Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи на материалах краеведения разных регионов России.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

Предлагается методическая разработка  по краеведению для работы с дошкольниками, имеющими с общее недоразвитием речи. Материал может быть использован воспитателями и учителями-логопедами любого региона России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа  с дошкольниками, имеющими нарушения речи  на материалах краеведения разных регионов России.

Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед 

ГБДОУ № 23 Пушкинского района города Санкт-Петербурга.

Краеведение – неисчерпаемый  материал для интегрированного  обучения, воспитания  и коррекционной работы с детьми. Несомненно, каждый учитель использует этот материал в своей работе. Но, чаще, к  теме краеведения, истории города мы обращаемся перед  историческими праздниками. Если занятия по краеведению не проводятся  систематически, - конечно,  полученные  знания  забываются детьми.   Особенно быстро забывают  дети,  имеющие  ОНР.   Наиболее эффективное  изучение материалов краеведения в коррекционной работе с дошкольниками и младшими школьниками - это  систематическое обращение к истории родного города. Если посмотреть с этой точки зрения на план  работы учителя (воспитателя,  учителя-логопеда), можно увидеть, что практически любая тема  совместима с материалами краеведения. Уделяя  исторической теме  несколько  минут два-три раза в неделю, к концу учебного года,  ребенок получает необходимую систему  знаний.  

Предлагаю несколько  видов  работ для использования в интегрированных занятиях с дошкольниками.  

Развитие элементарных математических представлений (РЭМП).

Геометрические фигуры, формы предметов. Геометрические фигуры  и разные формы предметов можно увидеть в изображениях  исторических памятников, зданий,  герба, флага. Например: увидеть треугольник в крыше  здания, квадраты и прямоугольники- в окнах, часть круга- в изогнутом мостике и полный круг или овал, если мостик отражается в воде.                                                                                                                                  Задания: 1) Что это за  изображение? (здание, памятник, предмет из музея).  Какие геометрические фигуры можно увидеть на этой картинке?                                                                                         2) Соедини линией эту картинку с подходящей к ней  геометрической фигурой.                 3) Нарисуй геометрические фигуры, которые можно увидеть на этом изображении.           4) Что напоминает нам о квадрате, (круге, ромбе…)  в нашем городе?                                   5) Сколько здесь квадратов (треугольников, кругов…)?                                                          6) Какая картинка из этих изображений  подходит (не подходит) к геометрическим фигурам?

7) Найди на картине часть от круга, квадрата, треугольника (подготовительная группа).

2. Изучение чисел, счёт.                                                                                                                 1) Загадки: - «Что в нашем городе (в музее, в парке) связано с числом (цифрой) 1,2,3..?». (Только один  такой памятник, 2 льва на мостике, 3 статуи стоят вместе и т.д.).                                                                 - «Что в нашем городе (в музее, в парке) связано со словом «круглый», «квадратный»?…  2) Счёт и составление задач с использованием  материалов музея, исторических памятников.                                                                                                                                    3) Соедини линией картинку и,  подходящее  к картинке,  число, цифру.                              4) Какая картинка  подходит (не подходит) к числу, цифре?                                                    5) Какая картинка  подходит (не подходит) к математике?

Изучение лексических тем.

В каждой лексической теме можно отразить  местный исторический материал. При изучении темы «Времена года»,  можно показать исторические события в городе в  это время года, фольклорный материал, картины  местных авторов  и другие произведения искусства.

Во время изучения тем о домашних и диких животных, птицах, деревьях и   растениях, об урожае (овощи, фрукты, ягоды, грибы) - нужно использовать материалы Красной книги  данного региона и местные легенды. Рассмотреть возможную связь изучаемой темы с названиями рек, озер, районов города, улиц.  

Если изучаются темы «Одежда. Обувь. Головные уборы», - показывать не только современную одежду, но и национальную или местную одежду из музея своего города. Дети  с большим интересом рассматривают  костюмы наших предков,  исторических лиц.  Можно сравнить  удобную современную  детскую одежду с одеждой детей прошлого времени.

«Мебель», «Посуда»,  «Домашние принадлежности», « Транспорт»  – это многообразный  материал для изучения истории родного города и фольклора. После яркой  беседы или экскурсии в музей,  дети легко запоминают, незнакомые для современного ребенка слова.  

