Главные вкладки

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Бойко Лилия Анатольевна
    Тема: «Путешествие капельки». Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов. Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k-t_k_proektu_voda.docx12.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Интегрированное занятие учителя-дефектолога, воспитателя в рамках Проекта «Что такое вода?»

    Тема: «Путешествие капельки».

    Продолжительность: 1 занятие — 20-25 минут.

    Группа: старшая группа детского сада.

    Контингент: дети с амблиопией и косоглазием

    Технологии: игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ минутка); технология сотрудничества; эксперементальное исследование.

    Практическая реализация: конспект занятия составлен для старшей группы, соответсвенно календарно-тематическому планированию.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога

    для старших дошкольников с нарушением зрения

    в рамках Проекта «Что такое вода?»

    Составитель: Лилия Анатольевна Бойко

    учитель-дефектолог,

    учитель-логопед высшей кв. категории

    Санкт-Петербург 2015г

    Тема: «Путешествие капельки».

    Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель.

    Интеграция образовательных областей:

    • «Познавательное развитие»
    • «Речевое развитие»
    • «Социально-коммуникативное развитие»
    • «Художественно-эстетическое развитие»
    • «Физическое развитие»

    Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов.

    Задачи:

    Познавательное развитие:

    1. Закреплять представления детей о воде, её значении в жизни людей, животных, растений, рыб.
    2. Закрепить представения детей о природных явлениях: испарении, замерзании воды, дожде.
    3. Уточнить свойства воды в процессе опытов: жидкая, не имеет формы, принимает форму посуды, в которую наливают, без запаха, вкуса, прозрачная; в ней тонут металлические предметы, не тонут бумажные, пластмассовые, деревянные изделия.
    4. Уточнить и закрепить названия и знания об обитателях воды, рыбах: их внешнем виде, частях тела, дыхании, питании, детенышах.

    Речевое развитие:

    1. Способствовать активизации словаря.
    2. Упражнять в образовании относительных прилагательных от слова «рыба», согласовании его с существительным в роде, числе, падеже (например: «рыбный суп»).
    3. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы развернутой фразой с элементами рассуждения, развивать навык описательного рассказа.
    4. Развивать диалогическую речь.
    5. Развивать фонематические представления (определять звук на фоне слова).

    Художественно-эстетическое развитие:

    1. Воспитывать интерес к научной литературе, формировать желание получать необходимые знания из книг.

    Социально-коммуникативное развитие:

    1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

    Физическое развитие:

    1. Развивать мелкую моторику.
    2. Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, с помощью предлогов «от», «на», «к», «за».
    2. Учить целостно воспринимать картину и выделять основные объекты и их признаки.
    3. Развивать прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику.
    4. Развивать зрительное внимание, память, мышление.
    5. Упражнять детей в узнавании объектов в различных модальнастях (в контурном, «зашумленном» изображении).
    6. Развивать навыки ориентировки на плоскости в различных направлениях, умение словесно обозначать местоположение предмета.
    7. Развивать функции анализа и синтеза, слуховое внимание.

    Оборудование:

    Демонстрационный:

    • иллюстрации с изображением рыб, водных обитателей;
    • глобус;
    • таз;
    • банка;
    • прозрачная бутылка с водой;
    • чашка;
    • снег (или замерзший лёд);
    • картинка «Путешествие Капельки»;
    • указка;
    • рыба-игрушка;
    • раковина;
    • ракушки.

    Раздаточный:

    • бумажные, деревянные, пластмассовые, металлические предметы;
    • разрезные картинки (6 частей) с изображением рыб;
    • нарисованные на бумаге аквариумы (без водорослей, камней и т.п.)
    • предметные картинки, клей.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Дефектолог: - Дети, послушайте мою загадку, если Вы её отгадаете, узнаете о чём и о ком будет наше занятие:

                                           «Если долго гуляли или просто рисовали,

                                            Кто тогда нам первый друг?

                                            Снимет грязь с лица и рук?

                                            Без чего не может мама

                                            Ни готовить, ни стирать.

                                            Без чего мы скажем прямо:

                                            Человеку умирать?

