуйста, все сюда. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.  Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением. Участники нашей игры образуют два круга, становясь на кружочки, расположенные на ковре и начинают двигаться. Первое ваше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под воображаемую стрелку, это будет красный круг, лежащий на ковре, не попадет подходящий для этого материала объект, если сочетание совпало,  вы хлопаете в ладоши.

Педагоги выполняют задание.

 Какое сочетание у нас получилось? Отлично справились с заданием!

Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.). Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.

Второе наше задание будет на «Объясни необычное сочетание» и мы будем раскручивать два круга.

- внутренний круг, он продвигается против часовой стрелки.

- внешний круг, он продвигается по часовой стрелке, и вы все останавливаетесь после того, как я закончу говорить следующие слова:

«Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что стрелка нам покажет,

Будем дружно называть».

Педагоги выполняют задание.

Какое сочетание у нас получилось?  Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Вопрос«Когда, или где такое сочетание может случиться?»

  ( ответы участников)

Теперь присаживайтесь на свои места. Я хочу вам про демонстрировать ещё один вариант игры. Для обучения детей описывать предметы. Сразу сделаю пояснение: в руках у детей карточки с именами признаками, в центре ребёнок с игрушкой которую необходимо описать, дети идут по кругу со словами, кто в конце фразы, попадает в обруч, описывает предмет соответствии с тем признаком, которое у него изображено на картинке.

 Просмотр видео фрагмента с детьми. На котором, представлена игра «Опиши предмет».

Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.

Результаты в развитии ребенка Вы сможете заметить сразу. В его ответах вы увидите постепенное восхождение от односложных предложений к развернутым текстам, самостоятельно создает фантастические тексты, с удовольствием формулирует и решает проблемы - вот главный результат использования Кругов Луллия. Самое главное, что это пособие удачно подходит для коррекционной  работы с детьми ОВЗ. Оно позволяет развить  сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, даёт возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильное восприятия, внимание, развить творческие способности детей, умение находить своё решение в проблемной ситуации.

В нашем мастер-классе я постаралась показать вам основные положения организации игр с кругами Луллия.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Круги Луллия» успешно может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

А теперь скажите мне пожалуйста:

Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста? .

Что интересного вы возьмете для работы с детьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....

Педагогическая находка: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в ...

Мастер -класс. Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

Повышение уровня педагогической компетентности по использованию кругов Луллия (технология ТРИЗ) в развитии дошкольников....

"Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста"

Педагогическая находка:«Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»  Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время ...

Мастер-класс: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»

В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развития познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно испол...

Консультация для родителей: « Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»

Как научить ребенка жить в окружающем его мире? Как развивать в нем качества активного созидателя? Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы? В нашем сложном мире много пробл...