Связь интонационного слуха и речи у дошкольников, имеющих нарушение зрения различной этиологии, сопряженной с нарушениями различных компонентов речевого развития
статья по коррекционной педагогике

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Связь интонационного слуха и речи у дошкольников, имеющих нарушение зрения различной этиологии, сопряженной с нарушениями различных компонентов речевого развития.

    Развитие интонационно-слухового опыта детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения и речевого развития, имеют специфические закономерности, отличающиеся от развития интонационно-слухового опыта сверстников.

Большинство дошкольников, имеющих нарушение зрения и речевого развития, обладают недостаточно высоким, по сравнению со сверстниками, уровнем развития перцептивного компонента звуковысотного слуха. Репродуктивный компонент звуковысотного слуха также развит недостаточно. Это связано с тем, что способность узнавания знакомых мелодий и навыки их воспроизведения формируются у дошкольников с отклонениями в развитии значительно позже.

    Формирование воспроизводительных навыков у дошкольников зависит от своевременного развития слухового внимания, слуховой памяти, формирования восприятия музыкальных произведений и дифференцированного восприятия высоты звука, ритма, динамики музыки.

     Дошкольники, имеющие нарушение зрения и речевого развития, имеют системные нарушения, при которых имеется расстройство речи как целостной функциональной системы, совмещённое с нарушением ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического). Если сравнивать системные нарушения речи зрячих и детей с нарушением зрения, то обнаруживается много общего. На ряду с этим, отмечается и частное, особенное в выраженности речевых нарушений и факторах их обуславливающих. Так, у детей с нарушением зрительного анализатора , обусловлены её раннем недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией.

   Значительная задержка развития ряда важнейших функций, обуславливающих речевое развитие детей с нарушением зрения, негативно влияет и на формирование внеречевых функций. У детей со зрительным дефектом особенно часто встречаются нарушения, связанные с недостаточной двигательной активностью, раннего расстройства информационных связей с окружающим миром. Достаточно сложно формируется дифференцированное восприятие высоты звука, ритма, фонематического слуха. У детей имеются разнообразные нарушения звукопроизношения всех групп звуков.  У дошкольников с нарушениями зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию. По уровню эмоциональной отзывчивости на музыку, такие дети значительно отстают от своих сверстников. Среди них мало детей с высоким уровнем развития музыкальности.

   Ведущими компонентами музыкальности являются:

  1. Музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический)
  2. Творческое воображение,
  3. Эмоциональность,
  4. Чувство целого.

Дошкольники , имеющие нарушения зрения и речи, недостаточно способны воспринимать и переживать логику временного и пространственного развития музыкальной мысли, образа целиком. Это связано с нарушением пространственного восприятия.  Формирование гармонического и мелодического слуха также происходит позже чем у сверстников. Дошкольники с нарушением зрения часто имеют проблемы в восприятии темпа и ритма (заикание, логоневроз, тахилалия, эхолалия), и это тормозит целостность восприятия музыкальной формы, как динамического процесса, что проявляется в целостности восприятия музыкального образа, чувства логики ладофункциональных закономерностей, чувстве ритмической пульсации и акцентуации. У таких детей имеются нарушения слуходвигательной координации, что затрудняет их умение пропеть мотивы, фразы,  музыкальные интервалы.

   Приведенные данные свидетельствуют о недостатках связи интонационного слуха и речи.

   Применяя песенный материал программы «Здравствуй» М. Л. Лазарева удалось значительно улучшить взаимодействие сложного процесса звукообразования (координация слуха и голоса), т.е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Исполнение песенного материала программы «Здравствуй» и движение на фоне музыки оказало положительное влияние на коррекцию и развитие правильного звукопроизношения  и на речевое развитие в целом. Учитывая положительное влияние музыки и слова на выработку  чувства организованности, можно констатировать факт, что дети стали чувствовать себя более уверенно. Это позволило уменьшить отрицательные комплексы и, благодаря этому, легче преодолевать речевые затруднения.

    При подборе песенного материала программы «Здравствуй», в ходе коррекционной логопедической работы, необходимо учитывать возрастные возможности певческого диапазона:

  • 2-3 года – ми-ля
  • 3-4 года – ре-ля
  • 4-5 лет – ре-си
  • 5-6 лет -  ре-си (до второй октавы)
  • 6-7 лет -  ре-до второй октавы

Воспитывая правильное интонирование, необходимо следить за тем, чтобы дети пели напевно, без крика, не делали вдох в середине слова и музыкальной фразы. Необходимо стимулировать детей правильно произносить слова песни, правильно и быстро делать вдох и медленно выдох. Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания лучше использовать песни в медленном и умеренном темпе, обладающие слитностью звучания, постепенно вводя песни быстрые и отрывистого звучания. Используя песенный материал программы «Здравствуй» можно значительно улучшить состояние произносительной стороны речи, развить интонационный слух и чувство ритма у дошкольников, имеющих нарушение зрения и речи.

                             Учитель-логопед Сёмина И. В.

                             Музыкальный руководитель Наумова Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию остаточного зрения у детей с глубокими нарушениями зрения

Дети с глубокими нарушениями зрения, имеющие остаточное зрение (светоощущение, предметное зрение), нуждаются в проведении с ними ежедневной зрительной ...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Логопедические игры на формирование грамматического строя речи для детей с ОНР III и IV уровня с нарушениями зрения

В статье представлены игры на развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III  и IV уровень речевого развития старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

«Использование кукол «живая рука» в индивидуально-подгрупповой работе по коррекции и развитию речи с дошкольниками, имеющих речевые нарушения».

При организации коррекционной работы с детьми, испытывающим определенные трудности как в  речевом плане так и в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками,  ку...

Формирование связной речи и коммуникативных навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...