Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Бойко Лилия Анатольевна
Тема: «Путешествие капельки». Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов. Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_k_proektu_voda.docx12.99 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Интегрированное занятие учителя-дефектолога, воспитателя в рамках Проекта «Что такое вода?»

Тема: «Путешествие капельки».

Продолжительность: 1 занятие — 20-25 минут.

Группа: старшая группа детского сада.

Контингент: дети с амблиопией и косоглазием

Технологии: игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ минутка); технология сотрудничества; эксперементальное исследование.

Практическая реализация: конспект занятия составлен для старшей группы, соответсвенно календарно-тематическому планированию.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Интегрированное занятие учителя-дефектолога

для старших дошкольников с нарушением зрения

в рамках Проекта «Что такое вода?»

Составитель: Лилия Анатольевна Бойко

учитель-дефектолог,

учитель-логопед высшей кв. категории

Санкт-Петербург 2015г

Тема: «Путешествие капельки».

Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов.

Задачи:

Познавательное развитие:

  1. Закреплять представления детей о воде, её значении в жизни людей, животных, растений, рыб.
  2. Закрепить представения детей о природных явлениях: испарении, замерзании воды, дожде.
  3. Уточнить свойства воды в процессе опытов: жидкая, не имеет формы, принимает форму посуды, в которую наливают, без запаха, вкуса, прозрачная; в ней тонут металлические предметы, не тонут бумажные, пластмассовые, деревянные изделия.
  4. Уточнить и закрепить названия и знания об обитателях воды, рыбах: их внешнем виде, частях тела, дыхании, питании, детенышах.

Речевое развитие:

  1. Способствовать активизации словаря.
  2. Упражнять в образовании относительных прилагательных от слова «рыба», согласовании его с существительным в роде, числе, падеже (например: «рыбный суп»).
  3. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы развернутой фразой с элементами рассуждения, развивать навык описательного рассказа.
  4. Развивать диалогическую речь.
  5. Развивать фонематические представления (определять звук на фоне слова).

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Воспитывать интерес к научной литературе, формировать желание получать необходимые знания из книг.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

Физическое развитие:

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, с помощью предлогов «от», «на», «к», «за».
  2. Учить целостно воспринимать картину и выделять основные объекты и их признаки.
  3. Развивать прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику.
  4. Развивать зрительное внимание, память, мышление.
  5. Упражнять детей в узнавании объектов в различных модальнастях (в контурном, «зашумленном» изображении).
  6. Развивать навыки ориентировки на плоскости в различных направлениях, умение словесно обозначать местоположение предмета.
  7. Развивать функции анализа и синтеза, слуховое внимание.

Оборудование:

Демонстрационный:

  • иллюстрации с изображением рыб, водных обитателей;
  • глобус;
  • таз;
  • банка;
  • прозрачная бутылка с водой;
  • чашка;
  • снег (или замерзший лёд);
  • картинка «Путешествие Капельки»;
  • указка;
  • рыба-игрушка;
  • раковина;
  • ракушки.

Раздаточный:

  • бумажные, деревянные, пластмассовые, металлические предметы;
  • разрезные картинки (6 частей) с изображением рыб;
  • нарисованные на бумаге аквариумы (без водорослей, камней и т.п.)
  • предметные картинки, клей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дефектолог: - Дети, послушайте мою загадку, если Вы её отгадаете, узнаете о чём и о ком будет наше занятие:

                                       «Если долго гуляли или просто рисовали,

                                        Кто тогда нам первый друг?

                                        Снимет грязь с лица и рук?

                                        Без чего не может мама

                                        Ни готовить, ни стирать.

                                        Без чего мы скажем прямо:

                                        Человеку умирать?

                                        Чтобы лился дождик с неба,

                                        Чтоб росли колосья хлеба,

                                        Чтобы плыли корабли,

                                        Чтоб варились кисели

                                        Чтобы не было беды — жить нельзя нам без …. (воды).

2. Введение в тему.

Дефектолог: - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде, и я хочу показать Вам этот предмет (глобус).

- Что это? А что такое глобус?

- Да, глобус — это модель Земли в уменьшенном размере.

- Почему же на глобусе так много голубого цвета? Что это?

- А зачем нам так много воды?

Ответы детей: купаться, мыться, готовить еду и т. д.

- А кому нужна еще вода, кроме людей?

Ответы детей: животным (пьют воду), рыбы в ней живут, растениям.

- Дети, в группе мы поливаем растения. А кто поливает растения в поле, в лесу?

Ответы детей: дождь.

- На небе нет ни больших леек,ни бочек с водой, как же вода туда попадает, чтобы потом поливать землю?

Дети вспоминают об испарении воды из рек, озер, круговороте воды «Путешествие капельки» (показывают картину).

- Поните я вам рассказывала сказку «Путешествие капельки», а теперь давайте поиграем в неё.

Игра в кругу «Путешествие капельки»

Дефектолог рассказывает, а дети изображают.

 - Жили капельки в озере, веселились, играли, но пригрело солнышко и капелки потянулись к нему (тянутся), стали лёгкими, превратились в пар и полетели (машут руками) на небо, сели на облачко, но подул ветер (дуют) и облака сбились в кучу, стали мрачной тучей (подходят к друг другу обнявшись) и пошел дождь (изображают пальчиками) дождь и капельки упали в озеро.

Так и путешествуют капельки по кругу из воды в небо, а с неба опять в воду падают дождем (дефектолог обращает внимание детей на картину «Путешествие капельки», проводя рукой по кругу).

- В игре мы вспомнили, что вода если нагревается, превращается в пар, а сейчас давай те проверим, какая ещё бывает вода.

3. Основная часть занятия (эксперементирование).

Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой, чашка, бутылка с водой. Дефектолог набирает воду чашкой и льёт в таз.

- Что можно сказать про воду? Она жидкая или твёрдая? (вода жидкая, течет)

- А бывает вода твердая? Когда?

Дети вспоминают, что вода может быть твёрдой — льдом, снегом (дефектолог показывает и даёт детям в руки ледышки, снег)

- Мы знаем, что вода может быть жидкой, когда течет, твердой — когда замерзает (лёд), мягким снегом и может стать паром, когда сильно нагреется.

- Дети у воды есть форма? Какая: треугольная, квадратная? (демонстрирует бутылку с водой, наливает в чашку)

- У воды нет формы, она принимает ту, в которую её наливают.

- Давайте понюхаем воду. Она пахнет? Нет, у воды нет запаха.

- Вспомните, когда пили воду, есть у неё вкус? Какая вода: кислая, сладкая, горькая? У воды нет вкуса.

- А теперь дети опустите в воду металлические предметы. Вы их видите? Почему? Вода прозрачная.

- А какой еще бывает вода? (грязная, мутная).

- Что произошло с металлическими пробками? Почему? (металл тонет в воде)

- Давайте опустим в воду бумажные кораблики. Они утонули? Почему? (бумага легкая, не тонет)

- А сейчас бросим в воду пластмассовые фигурки. Что видите? (не тонут) Почему? (изделия из плассмасы легкие, не тонут)

- Положим на воду деревянные предметы. Что с ними происходит? Почему? (дерево не тонет в воде)

Вывод: Мы проверили и теперь знаем, что железо в воде тонет, (почему?) - тяжелое, а бумага, пластмассовые предметы не тонут (почему?) - потому что легкие.

4. Индивидуальная работа.

Дети садятся за столы. Дефектолог загадывает загадки:

  • «У родителей и деток вся одежда из монеток.»  (рыбы)
  • «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.» (сом)
  • «Опасней всех в река она! Хитра, прожорлива, сильна! Притом такая — злюка! Конечно это … (щука)

- Каких рыб вы еще знаете?

- Что почти у всех рыб одинаковое? (плавники, хвост, глаза, чешуя, овальная форма тела) Чем дышат рыбы? (жабрами) А как воздух попадает к рыбам? Как зовут их детенышей (мальки) Кто еще живет в воде, кроме рыб? (дельфины, раки, медузы, водоросл и т. д.) А чем питаются обитатели воды?

Упражнение «Собери картинку из частей»

- Вы хорошо знаете обитателй воды и я предлагаю сложить картинки с их изображением, разрезанные на несколько частей. В процессе деятельности, дефектолог уточняет у детей, кто у них изображен на картинке.

5. Закрепление пройденного материала.

- Дети а зачем люди ловят рыбу? (она полезная, её варят, жарят, солют, делают консервы)

- Давайте поиграем с мячом в игру «Рыбная еда». Я буду кидать вам мячик и говорить, что готовят из рыбы, а вы мне какое блюдо можно приготовить из рыбы и возвращать мяч.

- Суп из рыбы — рыбный

- Котлета из рыбы — рыбная

- Салат из рыбы — рыбный

- Жир из рыбы — рыбий и т. п.

Игра «Путешествие в подводный мир»

- Я предлагаювам опуститься в батискафе на морское дно. (Дети садятся в круг) Задраиваем люк, подходим к иллюминаторам (берут в руки маленькие обручи), набираем воздух, я считаю до пяти, а вы медленно делайте выдох.

- И вот мы на морском дне. Давайте понаблюдаем за рыбами и расскажем, что делает рыбка в воде.

Дефектолог выполняет действия с игрушкой-рыбкой, а дети рассказывают: подплыла к кораллам, отплыла от кораллов, заплыла за кораллы, подплыла к раковине, легла на раковину, заплыла за раковину, подплыла к черепахе, отплыла от черепахи.

- Вот мы и посмотрели морской мир, нам пора возвращаться наверх, на Землю. Набираем воздух, делаем вдох, я считаю до пяти. Мы всплыли на поверхность и вернулись в свою группу на занятие.

Упражнение «Вспомни обитателй, в названии которых есть звук «К»»

- Дети, а у кого из обитателей моря есть в названии звук «К» (кит, окунь, акула, карп, скат, кальмар, килька, треска, конёк и т. п.). Соотносят картинку с силуэтом.

6. Итог занятия: Аппликация «Аквариум»

- Ребята, вы сегодня очень многое рассказали мне про воду и её свойства, обитателей, котрые не могут жить без воды. Я предлагаю вам у нас в группе установить аквариум с рыбками, но для начала нам нужно сделать макет будущего аквариума, чтобы мы могли все вместе выбрать тот, который понравится всем больше всех, и точно такой же сделать с мастером.

Дефектолог раздает листы, на которых нарисован контур аквариума и мелкие картинки (рыбки, водоросли, камушки, ракуши и т.п.), которыми детям нужно «оживить» свой аквариум.

        Дети самостоятельно выполняют аппликацию, дефектолог по ходу уточняет расположение предметов на картине; после завершения, дети прощаются с гостями, возвращаются в группу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения во второй младшей группе на тему: «Спешим на помощь к колобку»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических  представлений), «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физичес...

Проект "Хоккей такой прекрасный и разнообразный" для работы со старшими дошкольниками с нарушением зрения

Проект для работы со старшими дошкольниками "Хоккей" в рамках районного конкурса по физической культуре...

План-конспект интегрированного занятия «Рябина-рябинушка» для детей с нарушением зрения (первая младшая группа)

Целью занятия является воспитание интереса к растениям родного края, стремления к творческой деятельности. Данное занятие способствует формированию стремления оказать помощь, сочувствовать, сопер...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"

Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...