Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Мунасипова Алсу Раисовна

В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prozrasnyy_molbert.docx14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму размером 58х78х8 см с небьющимся стеклом.

Пособие эффективно использовать в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией, т.к. могут быть созданы условия, благоприятные для зрительного восприятия при каждом из названном диагнозов.

Пособие многофункционально, позволяет решать ряд задач. Так, оно может использовано для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия, а также осязания и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки на вертикальной поверхности, внимания, речи, коммуникативных навыков.

Детям с патологией зрения трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом, определить его положение в пространстве, узнавать один и тот же предмет в разных позициях.

Из-за отсутствия координирующей функции «глаз-рука» нарушается точность дифференцированных движений пальцев рук. Низкая острота зрения у значительной части детей и слабый мышечный корсет, побуждают детей наклоняться над столом, что приводит к нарушению осанки. Работая на вертикальной поверхности мольберта, можно предупредить возникновение вторичных нарушений.

Включение прозрачного мольберта в традиционную форму подачи дидактического материала является инновацией.

Работа на вертикальной плоскости имеет преимущество: выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться. Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

В процессе его применения реализуются познавательная (формирование знаний, умений, навыков), коррекционная (развитие компенсаторных навыков) и воспитательная (развитие коммуникативных навыков и воображения) задачи.

Этапы работы.

1.Знакомство с пособием.

Детям предлагается рассмотреть , потрогать мольберт.

- Упражнения «Здравствуйте, ладошки», «Здравствуйте, пальчики»

Задача- знакомство со свойствами стекла, развитие коммуникативных навыков.

- Упр. «Кто это?» Педагог предлагает рассмотреть портрет мальчика на рисунке и показать пальчиком, где у него глаза, нос, рот и т.д.

- Упр. «Догони ладошку» Педагог прикладывает свою ладонь к стеклу вверху, внизу. Ребенок должен «поймать» ладонь взрослого через стекло. Педагог и ребенок могут меняться ролями.

Задача-развитие прослеживающей функции, фиксации взора и ориентировки в пространстве.

2. Волшебные картинки.

- Упражнение «Узнай, что это?», «Закрой ладошкой»

Ребенок находит изображение и закрывает его ладошкой.

- Упр. «Обведи пальчиком круг, квадрат, треугольник»

- Упр. «Найди бабочку»

Наложение предмета на наклеенное изображение.

Задачи-развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, обучение соотнесению изображения на картинке с силуэтным и контурным изображением.

3.Рисуем пальчиком.

-Упр. «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Идет дождик», «Листопад», «Снегопад»

Для создания положительного эмоционального настроя у детей используем цветной фон, любой стимульный материал, который наклеиваем с обратной стороны стекла.

- Упр. «Цветные шары»

Педагог наклеивает шарики, а дети рисуют пальчиком ниточку с противоположной стороны стекла.

-Упр. «Построй заборчик»

Педагог наклеивает с обратной стороны стекла домик. Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии забора.

4.Рисование ладошками.

-Упр. «Деревья»

Педагог рисует ствол, а дети ладошками крону.

- Упр. «Плавают рыбки»

Педагог рисует водоросли, а дети ладошками рыбок.

Задачи- развитие навыка выделения предмета по основным признакам (цвет, форма, величина) из окружающей среды.

5.Сотворчество педагога и детей.

-Упр. «Елочка»

Педагог рисует елочку, а дети зажигают на ней огоньки.

- Упр. «Домик»

Педагог рисует домик, а дети яркие, желтые окна.

Задачи- развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения признаков и свойств предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...

Применение техники квиллинг при работе с дошкольниками с нарушениями зрения

Применение техники квиллинг при работе с дошкольниками с нарушениями зрения...

Специфика работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Материал знакомит педагогов с трудностями, которые характерны для детей с нарушениями зрения; содержит рекомендации по работе с такими детьми....

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...