Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Работая с детьми, имеющими нарушение зрения, учитель-дефектолог ставит перед собой определенные цели коррекционно-педагогического воздействия:

  1. Коррекция зрительного восприятия, зрительных функций;
  2. Формирование навыков самостоятельной деятельности;
  3. Формирование сознания успеха у детей;
  4. Формирование желания познавать окружающий мир;
  5. Желание общаться в коллективе;
  6. Достижение положительных результатов, восстановление зрения и подготовка детей к обучению в школе.

Реализация целей зависит от стимулирования, упражнения и активизации зрения детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы и гигиены зрения.

Игра – главное средство воспитания и формирование сознания успеха. Об этом должен знать учитель-дефектолог, работающий с детьми первого года обучения.

На первом году коррекционного обучения выделяется несколько задач:

  1. Привить детям правильные навыки и привычки в основных видах жизнедеятельности.
  2. Научить детей выражать свои потребности, особенно в конфликтных ситуациях. Учить словесно выражать свои желания.
  3. Развивать свободную зрительно-двигательную ориентацию в пространстве и двигательные способности.
  4. Учить ценить радость от совместных действий.
  5. Стимулировать и активизировать зрительные функции.

Собрав необходимые диагностические данные, познакомившись с детьми и их родителями, совместно с воспитателями решаются поставленные задачи.

На первом году обучения прививаются навыки самообслуживания, формируются сенсорные эталоны – формы, цвета, величины.

   Дети учатся рассматривать предметы ближайшего окружения, развиваются осязательно-моторные навыки, начинает проявляться познавательная активность малышей.

Эффективность коррекционно - педагогического воздействия зависит от двух условий:

  1. Использование игры в процессе обучения и воспитания.
  2. Поощрение стремления детей делать все самим.

Особое значение в коррекционной работе на втором году обучения учитель-дефектолог уделяет обучению в форме взаимопомощи и взаимообучения.

На втором году обучения решаются следующие задачи:

  1. Закрепление навыков индивидуальной самостоятельности.
  2. Развитие навыков группового взаимодействия и совместной деятельности.
  3. организация возможности испытать чувство радости от совместных усилий, которые успешно заканчиваются.
  4. Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой и специальной моторики, внимания, памяти, мышления, речи.
  5. Обучение использования оптических средств коррекции при рассматривании объектов.

Это такой возраст, когда ребенок должен уже вполне владеть своим телом, иметь богатый игровой опыт и достаточно развитые способности.

Осознанная стратегия педагога – будить детскую мысль и формировать устойчивую мотивацию к активной групповой деятельности.

Коррекционная направленность этого возраста базируется на развитии компенсаторных возможностей детей (слух, обоняние, осязание). При активизации сохранных анализаторов стимулируются и упражняются зрительные функции.

На третьем году обучения параллельно с решением коррекционных задач формируется чувство общественного долга. В индивидуальном развитии ребенка необходимо учить правильному поведению в ситуации принятия решения – высказать свое мнение, учесть мнения других и при невозможности отстоять свое мнение найти компромиссное решение.

На третьем году обучения решаются следующие задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции, в рамках содержания, заданного взрослым.
  2. Учить целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности.
  3. Формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов.
  4. Развитие ролевой деятельности.

Ролевая деятельность оказывается очень эффективным способом развития и коррекционного воспитания, дающим возможность ребенку посмотреть на себя и свое поведение со стороны, понять на собственном опыте, что делает, став на его место, другой. Это приводит к доверию в общении детей.

Очень важно в коррекционной работе уделять внимание активизации речевой деятельности ребенка, так как он должен суметь выразить словами признаки, связи, зависимости в предметном мире, не только зрительно воспринимаемые признаки, но и признаки, воспринимаемые на слух, осязания и обоняния.

Именно на четвертом этапе обучения учитель-дефектолог может проследить всю динамику коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и коррекции зрительных функций у детей. В этот период дети наиболее успешно начинают пользоваться тем зрением, которое у них восстанавливается.

Всякая деятельность ребенка – игра, труд, занятие, лечение на аппаратах преподносится как – его «дело», это будет способствовать интересу к своей деятельности и готовности преодолевать, возможно, возникшие трудности.

  Для подготовки к школе детям предлагаются игры, задания и упражнения, которые в занятной форме вводят его в школьную ситуацию, формируя позицию ученика. Обучая некоторым навыкам, пробуждается интерес к предстоящей ему новой жизни.

При различении признаков и свойств предметов необходимо тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания при необходимости задействовать сохранные анализаторы.

В подготовительной группе дети, обладая достаточным багажом знаний, выполняют интересные коррекционно-игровые задания анализируя, сравнивая, группируя, обобщая имеющиеся знания, навыки. Необходимо, чтобы эти знания правильно применялись и помогали ребенку получать радость и удовольствие от познания.

Для шестилетних детей встает проблема лидерства в группе. Учитывая потребности в желании стать лидером, педагог предоставляет возможность почувствовать детям себя успешными в выполнении посильных задач:

  1. Формировать у ребенка чувство, что он может стать лидером, быть успешным.
  2. формирование и стимулирование активного и заинтересованного творческого отношения к деятельности.
  3. Формирование желания учиться в школе.
  4. При невозможности полностью увидеть объект, учить ориентироваться в реальной деятельности.
  5. Осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активности зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы.
  6. Приучить ребенка воспринимать общественные нормы поведения, как внутренне необходимые.

Решая эту задачу необходимо предоставлять ребенку ситуации выбора, которые он может самостоятельно осмыслить и на собственном опыте убедиться в необходимости определенного поведения.

Сформированные поведенческие нормы помогут ребенку на дальнейшем этапе школьного обучения.

Вывод:

Только в сочетании психолого-педагогического воздействия с коррекционными мероприятиями, проводимыми учителями-дефектологами с дошкольниками в условиях специализированного учреждения, можно добиться стойкой эффективности в восстановлении зрения, что позволит подготовить дошкольника для дальнейшего этапа обучения.

 

Учитель-дефектолог

Родина Ирина Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»

Тема: «Путешествие капельки». Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов. Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедаго...

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников с нарушением зрения

В материале описаны формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения...

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...

Коррекционная работа на прогулке с детьми, имеющими нарушения зрения

Коррекционная работа на прогулке с детьми, имеющими нарушения зрения...