Логопедические игры на формирование грамматического строя речи для детей с ОНР III и IV уровня с нарушениями зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Старшинова Евгения Александровна

В статье представлены игры на развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III  и IV уровень речевого развития старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические игры на формирование грамматического строя речи для детей с ОНР III и IV уровня с нарушениями зрения

  1. Один-много

Цель: образование существительных (трудные формы) множественного числа в именительном падеже.

Показывай и называй

                           

           Это ухо                                                                А это…(уши)

                               

                 Это лев                                                                А это …(львы)

                           

     Это пальто                                                                 А это…(пальто)

  1. Чего не стало ?

Цель:  трудные случаи употребления существительных в родительном

падеже множественного числа.

Это вишни. Нет вишен.

Это окна. Нет окон.

Это карандаши. Нет карандашей.

  1.  Почитаем вместе

Цель: употребление существительных множественного числа в родительном падеже

И.П.ед.ч

И.п.множ.ч.

Р.п. множ ч.

Кто? Что?

Кто?Что?

Кого? Чего?

Заяц,полотенце

Зайцы.полотенца

Зайцев,полотенец

Образец: 

Я сейчас буду читать, что здесь написано, а ты мне помоги пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку - назови,то, что ты на ней увидишь.

На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).

На столе много (чашек) и (блюдец).

Мы почистили много (сапог) и (ботинок).

  1. У кого-кто.

Цель: употребление существительных - названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Методические указания: игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднения. На втором этапе задача усложняется – «родители» и «дети» называются по-разному.

Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй в единственном и множественном числе.

Посмотри на картинки и скажи.

У гуся – гусёнок.                                                                     А это – гусята.

У козы – козлёнок.                                                            А это – козлята.

У вороны – воронёнок.                                               А это – воронята.

А теперь задание посложнее. Вспомни как зовут детёнышей этих животных.

У собаки - ….(щенок).                                                          А это - …(щенята)?

У коровы - …(телёнок).                                                  А это – …(телята)?

  1.  Какой? Какая? Какое?

Цель: образование качественных прилагательных.

Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся придумать новое слово.

На улице мороз.

Значит день какой? (Морозный)

  1. Из чего сделано?

Цель: образование относительных прилагательных.

Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово

Три поросёнка - Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф построили себе домики

http://vospitatel.com.ua/images/1/3-porosenka-3god3.jpg

http://vospitatel.com.ua/images/1/3-porosenka-3god4.jpg

http://vospitatel.com.ua/images/1/3-porosenka-3god2.jpg

Посуду тоже делают из разных материалов.

http://posudavar.ru/admin/pictures/1141b.jpg

http://fotohomka.ru/images/Jan/08/c85e2613d2db23ddda9618921a7982f9/mini_2.jpg

http://www.playing-field.ru/img/2015/052222/3843882

  1. Вкусная игра

Цель: образование относительных прилагательных.

На столе угощенье: пирожки, конфеты варенье

Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажи гостям с чем пироги, из чего варенье и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.

Из малины:

http://www.dietservice.ru/images/products/Malina-s-jogurtom.png(малиновая конфета)

http://brand-mag.com/wp-content/uploads/Kak-svarit-malinovoe-varene.jpg (малиновое варенье)

http://i.mario-klp.ru/u/cb/9d86591233da286804cc247f4effef/+/bWFyaW8ta2xwLnJ1!JEqjhCpgguk.jpg    ( малиновый пирог)

Из клубники:

http://pic.oscdn.net/pic/2029902/m(клубничная конфета)

http://www.playing-field.ru/img/2015/052222/3903233(клубничное варенье)

http://1lady.net/images/uploads/ac5852ec338e0a629605486c274f7787.jpg ( клубничный пирог)

  1. Странный зверь.

Цель: образование притяжательных прилагательных на -ий, -ья, ье.

Однажды утро все лесные звери проснулись и увидели, что у них всё перепутано: и головы, и хвосты и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе – заячья голова. Помоги зверям найти их хвосты головы и уши.

Чья это голова?

                  (заячья)                   (лисья)                   ( волчья )                ( медвежья )

Чей это хвост?

       (заячий)                   (лисий)                   ( волчий)                         ( медвежий)

Чьи это уши?

       (заячьи)                   (лисьи)                   ( волчьи)                         ( медвежьи)

Что за странное животное нарисовал художник?

Чья у него голова? (львиная)

Чьё туловище? (петушиное)

Чей хвост? (коровье)

  1. Что не так?

Наш художник опять всё перепутал. Посмотри и скажи, что на этих картинках не так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...

Игры на формирование грамматического строя речи у детей страшего дошкольного возраста

Игры, которые способствуют активизации детей во время занятий , а значит создают у детей интерес и успешность на занятии....

Игры на формирование грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Игры на формирование грамматического  строя речи у детей 5-6 лет...

Игра по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Цель: Развития навыка согласования прилагательного и существительного в роде, числе и падеже....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...