Семинар – практикум для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гусейнова Анастасия Леонидовна

Вашему вниманию представлен информационно-практический материал для родителей о формировании фонематического слуха у детей дошкольного возраста. При проведении практической части использовались личные демонстрационные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx53.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Цель: создание условий для повышения компетентности родителей в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.

Задачи:
1. Дать представление родителям о том, что такое фонематический слух.

2. Показать значение своевременного развития фонематического слуха.

3. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематического слуха.

Обучить родителей приёмам  формирования фонематического восприятия через игру.

План:

1.     Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?

2.     Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3.     С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

4.     Подведение итогов, вопросы родителей.

5.     Советы логопеда по подготовке детей к обучению в школе

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, какое значение фонематический слух оказывает на процесс подготовки ребенка к школе. Многие из вас уже сейчас начинают задумываться о том, насколько успешно в скором времени будет протекать обучение ребенка в начальной школе. Для усвоения программы начальной школы по обучению грамоте (в дальнейшем русскому языку) и чтению очень важно наличие у ученика правильно и своевременно сформированного фонематического слуха.

Сегодня мы рассмотрим роль слуха (в частности фонематического восприятия), в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. (Еще моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи).

Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Что такое «слух»?

Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.

Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Мы с вами поговорим о речевом слухе (фонематическом).

Давайте с вами разберемся, что такое фонематический слух

 Если не углубляться в лингвистику, то фонема в переводе  с греческого означает «звук», это минимальная единица звучащей речи, основная функция которой -  смыслоразличительная. Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойствами. В русском языке 42 фонемы.

Речевой слух (Фонематический слух) – это различение на слух звуков речи, способность их анализировать. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза - коса», «дом - том», «бочка - почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.

Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи. А правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Причины возникновения - неправильное произношение звуков речи, т.е. ребенок пишет слова так, как их произносит, отражает своё дефектное произношение на письме; нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи; затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Т.е. ребенок читает так, как слышит.

Давайте рассмотрим, как развивается фонематический слух, и что вы, как родители, можете сделать, чтобы «простимулировать» его развитие.

 Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими людьми. Поэтому с самого рождения необходимо как можно чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки.

Сензитивным периодом (т.е. особо чувствительным)  для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 — 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Виктор Драгунский «Заколдованная буква»

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Развитие фонематического слуха на первом году жизни.

 В норме с третьей недели жизни ребенок реагирует на резкие звуки, а в два месяца начинает прислушиваться к более тихим. Трехмесячный малыш поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. Вы можете заметить, что малышу нравится музыка. С четырех месяцев малыш начинает подражать звукам (появляется гуление, затем лепет), к полугоду малыш различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает часто произносимые слова.

Развитие фонематического слуха на втором году жизни.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Развитие фонематического слуха на третьем-четвертом годах жизни.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

 К концу третьего года жизни ребенок различает на слух сходные фонемы и слова, близкие по звучанию. При произношении ребенок пытается сохранить слоговую структуру слов, хотя и выговаривает не все звуки, например, «ти-ти-та» вместо «кар-ти-на» или «до-до-дил» вместо «кро-ко-дил». Очень важно, что в этот период ребенок начинает слышать собственную речь: он может заметить неправильно произнесенный звук и исправить себя.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Развитие фонематического слуха на пятом-шестом годах жизни.

На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове (специалисты называют этот процесс фонематическим анализом), может собрать слово из звуков (этот процесс называется фонематическим синтезом). Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом. Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что-то писать.

На данном этапе самое важное - формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

 Пяти–шестилетний ребенок также уже хорошо различает повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение ее темпа.

На пятом - шестом году жизни  развитый речевой слух позволяет:

- Правильно произносить звуки;

- Четко произносить слова;

- Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

- Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

- Успешно освоить письмо и чтение.

Как определить уровень развития фонематического слуха. Что должно вас насторожить:

1. Отсутствие гуления и лепета у малыша в возрасте 4 – 6 месяцев;

2. отсутствие реакции на свое имя в возрасте 6-7 месяцев, на часто употребляемые слова – в возрасте одного года;

3. замена звука на сходный с ним в своей речи и неразличение слов, близких по звучанию, в речи окружающих в возрасте 4 – 5 лет;

4. сильное отставание речевого развития ребенка от общепринятых норм развития речи.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов, обратите внимание на данную схему – это так называемая «Логопедическая лесенка» которая широко используется логопедами.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня. 

