Семинар - практикум «Как наши пальцы помогают говорить»
консультация по логопедии (старшая группа)

Фролова Галина Ивановна

Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;

обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paltsy_pomogayut_govorit_seminar.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район

Семинар - практикум

Тема «Как наши  пальцы помогают говорить»

Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;

обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

План проведения:

1.Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.

2.Практическая часть: игры и упражнения.

Подготовительный этап:

  1. Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский)

«Рука - это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)

«Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель)».

  1. Атрибуты: мяч, бумажные круги с цифрами и надписями «Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи», тазик с горохом; зубные щетки, мячи - ежики, грецкие орехи; квадратный лист, зубочистка.

Ход семинара:

Логопед: Пять да пять — родные братцы,

     Так все вместе и родятся.

               Если вскапываешь грядку,

               Держат все одну лопатку.

               Не скучают, а играют

               Вместе все в одни игрушки .

               А зимою всей гурьбою

              Дружно прячутся в теплушки.

              Вот такие «пять» да «пять» ,

              Угадайте, как их звать ?

Ответ родителей и детей: Пальцы.

Логопед: Правильно. Речь идет о пальцах. Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее - развитию мелкой моторике рук у ребенка. Почему именно этому? Вы узнаете. Сейчас дети поиграют в игру:

«Собери пословицу «На столе лежат бумажные круги с номерами. Нужно взять круг, определиться с цифрой и выстроиться по порядку.

( дети выполняют задание)

Родители читают: «Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи».

Логопед: Но прежде чем  начать работу практикума, давайте поприветствуем друг друга. Взрослые бросают мяч друг другу и говорят комплимент.

Игра-приветствие.

Логопед: На примере игры можно увидеть, как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы, это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу -  задействовалось мышление.

Логопед: Ученые на основе обследования детей выявили: если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту, то и речевое развитие

находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется. Разрешите задать вам вопросы:

1 . Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев?

Ответ родителей 

2 . Как?

Ответ родителей....

3 . Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей?

Ответ родителей....

4 . Для чего вы это делаете?

Ответ родителей.....

5 . Что дает занятие с пальчиками детям?

Ответ родителей.....

Логопед: Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение.

Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме. Сейчас мы будем   играть и пальчики развивать .

Логопед: Каждый день мы играем в пальчиковые игры. Ребята давайте покажем вашим родителям игру «Матрешка».

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

(Дети имитируют движения. Хлопают в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки.

( Выполняют ходьбу пальцами указательным и средним на столе)

Ложки деревянные,

( Вытягивают руки, сложенные « Ковшиком «)

Матрешечки румяные.

( Качают головой, поднеся руки к щекам) 

Логопед: Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные, эмоциональные. Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.

Логопед: Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в « сухом бассейне».

Ребята опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).

Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной:   « В миску насыпали горох

               И пальцы запустили,

               Устроив там переполох,

               Чтоб пальцы не грустили»

Логопед: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка, начиная с большого и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, затем медленно опускайтесь к его основанию.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорее,

Пальчики - удальчики »

Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Помассируйте ладони детям

«Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад- вперед его качу.

Вправо – влево, как хочу.

Сверху - левой, снизу — правой

Я его катаю, браво»

Логопед: А сейчас дети сами будут массировать себе ладошки грецкими орехами (каштанами ). Катайте два  ореха между ладонями.

«Научился два ореха  

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет  

Буквы ровные писать»

Логопед: Молодцы ребята! Очень  хорошо развивает мелкую моторику японское искусство складывания бумаги — оригами. Оригами привлекает детей. Сегодня мы вместе  техникой оригами создадим вертушку.

1. Сложить квадрат два раза пополам, развернуть.

2. Все четыре угла сгибаем в центр листа.

3. Перевернуть заготовку изнанкой вверх.

4. Лист сложить пополам по вертикали.

5. Противоположные вертикальные  стороны квадрата отгибаем к средней линии.

6 .Верхнюю точку поместить в центр квадрата  и разгладить сгибы и уголки.

7. Тоже самое, с другой стороны.

8. Согнуть заготовку пополам.

9. Отогнуть два угла.

10. В середину вставить зубочистку.

Логопед: Развитие мелкой моторики, речи — важнее  перед школой, чем умение писать и читать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию психических функций.

Логопед: Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова: «Движения  руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения …»

Подготовила:

 учитель – логопед

Фролова Г.И

2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Семинар- практикум для родителей " Будем говорить правильно"

Методическая разработка по проведению практического занятия для родителей совместно с детьми по ознакомлению с артикуляционной гимнастикой , с основами звукового анализа слов....

Семинар-практикум для родителей«Учусь говорить правильно»

Семинар-практикум для родителей с целью повышения компетентности  в вопросах речевого развития детей...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Говорим правильно»

Формирование стремления педагогов к совершенствованию речи....

Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми».

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДО.Задачи:1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней;2. Уточнить и закрепить на п...

Семинар - практикум для воспитателей "Искусство говорить с детьми"

Цель семинара: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми».

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи:          1. Обобщить компоненты профессиональной ...