                                            Чтобы лился дождик с неба,

                                            Чтоб росли колосья хлеба,

                                            Чтобы плыли корабли,

                                            Чтоб варились кисели

                                            Чтобы не было беды — жить нельзя нам без …. (воды).

    2. Введение в тему.

    Дефектолог: - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде, и я хочу показать Вам этот предмет (глобус).

    - Что это? А что такое глобус?

    - Да, глобус — это модель Земли в уменьшенном размере.

    - Почему же на глобусе так много голубого цвета? Что это?

    - А зачем нам так много воды?

    Ответы детей: купаться, мыться, готовить еду и т. д.

    - А кому нужна еще вода, кроме людей?

    Ответы детей: животным (пьют воду), рыбы в ней живут, растениям.

    - Дети, в группе мы поливаем растения. А кто поливает растения в поле, в лесу?

    Ответы детей: дождь.

    - На небе нет ни больших леек,ни бочек с водой, как же вода туда попадает, чтобы потом поливать землю?

    Дети вспоминают об испарении воды из рек, озер, круговороте воды «Путешествие капельки» (показывают картину).

    - Поните я вам рассказывала сказку «Путешествие капельки», а теперь давайте поиграем в неё.

    Игра в кругу «Путешествие капельки»

    Дефектолог рассказывает, а дети изображают.

     - Жили капельки в озере, веселились, играли, но пригрело солнышко и капелки потянулись к нему (тянутся), стали лёгкими, превратились в пар и полетели (машут руками) на небо, сели на облачко, но подул ветер (дуют) и облака сбились в кучу, стали мрачной тучей (подходят к друг другу обнявшись) и пошел дождь (изображают пальчиками) дождь и капельки упали в озеро.

    Так и путешествуют капельки по кругу из воды в небо, а с неба опять в воду падают дождем (дефектолог обращает внимание детей на картину «Путешествие капельки», проводя рукой по кругу).

    - В игре мы вспомнили, что вода если нагревается, превращается в пар, а сейчас давай те проверим, какая ещё бывает вода.

    3. Основная часть занятия (эксперементирование).

    Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой, чашка, бутылка с водой. Дефектолог набирает воду чашкой и льёт в таз.

    - Что можно сказать про воду? Она жидкая или твёрдая? (вода жидкая, течет)

    - А бывает вода твердая? Когда?

    Дети вспоминают, что вода может быть твёрдой — льдом, снегом (дефектолог показывает и даёт детям в руки ледышки, снег)

    - Мы знаем, что вода может быть жидкой, когда течет, твердой — когда замерзает (лёд), мягким снегом и может стать паром, когда сильно нагреется.

    - Дети у воды есть форма? Какая: треугольная, квадратная? (демонстрирует бутылку с водой, наливает в чашку)

    - У воды нет формы, она принимает ту, в которую её наливают.

    - Давайте понюхаем воду. Она пахнет? Нет, у воды нет запаха.

    - Вспомните, когда пили воду, есть у неё вкус? Какая вода: кислая, сладкая, горькая? У воды нет вкуса.

    - А теперь дети опустите в воду металлические предметы. Вы их видите? Почему? Вода прозрачная.

    - А какой еще бывает вода? (грязная, мутная).

    - Что произошло с металлическими пробками? Почему? (металл тонет в воде)

    - Давайте опустим в воду бумажные кораблики. Они утонули? Почему? (бумага легкая, не тонет)

    - А сейчас бросим в воду пластмассовые фигурки. Что видите? (не тонут) Почему? (изделия из плассмасы легкие, не тонут)

    - Положим на воду деревянные предметы. Что с ними происходит? Почему? (дерево не тонет в воде)

    Вывод: Мы проверили и теперь знаем, что железо в воде тонет, (почему?) - тяжелое, а бумага, пластмассовые предметы не тонут (почему?) - потому что легкие.

    4. Индивидуальная работа.

    Дети садятся за столы. Дефектолог загадывает загадки:

    • «У родителей и деток вся одежда из монеток.»  (рыбы)
    • «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.» (сом)
    • «Опасней всех в река она! Хитра, прожорлива, сильна! Притом такая — злюка! Конечно это … (щука)

    - Каких рыб вы еще знаете?

