Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_k_proektu_voda.docx | 12.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Интегрированное занятие учителя-дефектолога, воспитателя в рамках Проекта «Что такое вода?»
Тема: «Путешествие капельки».
Продолжительность: 1 занятие — 20-25 минут.
Группа: старшая группа детского сада.
Контингент: дети с амблиопией и косоглазием
Технологии: игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ минутка); технология сотрудничества; эксперементальное исследование.
Практическая реализация: конспект занятия составлен для старшей группы, соответсвенно календарно-тематическому планированию.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Интегрированное занятие учителя-дефектолога
для старших дошкольников с нарушением зрения
в рамках Проекта «Что такое вода?»
Составитель: Лилия Анатольевна Бойко
учитель-дефектолог,
учитель-логопед высшей кв. категории
Санкт-Петербург 2015г
Тема: «Путешествие капельки».
Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Закреплять представления детей о воде, её значении в жизни людей, животных, растений, рыб.
- Закрепить представения детей о природных явлениях: испарении, замерзании воды, дожде.
- Уточнить свойства воды в процессе опытов: жидкая, не имеет формы, принимает форму посуды, в которую наливают, без запаха, вкуса, прозрачная; в ней тонут металлические предметы, не тонут бумажные, пластмассовые, деревянные изделия.
- Уточнить и закрепить названия и знания об обитателях воды, рыбах: их внешнем виде, частях тела, дыхании, питании, детенышах.
Речевое развитие:
- Способствовать активизации словаря.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных от слова «рыба», согласовании его с существительным в роде, числе, падеже (например: «рыбный суп»).
- Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы развернутой фразой с элементами рассуждения, развивать навык описательного рассказа.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать фонематические представления (определять звук на фоне слова).
Художественно-эстетическое развитие:
- Воспитывать интерес к научной литературе, формировать желание получать необходимые знания из книг.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.
Физическое развитие:
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, с помощью предлогов «от», «на», «к», «за».
- Учить целостно воспринимать картину и выделять основные объекты и их признаки.
- Развивать прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику.
- Развивать зрительное внимание, память, мышление.
- Упражнять детей в узнавании объектов в различных модальнастях (в контурном, «зашумленном» изображении).
- Развивать навыки ориентировки на плоскости в различных направлениях, умение словесно обозначать местоположение предмета.
- Развивать функции анализа и синтеза, слуховое внимание.
Оборудование:
Демонстрационный:
- иллюстрации с изображением рыб, водных обитателей;
- глобус;
- таз;
- банка;
- прозрачная бутылка с водой;
- чашка;
- снег (или замерзший лёд);
- картинка «Путешествие Капельки»;
- указка;
- рыба-игрушка;
- раковина;
- ракушки.
Раздаточный:
- бумажные, деревянные, пластмассовые, металлические предметы;
- разрезные картинки (6 частей) с изображением рыб;
- нарисованные на бумаге аквариумы (без водорослей, камней и т.п.)
- предметные картинки, клей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дефектолог: - Дети, послушайте мою загадку, если Вы её отгадаете, узнаете о чём и о ком будет наше занятие:
«Если долго гуляли или просто рисовали,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо:
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без …. (воды).
2. Введение в тему.
Дефектолог: - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде, и я хочу показать Вам этот предмет (глобус).
- Что это? А что такое глобус?
- Да, глобус — это модель Земли в уменьшенном размере.
- Почему же на глобусе так много голубого цвета? Что это?
- А зачем нам так много воды?
Ответы детей: купаться, мыться, готовить еду и т. д.
- А кому нужна еще вода, кроме людей?
Ответы детей: животным (пьют воду), рыбы в ней живут, растениям.
- Дети, в группе мы поливаем растения. А кто поливает растения в поле, в лесу?
Ответы детей: дождь.
- На небе нет ни больших леек,ни бочек с водой, как же вода туда попадает, чтобы потом поливать землю?
Дети вспоминают об испарении воды из рек, озер, круговороте воды «Путешествие капельки» (показывают картину).
- Поните я вам рассказывала сказку «Путешествие капельки», а теперь давайте поиграем в неё.
Игра в кругу «Путешествие капельки»
Дефектолог рассказывает, а дети изображают.
- Жили капельки в озере, веселились, играли, но пригрело солнышко и капелки потянулись к нему (тянутся), стали лёгкими, превратились в пар и полетели (машут руками) на небо, сели на облачко, но подул ветер (дуют) и облака сбились в кучу, стали мрачной тучей (подходят к друг другу обнявшись) и пошел дождь (изображают пальчиками) дождь и капельки упали в озеро.
Так и путешествуют капельки по кругу из воды в небо, а с неба опять в воду падают дождем (дефектолог обращает внимание детей на картину «Путешествие капельки», проводя рукой по кругу).
- В игре мы вспомнили, что вода если нагревается, превращается в пар, а сейчас давай те проверим, какая ещё бывает вода.
3. Основная часть занятия (эксперементирование).
Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой, чашка, бутылка с водой. Дефектолог набирает воду чашкой и льёт в таз.
- Что можно сказать про воду? Она жидкая или твёрдая? (вода жидкая, течет)
- А бывает вода твердая? Когда?
Дети вспоминают, что вода может быть твёрдой — льдом, снегом (дефектолог показывает и даёт детям в руки ледышки, снег)
- Мы знаем, что вода может быть жидкой, когда течет, твердой — когда замерзает (лёд), мягким снегом и может стать паром, когда сильно нагреется.
