Консультативно-обучающая деятельность учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической грамотности родителей , имеющих неговорящих детей.
статья по логопедии

Фролова Ирина Александровна

В данном материале речь идет о консультативно-обучающей деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической грамотности родителей , имеющих неговорящих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультативно-обучающая деятельность учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической грамотности родителей , имеющих неговорящих детей.

То, что дети могут сделать вместе сегодня

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский.

Проблема современной коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми с ОВЗ на сегодняшний день является актуальной. Количество таких детей с каждым годом возрастает, учителя-логопеды ищут более эффективные методы и пути коррекционного воздействия.

К неговорящей категории относятся дети с различными задержками психоречевого развития, имеющих ранний детский аутизм, нарушение слуха интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, моторную и сенсорную алалию, дизартрию. Таких детей объединяет отсутствие мотивации в общении, неумение ориентироваться в ситуации, пространстве, сложности при нахождении контактов.

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Уровень речи, который есть у этих детей, эмоциональные восклицания, вокализации, звукоподражания и звукокомплексы - не может служить полноценному общению.

Безречевым детям вследствие ослабленности социальной направленности свойственна недостаточность коммуникативной компетенции: несформированность потребности в коммуникативном общении, ограниченность коммуникативной интенции и направленности мимики и жестов.

Важность участия родителей в воспитании и помощи детям приходится на период раннего детства, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. На этом этапе активно развиваются психомоторные функции, складываются пред посылки к овладению речью, формируется подражательная способность. Если ребенок не имеет возможности воспроизвести самостоятельную фразовую речь, то своевременная помощь специалистов и самих родителей ускорит процесс запуска речи в доступном, комфортном для конкретного ребенка случае.

Основная задача родителей - стимулировать все развивающиеся функции. Мероприятия, способствующие коррекции развития, необходимо выполнять планомерно и в определенной системе. По рекомендациям логопеда родители приобретают развивающие игры и, картинный, дидактический материал. Регулярность проводимых занятий, обеспечивает успех в коррекции. В ходе индивидуального занятия учитель-логопед может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в том числе с общим недоразвитием речи, очень важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является, достижение ребенком в будущем социальной адаптации. Поэтому родителям необходимы знания в области психологии, социальной педагогики.

В рамках консультативного направления деятельности, учитель-логопед по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей осуществляет в следующих задачах:

-ознакомление с результатами обследования, диагностики;

-выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;

-формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;

-ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях;

При мониторинге работы учителя-логопед важно придерживаться некоторых пунктов:

#1042;ыявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

#1048;зучение позиции родителей в процессе коррекционно-педагогической работы.

#1054;пределение степени усвоения родителями практических приемов.

#1054;пределение эффективности выбранных форм работы с родителями.

Успех коррекционного обучения неговорящих детей во многом зависит от организованного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Для родителей организовываются «Логопедические встречи –гостиные, «Дни открытых дверей». Родители принимают активное участие в планировании и организации работы, что позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы

Таким образом, консультативная деятельность учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи направлена на формирование коррекционно-педагогической грамотности, которая в свою очередь включает комплексную систему по формированию адекватной оценки состояния речи ребенка в данный период его развития, выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учителя-логопеда с учащимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате. Путешествие на Банановый остров

Ход занятия: 2. Основная часть.- Ребята, нам  по почте пришло письмо,Вот посмотрите, какое оно!Конверт очень большой,И, наверное, он не пустой!( В конверте - географическая карта).- Ребята, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, имеющим фонематическое недоразвитие речи

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, имеющим фонематическое недоразвитие речи ...

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...