    - Что почти у всех рыб одинаковое? (плавники, хвост, глаза, чешуя, овальная форма тела) Чем дышат рыбы? (жабрами) А как воздух попадает к рыбам? Как зовут их детенышей (мальки) Кто еще живет в воде, кроме рыб? (дельфины, раки, медузы, водоросл и т. д.) А чем питаются обитатели воды?

    Упражнение «Собери картинку из частей»

    - Вы хорошо знаете обитателй воды и я предлагаю сложить картинки с их изображением, разрезанные на несколько частей. В процессе деятельности, дефектолог уточняет у детей, кто у них изображен на картинке.

    5. Закрепление пройденного материала.

    - Дети а зачем люди ловят рыбу? (она полезная, её варят, жарят, солют, делают консервы)

    - Давайте поиграем с мячом в игру «Рыбная еда». Я буду кидать вам мячик и говорить, что готовят из рыбы, а вы мне какое блюдо можно приготовить из рыбы и возвращать мяч.

    - Суп из рыбы — рыбный

    - Котлета из рыбы — рыбная

    - Салат из рыбы — рыбный

    - Жир из рыбы — рыбий и т. п.

    Игра «Путешествие в подводный мир»

    - Я предлагаювам опуститься в батискафе на морское дно. (Дети садятся в круг) Задраиваем люк, подходим к иллюминаторам (берут в руки маленькие обручи), набираем воздух, я считаю до пяти, а вы медленно делайте выдох.

    - И вот мы на морском дне. Давайте понаблюдаем за рыбами и расскажем, что делает рыбка в воде.

    Дефектолог выполняет действия с игрушкой-рыбкой, а дети рассказывают: подплыла к кораллам, отплыла от кораллов, заплыла за кораллы, подплыла к раковине, легла на раковину, заплыла за раковину, подплыла к черепахе, отплыла от черепахи.

    - Вот мы и посмотрели морской мир, нам пора возвращаться наверх, на Землю. Набираем воздух, делаем вдох, я считаю до пяти. Мы всплыли на поверхность и вернулись в свою группу на занятие.

    Упражнение «Вспомни обитателй, в названии которых есть звук «К»»

    - Дети, а у кого из обитателей моря есть в названии звук «К» (кит, окунь, акула, карп, скат, кальмар, килька, треска, конёк и т. п.). Соотносят картинку с силуэтом.

    6. Итог занятия: Аппликация «Аквариум»

    - Ребята, вы сегодня очень многое рассказали мне про воду и её свойства, обитателей, котрые не могут жить без воды. Я предлагаю вам у нас в группе установить аквариум с рыбками, но для начала нам нужно сделать макет будущего аквариума, чтобы мы могли все вместе выбрать тот, который понравится всем больше всех, и точно такой же сделать с мастером.

    Дефектолог раздает листы, на которых нарисован контур аквариума и мелкие картинки (рыбки, водоросли, камушки, ракуши и т.п.), которыми детям нужно «оживить» свой аквариум.

            Дети самостоятельно выполняют аппликацию, дефектолог по ходу уточняет расположение предметов на картине; после завершения, дети прощаются с гостями, возвращаются в группу.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

    В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из первых мест. И...

    Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

    В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

    Коммуникативные возможности у старших дошкольников с нарушением зрения.

    Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребёнка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности.  Несмотря на разработанность программ и ...

    Интерактивная игра для старших дошкольников с нарушением зрения «Рыбы, обитающие в различных водоёмах» в формате «Что? Где? Когда?»

    Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах». Цель: Закрепить знания детей о рыбах, их отличительных особенностях, местах обитания. Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направлен...

    Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

    В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

    Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения во второй младшей группе на тему: «Спешим на помощь к колобку»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических  представлений), «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физичес...

    Проект "Хоккей такой прекрасный и разнообразный" для работы со старшими дошкольниками с нарушением зрения

    Проект для работы со старшими дошкольниками "Хоккей" в рамках районного конкурса по физической культуре...