Фундаментом и основой развития фонематического слуха является хорошо развитое слуховое внимание и слуховая память.  

1 этап – узнавание неречевых звуков (из акустического окружения детей)

 Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

Слушаем тишину

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.

Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»

Цель: развивать навыки слухового восприятия неречевых звуков.

Ход игры: взрослый предлагает послушать, определить по звучанию и назвать предметы, находящихся в сундучке: колокольчик, ножницы, орехи, камешки, фантик от конфет и пр.

Игра «Угадай, на каком музыкальном инструменте я играю?»

Цель: учить узнавать музыкальные инструменты по звучанию, называть их. Развивать слуховое восприятие.

Ход игры: взрослый за ширмой играет на музыкальных инструментах, а ребенок угадывает их и называет.

Усложнение: использовать одновременно два музыкальных инструмента.

Игра – упражнение «Повтори музыкальный узор»

Цель: учить воспроизводить ритмический рисунок по образцу при разнообразной подаче звуков (хлопки в ладоши, по плечам, по коленям и пр.). Развивать фонематическое восприятие, внимание, быстроту реакций, чувство ритма.

Ход игры: взрослый медленно показывает короткую цепочку различных хлопков (два коротких, или два длинных, или один в ладоши, второй ко коленям и пр), а ребенок должен повторить.

Усложнение: увеличить длину и скорость музыкального узора, использовать хлопки различной сложности и чередования.

Игра – упражнение «Проиграй музыкальный узор по схеме»

Цель: формировать умение воспроизводить ритмический рисунок по схеме; развивать мышление и фонематический слух, чувство ритма.

Ход игры: взрослый знакомит ребенка со схемой, где большой символ – это длинный хлопок, а маленький символ – короткий. Ребёнок должен отхлопать ритмический рисунок, согласно схеме.

Усложнение: использовать различные по сложности схеме, использовать музыкальные инструменты.

Игра «Найди пару».

Цель: Учить на слух находить капсулы с одинаковым звучанием и составлять из них пары; развивать слуховое восприятие, внимание.

Ход игры: взрослый предварительно насыпает различные крупы в капсулы или непрозрачные баночки. Слушает вместе с ребёнком, как звучит каждая капсула при встряхивании, рассматривают её содержимое. Затем ребёнок пробуют по образцу найти созвучную капсулу, далее самостоятельно находит одинаково звучащую пару.

Усложнение: выстроить ряд из капсул по звуковому образцу.

 

Игра – упражнение «Что упало?»

Цель: учить узнавать звук падающих предметов, развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку несколько предметов (мяч, комок бумаги, карандаш, книгу, бубенчик, резиновую игрушку и пр.), роняет их на стол (на пол) и ребенок слушает звук падающего предмета. Затем он отворачивается и угадывает на слух, что упало. 

Усложнение: угадать два одновременно упавших предмета.

Звуки бумаги

 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

Игра-упражнение «Эхо»

Цель: упражнять в точности звукового восприятия; развивать умение чётко повторить услышанный звук или сочетание гласных звуков, изменив его акустические свойства.

Ход игры: взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок – «эхо», тихо его повторяет

Игра «Гном и Великан»

Цель: формировать умение произносить слова с различными акустическими свойствами, изменяя их громкость, высоту, длительность. Развивать тембр голоса, дикцию, фонематическое восприятие.

Ход игры: перед ребенком лежат картинки Гнома и Великана. Педагог говорит, что у Гномика всё маленькое, и носик, и ручки, и глазки, и голосок у него тихий, высокий и быстрый. А у Великана всё большое, и носище, и ручища, и глазища, и голос у него низкий, грубый и громкий. Затем педагог показывает предметы или картинки, и называет их голосом Гномика или Великана. Ребёнок должен положить предмет перед соответствующим персонажем.

Усложнение: ребенок сам называет предметы голосом Гномика или Великана.

Игра «Громко – тихо»

Цель: учить распознавать звучание музыкальных инструментов по акустическим свойствам: громко – тихо. Продолжать развивать слуховое восприятие.

Ход игры: педагог играет на музыкальных инструментах (колокольчик, трещётки, ложки, металлофон, ксилофон, губная гармошка) с разной громкостью. Ребёнок говорит громко или тихо звучит инструмент.

Игра – упражнение «Звучащее солнышко»

Цель: учить различать звучание гласных звуков по долготе и отражать это схематично.

Ход игры: взрослый произносит гласные звуки коротко (У) или протяжно (У-У-У). Если звук короткий, ребёнок маркером пририсовывает солнышку короткий лучик, если звук долгий, то ребёнок рисует длинный лучик.

