"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"
статья (старшая группа)

Теплякова Татьяна Геннадьевна

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из первых мест. Исследования офтальмологов и тифлопедагогов доказывают необходимость оказания определенной поддержки таким детям. Развитию мышления дошкольника могут способствовать все виды детской деятельности.  Основным видом деятельности в этом возрасте является игра.  А  развивающая игра - довольно эффективное средство логического мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya_publikatsiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы Т.Г. Тепляковой,

     воспитателя высшей категории, почётного работника общего образования Российской Федерации

     МАОУ «Адаптивная школа – интернат «Ступени» г. Перми»,

СП – детский сад для слабовидящих обучающихся

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

Увеличение  количества  детей, имеющих  различные нарушения развития, является  характерным в настоящее  время не только для нашей страны, но и для стран всего мира. Одно  из  центральных  мест в  этом  перечне занимают нарушения зрения. К  тому  же  с каждым годом увеличивается количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении  даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Современными исследованиями офтальмологов  и тифлопедагогов доказана необходимость оказания определённой поддержки детям с нарушениями зрения в виде организации  коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие их познавательной деятельности (Л.П.Григорьева, Л.И.Плаксина, А.Г.Литвак и др.)

В современных условиях становится необходимостью не столько обучить ребёнка сумме определённых знаний  и  умений, сколько обеспечить его возможностью осознанного и целесообразного применения этих знаний в меняющихся условиях, т.е. формирование компетентности. Всё это в полной мере относится как к детям с нормальным зрением, так и к дошкольникам, имеющим нарушения зрения.

На необходимость и востребованность проблемы развития логического мышления дошкольников указывают работы А.В.Запорожца, З.А.Михайловой, Е.А.Носовой, Р.Л.Непомнящей, Л.Ф.Тихомировой и др. Чрезвычайно актуальна  в данных условиях и проблема оптимизации процесса обучения дошкольников. Кроме того, при том, что проблема развития логического мышления у дошкольников довольно часто встречается в литературе, однако, она очень мало освещена   в аспекте практической работы с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение. Этим и обусловлен выбор темы данной работы, позволяющей осуществить наиболее рациональный подход к решению вышеозначенной задачи.

Работая в средней группе специализированного детского сада с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, мы обратили своё внимание на то, что у детей уровень развития мышления ниже возрастной нормы детей, не имеющих проблем со зрением. Наши дети были скованы, не уверены в себе, в своих силах, возможностях. Если перед ними ставили задачу что-нибудь придумать, сочинить, построить, то многие дети терялись, отказывались это сделать, мотивируя свой отказ неумением либо незнанием, другие выполняли задание неинтересно, без энтузиазма, традиционно (повторяя уже известное). Тогда перед нами возник вопрос: а можно ли  как-то повлиять на развитие логического мышления дошкольников с нарушением зрения? Если да, то каким образом?

Изучив литературу, пришли к выводу: формирование логических приёмов мышления важно для ребёнка, имеющего зрительную патологию, как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления; а сам процесс развития логического мышления дошкольника с нарушением зрения проходит те же этапы, что и у нормально видящего; методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно.

Развитию мышления дошкольника могут способствовать  все доступные ему виды деятельности. Важно правильно их организовать, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приёмы. В дошкольном возрасте  игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Развивающая игра является довольно эффективным средством развития логического мышления ребёнка, так как в ней присутствует свобода выбора плана действий, способов действий, выбора собственного решения... Б.П.Никитин называет развивающие игры «играми нового типа, моделирующими творческий процесс и создающими свой микроклимат», где появляются возможности для развития   логического мышления ребёнка-дошкольника. Поэтому развивающие  игры являются наиболее мощным средством развития логического мышления дошкольников.

На основании анализа теоретических источников и практических наблюдений нами была определена  цель работы: целенаправленное формирование логических приёмов мышления старших дошкольников с нарушением зрения и развитие их интеллектуальных способностей.

Задачи, которые мы поставили в своей работе с детьми:

1) накопление и обогащение субъективного и чувственного опыта детей;

2) знакомство детей с разными сферами деятельности, расширение их опыта познавательной активности;

3) развитие доказательной речи детей, умения аргументировать свои высказывания;

4) развитие творческих способностей, самостоятельности и инициативности.

