Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии на тему

Четверикова Светлана Александровна

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

В настоящее время потребность поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушением речи возрастает. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам одна из важнейших задач в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с этими требованиями в нашем дошкольном учреждении коррекционно-развивающая работа строится по следующим направлениям: …

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе.

Как правило,  дети с ОНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Только комплексный подход к решению вопросов коррекции позволяет устранить возможные нарушения.

Педагогический  процесс, построенный на следующих принципах  способствует воспитанию гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальной адаптации и интеграции ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интеграции логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Согласованный подход к общему и речевому развитию  детей при организации игр, занятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности становятся основой взаимодействия воспитателя и педагога.

Учитель-логопед начинает свою работу с организации логопедического обследования. В течение первых 2-х недель учебного года он обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции. По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики.

После изучения уровня    речевого развития   детей, определения   направления работы логопед осуществляет деятельность по:  

  2.Коррекции звукопроизношения.

  3.Развитию фонематического слуха.

  4.Усвоению новых  лексико-грамматических   категорий.

  5.Обучению связной  речи: развёрнутому  смысловому  высказыванию.

  6.Формированию речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

  7.Работа по  коррекции слоговой  структуры слова.

  8.Работа над   просодической   стороной речи.

  9.Предупреждение  нарушений письма   и чтения.

  10.Формирование  навыков послогового чтения.

  11.Развитие  общей и мелкой  моторики.

  12.Развитие мышления, памяти, внимания.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается  в том, что воспитатель организует:

  • обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;

  • проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной ООД

      с детьми по программе и логопедических пятиминуток  по заданию учителя-логопеда в вечернее время, в ходе которых отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный  учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

  • систематический контроль за речью детей не только во время ООД,

      но и в режимные моменты;

  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.

      Индивидуальная или подгрупповая деятельность с детьми проводятся во второй половине дня после полдника.

При проведении логопедом занятий воспитатель присутствует на них, делает записи, используя эти данные при работе с детьми в вечернее время, а так же планируя коррекционную работу с детьми.

Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. С целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка в режимные моменты, соблюдения комплексного подхода всего педагогического состава группы к речевой коррекционной работе. На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.

Создание условий, отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребенка, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком – все это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребенка невозможно создать идеальные психологически комфортные условия.

Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.