Игра - упражнение «Скажи по-разному»

Цель: учить произносить звуки и слова, изменяя их характер, тембр и эмоциональный окрас; развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: взрослый объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.

А – плачет малыш, А – показывают горло врачу, А – мама качает малыша, А – девочка укололась иголкой.

О – удивляется мама, О – стонет бабушка, О – поёт певица, О – потягивается папа

О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход, У – звучит дудочка, У – плачет мальчик.

Игра упражнение «Посчитай»

Цель: учить воспринимать и анализировать неречевые звуки по количеству звучаний, закрепить количественный счёт.

Ход игры: взрослый отстукивает карандашом или молоточком по столу несколько ударов и просит ребёнка сосчитать их.

Усложнение: убрать зрительный анализатор и выполнить упражнение с закрытыми глазами.

Игра «Раз, два, три – покажи!»

Цель: развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, внимание, быстрый анализ ситуации.

Ход игры: Ребенок идет по кругу, на 1 хлопок взрослого он принимают позу аиста, на 2 хлопка – позу лягушки, на 3 хлопка возобновляют ходьбу.

Читаем с выражением

Читая ребенку сказки, например, «Колобок», «Три медведя», «Бычок — смоляной бочок» и другие старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво и так далее. Пусть малыш сначала угадывает, за кого вы говорите, а потом попробует сам говорить за персонажей сказки.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

 С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

Выбери нужное

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:  

крыша – крыса; тачка – точка; удочка – уточка; коза – коса;  ком – дом; лак – рак; ложки – рожки;  мука – рука; тень – день; башня – пашня и так далее.

Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку.

Игра «Договорилки»

Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение выделять из нескольких слов одно, сходное по звучанию с заданным.

Ход игры: взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то…(спички, щётку, ножик)

Говорила мышка мышке:

 - До чего люблю я (сыр, мясо, книжки)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш…(ручку, тетрадь, книгу)

Игра «Два кружка»

Цель: развивать фонематическое восприятие, концентрацию внимания. Учить выделять правильно произнесенное слово среди похожих по звучанию.

Ход игры: взрослый даёт ребёнку два кружка разных цветов. Один кружок, это «да», другой – «нет». Затем он показывает ребёнку картинку и чётко произносит 6 созвучных слов с различным звукосочетанием. Ребёнок на каждое слово должен поднять кружок «да» или «нет».

Баман – паман – банан – ваван – банам – даван.

Берблюд – перблюд – пьерблюд – верблюд –  верплют -  дерплют.  

Марашка – ромашка – шамашка – рошамка – шарашка – макашка.           

Игра «Я скажу, ты повтори»

Цель: развивать слуховое восприятие, память; формировать умение запоминать и воспроизводить цепочку из 2-3 слов, схожих по звучанию.

Ход игры: взрослый произносит цепочку слов, ребенок должен её повторить.

Мак – бак – так                   Моток – каток - поток

Ток – тук – так                    Батон – бутон - бетон

Бык – бак – бок                   Будка – дудка - утка

Дам – дом – дым                 Нитка – ватка – ветка

Ком – дом – гном                Клетка – плёнка – плётка

Игра «Гонки»

Цель: развивать быстроту цветового восприятия, внимание, умение выделять нужное слово из потока созвучных слов.

Ход игры: Ребенок по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», он должен замереть. Слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, сой, стоп.

Игра «Слово - шпион»

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление; учить выделять из нескольких слов то, которое не похоже на остальные по звучанию

Ход игры: взрослый произносит по 4 слова, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – котёнок – котёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка

Исправь ошибки 

Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах – исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи». Малыш, который еще не говорит, заметит странность и рассмеется.

К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Из трубы идет дом (дым)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

У слона вместо носа робот (хобот)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

На пальме растут бараны (бананы)

4 этап – дифференциация (различение) слогов

Хлопаем слова

Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

Игра - упражнение «Повтори и назови лишний слог»

Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение дифференцировать слоги, различающиеся одним звуком.

Ход игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов и спрашивает ребёнка, какой слог «лишний».

