Игра как средство обучения детей с нарушениями речи в образовательном процессе.
статья по логопедии

В данной статье описывается неоценимая роль игры в дошкольном детстве.В коррекционной работе логопед использует игры и игровые приемы для улучшения речевого развития детей-логопатов.В статье раскрыта последовательность коррекционной работы с детьми с разными речевыми дефектами, подобраны разнообразные игры и приемы для работы учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство обучения детей с нарушениями речи в образовательном процессе

Учитель-логопед: Жорник Виктория Сергеевна

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста- истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Д. Б. Эльконин и мн. др. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Игра , являясь ведущим видом деятельности дошкольников не потеряла свою значимость и при введении ФГОС на современном этапе развития дошкольного образования. Одним из основных принципов государственного стандарта является принцип реализации Программы , в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей с речевыми проблемами игра обретает особое значение. В игре дети без всякого стеснения отображают свои представления об окружающей их действительности, раскрывается индивидуальность ребёнка, развиваются творческие способности. Занимательная игра улучшает внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает доступное восприятие нового материала.

Из вышесказанного следует, что в коррекционной работе логопеда необходимо широко использовать игры , игровые приёмы для улучшения речевого развития детей дошкольного возраста. При этом следует учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Имея речевой дефект, ребёнок чаще всего раздражителен, замкнут, заторможен либо возбудим. У детей появляется чувство закомплексованности от осознания своего дефекта . Особенности поведения таких детей отмечаются в играх. По наблюдениям дети с речевыми расстройствами нередко теряют возможность самовыражения в совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни быть обсмеянным другими детьми. Нарушение общей и речевой моторики у детей-дизартриков вызывает быструю утомляемость. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение их в коллективные игры. Своеобразно поведение детей-алаликов в игре. У таких детей игры однообразны, чаще всего носят подражательный характер. Дети перекладывают игрушки из рук в руки, вертят их, не производя никакого игрового действия. Кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой. У детей с заиканием наблюдается робость либо отказ от игры. Такие дети чаще всего выступают зрителями или берут на себя подчинённые роли. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению. Игры могут проводиться как самостоятельные, как предваряющие или закрепляющие занятия, а так же как отдых.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры со строительным материалом, игры театрализованные. На сегодняшний день в логопедической практике апробировано множество разнообразных игр, целью которых является коррекция различных дефектов речи у детей дошкольников. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Придерживаясь, этого принципа работы, логопед подбирает игры, игровые задания для работы с детьми, разделяя материал на три части:

- подготовительные игры и упражнения;

- игры для формирования правильного звукопроизношения;

- потешки, чистоговорки, считалки, сказки.

Подготовительные игры и упражнения подготавливают органы речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука, правильной звуковой артикуляции. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Игры подбираются в строгой последовательности:

- для развития слухового внимания;

- для развития речевого слуха;

- для развития фонематического слуха.

Для произношения правильного звука требуется координированная, чёткая работа артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти мягкого нёба. Широко применяется артикуляционная гимнастика в игровой форме, например, игровой куб с нарисованными упражнениями, карточки с игровыми заданиями и т.д. Игры на развитие дыхания и голоса также относятся к подготовительным. Они необходимы в работе с детьми страдающими дизартрией, ринолалией, и могут быть полезны при нарушении у дошкольников темпа, ритма, плавности речи и при различных расстройствах голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются на различные трудно произносимые звуки с учётом дефекта речи . Игры на звукоподражание используются для вызывания правильного звука после хорошо усвоенных ребёнком подготовительных игр и упражнений. Здесь должны подбираться игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.

Потешки, чистоговорки, считалки подбираются на те же звуки и группы звуков что и в предыдущем разделе. Дети повторяют за логопедом потешки, считалки, чистоговорки; заучивают их наизусть, тем самым автоматизируя и дифференцируя поставленные звуки в самостоятельной речи.

Общение логопеда с детьми-логопатами в процессе совместной игровой деятельности создаёт у каждого ребёнка с речевым нарушением положительную мотивацию при выполнении задания логопеда, уверенность в своих возможностях в преодолении имеющихся трудностей. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого мы и превращаем скучные занятия в интересную игру. Желание ребёнка участвовать в процессе обучения определяется в первую очередь его интересом к занятиям, стремлением к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому логопедические занятия должны проходить в лёгкой занимательной форме, доступной восприятию дошкольников. Ребёнок должен испытывать комфорт и психологическую защищённость. Каждый логопед, будучи увлечённый своей профессией, может совершенствовать, дополнять, находить другие варианты распространённых игр в логопедической практике, используя свои творческие способности.

Список используемой литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ «Сфера», 2015 г.
  2. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003 г. / Игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза / А.Ю. Никитина
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ТЦ «Сфера», 2007
  4. «Логопед» для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
  5. Наука и школа № 8 1997 г. / Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника / С. Ильина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"

В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Программа "ЛОГОМЕР" как современное универсальное средство обучения детей с нарушениями речи

ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры. База интерактивных игр Мерсибо поз...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Консультация для педагогов «Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» - современное, универсальное средство обучения детей с нарушениями речи»

     «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании.  Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Профессиональные актеры ...

Дидактические игры как средство обучения детей с нарушениями зрения основам безопасного поведения на дороге

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о правилах дородного движения для детей с нарушениями зрения.Задачи: 1. Обучать  умению делать обобщения, группировать дорожные знаки п...