- Дети у воды есть форма? Какая: треугольная, квадратная? (демонстрирует бутылку с водой, наливает в чашку)
- У воды нет формы, она принимает ту, в которую её наливают.
- Давайте понюхаем воду. Она пахнет? Нет, у воды нет запаха.
- Вспомните, когда пили воду, есть у неё вкус? Какая вода: кислая, сладкая, горькая? У воды нет вкуса.
- А теперь дети опустите в воду металлические предметы. Вы их видите? Почему? Вода прозрачная.
- А какой еще бывает вода? (грязная, мутная).
- Что произошло с металлическими пробками? Почему? (металл тонет в воде)
- Давайте опустим в воду бумажные кораблики. Они утонули? Почему? (бумага легкая, не тонет)
- А сейчас бросим в воду пластмассовые фигурки. Что видите? (не тонут) Почему? (изделия из плассмасы легкие, не тонут)
- Положим на воду деревянные предметы. Что с ними происходит? Почему? (дерево не тонет в воде)
Вывод: Мы проверили и теперь знаем, что железо в воде тонет, (почему?) - тяжелое, а бумага, пластмассовые предметы не тонут (почему?) - потому что легкие.
4. Индивидуальная работа.
Дети садятся за столы. Дефектолог загадывает загадки:
- «У родителей и деток вся одежда из монеток.» (рыбы)
- «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.» (сом)
- «Опасней всех в река она! Хитра, прожорлива, сильна! Притом такая — злюка! Конечно это … (щука)
- Каких рыб вы еще знаете?
- Что почти у всех рыб одинаковое? (плавники, хвост, глаза, чешуя, овальная форма тела) Чем дышат рыбы? (жабрами) А как воздух попадает к рыбам? Как зовут их детенышей (мальки) Кто еще живет в воде, кроме рыб? (дельфины, раки, медузы, водоросл и т. д.) А чем питаются обитатели воды?
Упражнение «Собери картинку из частей»
- Вы хорошо знаете обитателй воды и я предлагаю сложить картинки с их изображением, разрезанные на несколько частей. В процессе деятельности, дефектолог уточняет у детей, кто у них изображен на картинке.
5. Закрепление пройденного материала.
- Дети а зачем люди ловят рыбу? (она полезная, её варят, жарят, солют, делают консервы)
- Давайте поиграем с мячом в игру «Рыбная еда». Я буду кидать вам мячик и говорить, что готовят из рыбы, а вы мне какое блюдо можно приготовить из рыбы и возвращать мяч.
- Суп из рыбы — рыбный
- Котлета из рыбы — рыбная
- Салат из рыбы — рыбный
- Жир из рыбы — рыбий и т. п.
Игра «Путешествие в подводный мир»
- Я предлагаювам опуститься в батискафе на морское дно. (Дети садятся в круг) Задраиваем люк, подходим к иллюминаторам (берут в руки маленькие обручи), набираем воздух, я считаю до пяти, а вы медленно делайте выдох.
- И вот мы на морском дне. Давайте понаблюдаем за рыбами и расскажем, что делает рыбка в воде.
Дефектолог выполняет действия с игрушкой-рыбкой, а дети рассказывают: подплыла к кораллам, отплыла от кораллов, заплыла за кораллы, подплыла к раковине, легла на раковину, заплыла за раковину, подплыла к черепахе, отплыла от черепахи.
- Вот мы и посмотрели морской мир, нам пора возвращаться наверх, на Землю. Набираем воздух, делаем вдох, я считаю до пяти. Мы всплыли на поверхность и вернулись в свою группу на занятие.
Упражнение «Вспомни обитателй, в названии которых есть звук «К»»
- Дети, а у кого из обитателей моря есть в названии звук «К» (кит, окунь, акула, карп, скат, кальмар, килька, треска, конёк и т. п.). Соотносят картинку с силуэтом.
6. Итог занятия: Аппликация «Аквариум»
- Ребята, вы сегодня очень многое рассказали мне про воду и её свойства, обитателей, котрые не могут жить без воды. Я предлагаю вам у нас в группе установить аквариум с рыбками, но для начала нам нужно сделать макет будущего аквариума, чтобы мы могли все вместе выбрать тот, который понравится всем больше всех, и точно такой же сделать с мастером.
Дефектолог раздает листы, на которых нарисован контур аквариума и мелкие картинки (рыбки, водоросли, камушки, ракуши и т.п.), которыми детям нужно «оживить» свой аквариум.
Дети самостоятельно выполняют аппликацию, дефектолог по ходу уточняет расположение предметов на картине; после завершения, дети прощаются с гостями, возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"
В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...
Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"
В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....
Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения во второй младшей группе на тему: «Спешим на помощь к колобку»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физичес...
Проект "Хоккей такой прекрасный и разнообразный" для работы со старшими дошкольниками с нарушением зрения
Проект для работы со старшими дошкольниками "Хоккей" в рамках районного конкурса по физической культуре...
План-конспект интегрированного занятия «Рябина-рябинушка» для детей с нарушением зрения (первая младшая группа)
Целью занятия является воспитание интереса к растениям родного края, стремления к творческой деятельности. Данное занятие способствует формированию стремления оказать помощь, сочувствовать, сопер...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...
Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"
Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...