Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кладова Влада Юрьевна

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, эмоции)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polisensornyy_sposob_obucheniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Аннотация: В подготовке к этапу школьного обучения существенная роль принадлежит таким высшим психическим функциям, как внимание, память, словесно-логическое мышление, тесно связанным с речевой деятельностью. Речевая деятельность  требует полисенсорного опыта, последовательности этапов усвоения информации. Поэтому в работе с детьми, имеющими нарушения речи, зрения существует необходимость в усилении эффективности традиционных методов обучения за счет расширения игровых способов и приемов с позиций принципа природосообразности. В данной статье рассматриваются цели, задачи, создание условий, направления работы по использованию в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками ОВЗ полисенсорной технологии.

Известно, что большую часть  информации человек получает с помощью зрения. В условиях неполноценной работы зрительного анализатора страдает весь процесс восприятия – т.е. адекватного отражения человеком окружающей действительности. Для многих детей с нарушением зрения характерны некоторые психофизиологические особенности, такие как:

- Слабость пространственного восприятия при оценке пространственных отношений между предметами

- Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации. Это объясняет низкий уровень изобразительной деятельности и графических навыков.

- Снижены способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность действий и символов.

Исходя из существующих особенностей, первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование  согласованной работы  всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, осязания, слуха и эмоций)

Цель: формирование  согласованной работы  всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, осязания, слуха и эмоций), т.е. полноценного межанализаторного взаимодействия в ходе совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка и его самостоятельной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решать такие задачи:

- Осуществление дифференцированного подхода с опорой на сенсорную доминанту ребенка.

- вовлечение в работу менее развитых сенсорных каналов путем полисенсорного изложения материала  (т.е. во всех модальностях, чтобы каждый ребенок мог выбрать для себя наиболее доступный способ получения информации.)

- развитие межанализаторного взаимодействия и межмодального переноса.

Для решения этих задач должна необходимо соблюдение таких условий, как:

- режим смены динамических поз, когда дети в процессе НОД меняют позы: стояния – сидения, что активизирует межсистемную координацию.

- смена ближнего зрения на дальнее, для снятия зрительного напряжения. Карточки с заданиями могут находиться в любом месте группы, обеспечивая сочетание зрительно-поискового метода с движением головы, туловища, глаз.

- динамические паузы с элементами кинезиологической гимнастики (различные растяжки, перекрестные упражнения, упражнения на дыхание) направленные на развитие межполушарного взаимодействия, и активизации мыслительной деятельности.

- игры и упражнения на всех этапах совместной деятельности взрослого и ребенка, направленные на развитие:

1. Слухо-моторной и слухо-зрительной координации 

- двигательное воспроизведение ритмических структур

- узнавание ритма с опорой на зрительную модель

- графическое отображение воспринятой на слух ритмической структуры

- выбор из предложенных вариантов условных графических изображений и ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу

Игровые задания: «Слушай и выполняй» - если я хлопну один раз – поднимаем руки вверх, если два раза – ставим руки на пояс.

«Земля-вода-воздух» - на слова педагога земля руки вперед, на слово вода – руки вниз, на слово воздух – вверх. Усложнение: педагог показывает неверные действия.

Игровые задания: возьми столько камушков, сколько раз я хлопнула.

Собери  в корзинку столько грибочков, сколько раз я топнула. Вариант: выбери такую карточку, где нарисовано столько шаров, сколько раз я стукнула карандашом.

Игра: «Громко-тихо» - длинная палочка – это громкий звук, короткая палочка- это тихий звук. Посмотри на схему и похлопай правильно.

 2. Зрительно-двигательной  и зрительно-моторной  координации

- выстукивание ритмической структуры по зрительному образцу

- повторение статических и динамических поз

- срисовывание образцов, узоров, точек

- дорисовывание симметричных изображений букв, предметов,

- рисование по образцу, по памяти

Игровые задания:

- простучи карандашом столько раз, сколько палочек на карточке;

- Обведи лазерной указкой изображенный на карточке предмет;

- Обводка через кальку, выкладывание по контуру предметов различными природными материалами;

- Наматывание нитки на палочку с одновременным прослеживанием движения предмета на конце нити.

3. осуществление межмодального переноса, т.е. перевода из тактильной модальности в зрительную и речевую и наоборот.

Дидактические игры:

1) «Узнай фигуру на ощупь» Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев рук; развитие межанализаторного взаимодействия, межмодального переноса: из тактильной модальности в зрительную и речевую, из зрительной модальности в тактильную.

2) «Чудесный мешочек» Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев рук; перевод из зрительной модальности в тактильную, речевую модальность. Игровое задание: «Посмотри на предмет и найди такой же в чудесном мешочке»

3)«Волшебные коробочки» - Цель: развитие осязания, взаимодействия зрительного и тактильного анализаторов, тактильной памяти, мелкой моторики. Игровые задания: «Найди карточку с такой же поверхностью, как в коробочке. «Запомни порядок следования карточек и выложи в таком же порядке.

 4)«Найди парочку» - Цель: развитие осязания, тактильной памяти. Игровые задания:  «Ощупать мешочки, найти одинаковые», « Нащупать в мешочке фигуру и найти такую же визуально»

4. развитие сукцессивных способностей – т.е. определения последовательности действий и планирование.

Игры на определение последовательности во времени и пространстве:

«Машины на дороге» - расставить машинки на дороге в той последовательности, в которой они изображены на карточке (после запоминания)

 «Закрути крышечки»  Цель: развитие зрительно-моторной координации, внимания, зрительной памяти, навыков последовательного воспроизведения образца по заданному алгоритму;

«Дополни цепочку» - Цель: развитие способности воспроизведения ритмических структур.

«Шарики в трубке» - Цель: развитие способностей к определению последовательности во времени. В трубку закидываются поочередно шарики разных цветов. Количество шаров зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей. Шары остаются в трубке невидимы. Ребенок должен запомнить последовательность шаров и назвать, какой шар выкатится первым, какой затем и так далее вся цепочка.

Результаты использования полисенсорного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми:

- Каждый ребенок получает наиболее доступный для него способ получения информации с опорой на его сенсорную доминанту.

- Вовлекаются в работу менее развитые сенсорные каналы, развивается межанализаторное взаимодействие.

- Формируется согласованная работа всех уровней сенсорно-познавательной системы, на основе которых развиваются интеллектуальные и творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения....

Практическое пособие "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В пособии представлены авторские сценарии в стихах для дошкольников, сценарии в обработке, написанные по мотивам известных сказок....

Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

Специфика работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Материал знакомит педагогов с трудностями, которые характерны для детей с нарушениями зрения; содержит рекомендации по работе с такими детьми....

Изотерапия в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения

Консультация предназначена для всех специалистов, занимающихся с детьми, имеющими нарушение зрения....