Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"
консультация на тему

Ююкина Ирина Вячеславовна

Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух – http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=299623655-24-72

основа правильной речи!

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

          При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

          Известно, что звукобуквенный  анализ основан  на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха,  речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.

            Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе – это фонематический анализ. Фонематический анализ  - это   разложение слова на составляющие его фонемы (звуки). И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.

Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.

Игры для развития слухового внимания.
«Что за машина?»
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

«Услышь шепот».
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха:
 1. «Хлоп - топ»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...), когда они услышат слова, с заданным звуком. Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши если слышит звонкий согласный звук:
са - за - зы - сы
со - сэ - зо - зэ
сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан
Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых - мягких звуков (л - л', р - р' )

3. «Повтори, не ошибись» Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды:
та - да - да             па - ба - ба               са - за - за                ка - га - га
да - та – да            ба - ба - па               за - са - за                га - ка - ка и т.д.
.


4.Определение места звука в слове
(начало, середина, конец слова).

Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш

начало                               середина                             конец

ШУМ                                    МЫШКА                                ДУШ

ШКОЛА                                МЕШОК                             КАМЫШ

5.Выделение звука из начала и конца слова

Сначала учимся выделять ударный гласный звук.

- Какой первый звук в слове АСТРА? А в словах: УЛИЦА, АЗБУКА, ОСЕНЬ,  ЭХО, ИНЕЙ …..

- Какой последний звук в словах: ОКНО, МЕТЛА, КЕНГУРУ,ЗИМА,.

Выделение согласного звука из начала и конца слов

- Какой первый звук в словах: СТОЛ, ШКАФ, СЛОН, МАК, ШАР.

- Какой последний звук в  этих же словах?

6. «Пиши кружочками»

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово  СТОЛ надо изобразить четырьмя кружочками  

Диктуйте ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков. В дальнейшем кружочки нужно рисовать цветными – красные обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные звуки. И тогда слово СТОЛ изобразим уже так:

7. ПОДУМАЙ, НЕ  ТОРОПИСЬ!

  • предложите детям подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ;
  • придумайте слово на заданный звук (например: на звук С – в начале слова, в середине слова, в конце слова –  санки, коса, нос);
  • подберите слово, в котором первый звук К, а последний – Ш (камыш,  карандаш);
  • что получится, если к слогу  НО прибавить один звук (нож, нос,…);
  • найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У умага, бусы, буфет, Буратино, ..);
  • составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М (Мама моет Милу мочалкой);
  • вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова СЫР (воробей, сорока, ворона,…);
  • назови мебель в твоей комнате со звуками Р, РЬ;
  • придумай кличку собаке со звуком Р;
  • игра «Цепочка» (по типу игры в «Города»). Подбираем слово на последний звук предыдущего: апельсин, нос, сок, кошка

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для родителей на тему: Фонематический слух – основа правильной речи.

В консультации поднимаются проблемы развития звуковой стороны речи у детей. Приводятся практические примеры игровых упражнений с целью формирования развития фонематического слуха у ребёнка в домашних ...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для родителей детского сада: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...