Та – та – да       Ба – па – ба       Да – да – та      Фи – фи – ви       Ну – ну – но                   

Го – ко – ко      Но – ну – ну       Ко – ки –ко      Са – са – ша      Ша – са – са

Усложнение: использовать слог из трёх звуков

 Ква – ква- два                  Мди – мди- пди

 Кхе – мхе – кхе                Вси – фси - вси

 Пом- дом- пом                 Тну – мну – тну

Стоп–слоги

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

Игра – упражнение «Скажи как я»

Цель: упражнять в воспроизведении слогового ряда со смещением ударного слога; формировать умение дифференцировать слоги.

Ход игры: взрослый произносит слоговой ряд, ребёнок должен правильно повторить.

Та – та – та                 Па – па - па

Та – та – та                 Па – па - па

Та – та – та                 Па – па – па

Игра-упражнение «Закончи слово нужным слогом»

Цель: развивать фонематическое восприятие, мышление, словарный запас; формировать умение договаривать заданный последний слог в словах; развивать ловкость и координацию движений.

Ход игры: Взрослый задаёт определённый слог, например КА, затем произносит начало слова и бросает мяч ребёнку. Ребёнок договаривает последний слог, слово целиком и возвращает мяч.

 «КА» Зай (ка), май(ка), шаш(ка), лошад(ка), лопат(ка), юб(ка), конфет(ка), книж(ка).

Игра «Слоговое лото»

Цель: Формировать умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове, подбирать схему слова к предметной картинке; развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: Взрослый раздаёт детям игровые поля с картинками и схемы слов с 1,2,3,4 слогами. Дети подбирают нужные схемы к своим картинкам.

Усложнение: педагог достаёт из коробки схемы слов по одной, называет количество слогов на ней, дети должны на своём игровом поле найти соответствующую картинку с таким же количеством слогов. Победит тот, кто первым закроет всё своё игровое поле.

Игра «Тарабарский язык»  Инопланетянский язык

Цель: формировать фонематическое восприятие; развивать мышление, дикцию; учить воспроизводить слоговые цепочки в разных вариациях.

Ход игры: взрослый сообщает, что они попали в очень необычную страну – Тарабарнию и местные жители разговаривают на тарабарском языке. Предлагает выучить несколько иностранных слов.

Дети слушают слоговые сочетания и повторяют за взрослым.

  1. С одним согласным и разными гласными:

Та – то – ту     Му – мы – ма    Ну – ны – на      Ду –ды – ду     Ко – ку - ка

Ты – та - то    Мо – ма – мы     Но – на – ну       До – до – ду     Ки – ке – кы

  1.  С общим гласным и разными согласными:

Та – ка- па        Ка – на – па     Фа – ха – ка        Ма – на – ва

Па – ка – та      Га – ба – да       Ка – фа – ха        Ва – ма – на

  1. С согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости

Па – ба       По-бо          Па – ба – па       Да – та – да

Пу – бу       Пы – бы      По – бо – по      Ва – фа – ва

Та – да        Ка – га        Та – да – та        Са – за – са

       4.  С согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости

Па – пя         Ма-мя          Ва – вя            По – пё            Мо – мё      

 Пу – пю      Му – мю      Пы – пи           Вы – ви           Ву – вю

  1. С наращиванием стечения согласных букв

Па – тпа          Та – пта          Фа – тфа           Ма – кма             На – фна               

 На – пна         Ка – фка         Ка – тка            Та – кта                На – кна

  1. С общим стечением согласных звуков и разными гласными

Пта – пто – пту – пты       Кта – кто – кту – кты         Фта – фто – фту – фты

Тма – тмо – тму – тмы      Кна – кно – кну – кны       Фка – фко – фку – фкы

  1. Со сменой позиции согласных звуков в их стечении

Пта – тпа          Пка – кПа     Фпа – пфа           Кта – тка       Гда – дга        Фта – тфа

Вба – бва          Тма – мта      Фму – мфу         Кда – дка      Гпа – пга         Кты –ткы

5 этап – дифференциация фонем (различение звуков)

Создаем звуки

Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж»), тигра («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее.

 Игра упражнение «Поймай звук»

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда.

Ход игры: взрослый называет ребенку определенный звук. Затем он произносит ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а ребенок, услышав нужный, «ловит» его хлопком в ладоши.

Игра – упражнение «Скажи наоборот»

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, умение анализировать.

Ход игры: взрослый произносит 2 звука, например, А – О, а ребёнок произносит наоборот - О – А.

Усложнение: использовать цепочку из 3 звуков и более.

Игра «День рождения звука»

Цель: развивать фонематическое восприятие, мышление, внимание; учить выделять нужный звук из слова.