При изучении темы «Профессии» обращаем внимание детей на особые профессии города,  района  в современной жизни и  в прошлом. Например, в городе или районе, где профессия ткач, сталевар, шахтёр,  тракторист – массовая, эта тема постоянно окружает ребенка и  наиболее ему понятна. Изучение такой темы в историческом прошлом, ( в доступной  форме), интересно  ребенку,  т.к.  она  близко соприкасается  с историей  семьи. Большую помощь здесь могут оказать родители.

                                                  Виды работ по лексическим темам:                                                                                                                                1) «Узнай по тени»  (здание, памятник, предмет из музея, местный транспорт, местное растение, животное из региональной Красной книги  и т.д.).                        Предварительная работа : Поэтапное узнавание предмета: цветное изображение (Рисунок1);  черно-белое изображение (Рисунок2); черно-белый  фрагмент изображения (Рисунок3);  полутень фрагмента с деталями (Рисунок4);  черная тень фрагмента (Рисунок5).  

2) «Узнай по описанию» : «Это памятник человеку.  Он стоит… Кто это?». На начальном этапе можно включать в описание больше деталей.

3) «Узнай  здание (памятник,  предмет…)  по части».

4) «Исключение лишнего»:                                                                                                                - 3 исторических здания + 1(например, здание своего детского сада, школы). И наоборот.   -3 предмета из музея + 1 обычный предмет. И наоборот.  

5) «Чего не хватает?»  Закрывается часть  здания, памятника, исторического предмета. Эту задачу дети  также могут решать, собирая из деталей герб своего города, флаг.

6) «Чем похожи и чем отличаются?» Например: Историческое здание  в городе + обычный жилой дом. Предмет одежды, обуви, посуды и т.д. из музея + такой же современный предмет. Флаг (герб) России + флаг города.

7) «Какой цвет  напоминает о нашем городе?»  Этот вид работы возможен, если  в местных названиях  есть «цветные» слова: Черный мостик, река Белая и т.д.

8)  Цепочка слов.  По аналогу известной игры подбираются краеведческие слова.                9)  Изографы. Составление изографов, краеведческого слова   из букв – это очень увлекательное занятие для педагога.

10)  Ребусы. Кроссворды.  Необходимо выбирать короткие, хорошо знакомые детям слова.

Развитие мелкой моторики.

  1. «Бордюр».  Предварительная подготовка:  Выбираем наиболее простые  орнаменты из краеведческого материала. Например: зубчатое украшение  башни,  фрагмент ограды или решетки мостика,  фрагмент орнамента  народной вышивки и т.д.                     Задание: Один из   фрагментов  орнамента, как образец будущего рисунка, предлагаем рассмотреть детям (Рисунок 6).  Затем показываем 2-3 иллюстрации  краеведческого материала, в одном из которых есть этот фрагмент (Рисунок 7).   Дети выбирают нужную картинку. Можно перевести цвет фрагмента из белого - в черный или серый для удобства рисования (Рисунок 8).                                                                                       В подготовительной группе – дети  дают название исторического материала. Выполняются  рисунки самостоятельно или   помощью шаблонов, словесных описаний учителя.
  2. Сложить целую картинку из 3-5 частей. (Разрезаются картинки без изображения людей и животных,  например: чаша, колокол, башня).                
  3.  Обвести  предмет по точкам. Узнать его.                                                                                        

Работа над звукопроизношением.

Использовать слова краеведческого материала для автоматизации звуков. Сначала необходимо выписать все слова по краеведению. Затем выбрать слова на определенный звук (в начале слова, в середине, в конце). Составить простые, сложные предложения, рассказ.

 Полученный материал очень  эффективен для автоматизации звуков. Все слова знакомы ребенку и понятные  для восприятия. Распространенные скороговорки                  (например, о Саше, шоссе и сушках),  оказываются  менее эффективными, чем стихотворение местного поэта с таким же набором актуальных звуков.

                             Таким образом,  используя краеведческие материалы  в интегрированных занятиях с детьми, можно  придумать разнообразные  коррекционные виды работ на  всех занятиях.  Предложенные мною виды  работ, возможно, станут  полезными для   педагогов   любого города нашей страны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...

Использование элементов образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребёнок становится не только сообразительным, активным и контролирующим себя, но у него улучшается речь, координация пальцев, память, внимание, пр...