Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»
консультация по логопедии на тему

Бобова Алевтина Андреевна

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_no2.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 комбинированного вида».

Консультация для воспитателей:

«Фонематический слух — основа правильной речи»

        Учитель – логопед:

Бобова А. А

                г. Казань 2015.        

«Фонематический слух — основа правильной речи»

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка) .

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.

Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Если гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.

Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

- Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?

Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц) .

Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.

Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты,

звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите

детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу,

пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку

потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по

разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать

вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми

глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего

колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.

Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определённые

действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.

Игра «Три медведя»

Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит

взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех

медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком,

сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает

соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно»

Взрослый показывает детяму картинку и называет предмет,

заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота,

хорота). Задача детейа - хлопнуть в ладоши, когда он услышит

правильный вариант произношения.

Четвертый этап - различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова.

Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с

детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,

отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям

самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? »

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-

фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.

Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж,

тигр рычит - рррр.

Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его

издает.

Игра «Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,

когда слышит заданную фонему.

Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух

определяют и называет их количество.

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть,

когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более

сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно

отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук,

ку. ак и т. д.) .