Ход игры: Взрослый сообщает, что сегодня у звука _____ День рождения. В гости к нему придут друзья – те слова, в которых есть этот звук.

Игра может проводиться с опорой на картинки или без.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, умение отличать гласные звуки от согласных, а согласные по твердости и мягкости; закреплять графические навыки; учить ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: на листе бумаги нарисована сетка 3х3. Взрослый называет место и звук, например: верхний левый угол, звук А. Ребёнок должен закрасить клеточку красным цветом. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.

Игра «Собери чемодан»

Цель: развивать умение определять наличие заданного звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: взрослый сообщает «Мы отправляемся в путешествие. Возьмём с собой только те предметы, в названии которых есть звук ____».

Игра «5 камешков»

Цель: формировать фонематическое восприятие; автоматизировать и дифференцировать звуки; активизировать речь, память, мышление.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку 5 красивых камешков и предлагает различные задания. Ребенок выполняет задание и выкладывает камешки в ряд.

- Назови 5 слов, которые начинаются со звука ___

- Назови 5 слов, которые заканчиваются на звук __

- Придумай и назови 5 слов, в которых есть звук_

- Придумай и назови 5 слов, в которых 3 слога

- Придумай и назови 5 слов, которые начинаются с мягкого согласного _____(И т. д.).

Игра проводится словесно или со зрительной опорой.

Игра «Твердые и мягкие согласные звуки»

Цель: автоматизация и дифференциация твердых и мягких парных звуков (Например: В-Вь, Ф-Фь, Б-Бь, П-Пь, Г-Гь, К-Кь, Д-Дь, Т-Ть, С-Сь, З-Зь, М-Мь, Н-Нь, Х-Хь, Л-Ль, Р-Рь); формировать фонематическое восприятие; развивать мышление, произвольное внимание.

Ход игры: Положить перед ребенком два круга – синий и зеленый и картинки, начинающиеся с нужных звуков. Ребенок произносит слова и раскладывает карточки вокруг нужного круга.

Игра «Цепочка слов» (с карточками)

Цель: способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; учить выкладывать цепочку из карточек в определённой последовательности; активизировать память и мышление.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку набор из 6 карточек. Ребёнок рассматривает их, четко произносит название каждой картинки, затем выкладывает из них цепочку. На одной из карточек стоит точка, это будет первая картинка. Каждая последующая картинка должна начинаться на последний звук предыдущей картинки.

Например: Сыр – рыба – апельсин – нос – сок – кабан.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

Игра «Цепочка слов» (словесная)

Цель: способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; активизировать память и мышление.

Ход игры: взрослый называет любое слово, например АРБУЗ. Ребенок произносит своё слово, которое должно начинаться на последний звук предыдущего игрока: АНАНАС – СОБАКА - … Взрослый может продолжить цепочку.

Игра - упражнение «Собери слово»

Цель: развивать фонематическое восприятие и мышление; учить составлять слово из отдельных звуков.

Ход игры: взрослый произносит слово по звукам, например К, О, Т. Ребёнок должен догадаться какой это слово и произнести его вслух.

Игра «Начало, середина, конец»

Цель: формировать фонематическое восприятие, развивать умение находить место звука в слове.

Ход игры: педагог произносит слова с определенным звуком, а ребёнок в зависимости от положения звука в слове говорит «начало» (если заданный звук находится в начале слова), «середина» (если заданный звук находится в середине слова), «конец» (если заданный звук находится в конце слова).

Непослушные звуки

Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

Игра «Звукоежка»

Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение понимать слово без первого звука и воспроизводить его правильно; активизировать внимание, память, быстроту реакции.

Ход игры: Звукоед съел первый звук в словах, ребёнку нужно догадаться какого звука не хватает и назвать исходное слово. Например, взрослый говорит: _арандаш, ребенок – Карандаш.

И в заключение хочу сказать, что регулярность выполнения упражнений – ваш главный помощник

Старайтесь проводить игры на развитие фонематического слуха регулярно, через 1 – 2 дня. Они не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий: у ребенка улучшится произношение, и даже если он пока выговаривает не все звуки, в своей речи он будет выдерживать слоговую структуру слова (например, а–сы–на вместо ма–ши–на), начнет говорить больше слов.

        Игры на развитие фонематического слуха прекрасно подойдут для поездки на машине, ожидания в очереди, длинной прогулки в парке.

Благодарю за внимание! 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников....

Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей....

Семинар-практикум для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фонематический слух-основа речи»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Фонематический слух-основа речи»...