Для реализации поставленных задач решили использовать в работе с детьми развивающие игры. Разнообразие развивающих игр по структуре, направленности обеспечивает развитие креативности. Занимательные по содержанию, направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, способности к комбинированию, выбору вариативного или единственно правильного решения, развивающие  игры стимулируют проявление детьми самостоятельности. Наш практический опыт показал, что успех и позитивный результат может быть обеспечен при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и  с другими  детьми.

В  группе  нами был создан центр развивающих игр, так называемая «игротека» (куда вошли: игры Никитиных, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», «Геометрическая мозаика», «Четвёртый лишний», «Сложи картинку», «Чудесный квадрат», «Логические цепочки», «Продолжи ряд», «Ассоциации», «Лабиринты», «Головоломки» и мн. др.). Содержание этого центра постоянно меняется в зависимости от тематики   изучаемого материала по всем разделам Программы, от  уровня актуального развития детей, их интересов.

Нами  был  разработан цикл занятий  по математике с использованием  блоков  Дьенеша, а  также комплекс игр-упражнений  с палочками Кюизенера,   все игры были адаптированы  с учётом зрительных патологий детей... Работа  строилась поэтапно. Рассмотрим это на примере с  игрой «Танграм».

1 этап – ознакомительный. Сначала рассматриваем количество частей, их форму и размеры. Затем предлагаем из 2-3 фигур составить новую (например, из 2-х треугольников составить квадрат), обследовать и объяснить, как её получили.

2 этап – составление фигуры-силуэта по расчленённому образцу. Сначала рассматриваем образец. Анализ расположения их начинается с основной части (туловище зайца), после этого отмечаем строение остальных. За анализом следует составление фигуры детьми и проверка выполнения – сравнение с образцом.

3 этап – составление фигур по частично расчленённому образцу. Здесь ребёнку необходимо отобрать фигуры, которые выделены  в образце и проанализировать, как из оставшихся фигур выложить нерасчленённую часть.

4 этап – составление силуэта по нерасчленённому образцу (или контуру). Сначала необходимо провести зрительный и мысленный анализ (как можно составить данный силуэт). Затем следует составление частей, что и является проверкой предположения. После того, как изображение будет составлено, нужно ещё раз обратиться к образцу, проверить правильность составления.

5 этап – творческий. Дети придумывают и составляют интересные фигуры- силуэты, которые могут служить образцами в игре.

В процессе совместной деятельности мы знакомили  детей с правилами игры, различными её вариантами, трансформацией и т.д.; поощряли самостоятельность, активность, инициативность воспитанников; приветствовали нестандартные, творческие решения.  

Развивающие игры   использовались в самостоятельной, совместной деятельности, а также как часть организованного занятия. Работа строилась на новом материале с учётом уже имеющихся у детей умений и навыков. Родители отметили, что и дома дети с удовольствием решают разнообразные головоломки, шарады, задачи, кроссворды.

Подводя итог нашей работы, мы выявили, что развивающие игры являются востребованными и необходимыми для улучшения качества образования и для развития логического мышления старших дошкольников с нарушением зрения. Дети стали более раскованными, уверенными в себе, не боятся высказывать свои идеи, мнения. Предлагаемые задания они стараются решить как-то по-своему, творчески. Уровень развития логического мышления  детей стал намного выше (на начальном этапе детей с низким уровнем было 23%, со средним – 69%, с высоким – 8%; по результатам итоговой диагностики детей с низким уровнем  нет, средний уровень – у 53%, а высокий – у 47%), то есть наблюдается тенденция позитивного изменения.

В контексте различных видов деятельности развивающие игры могут быть использованы с целью активизации мыслительных процессов и эмоционального насыщения интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения. Хотелось бы рекомендовать коллегам шире использовать в работе с дошкольниками развивающие игры, так как они не только помогают развивать логическое мышление детей, но и развивать их всесторонне, создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребёнка, воспитывают  выдержку, целеустремленность.

Однако необходимо вводить больше игр на развитие конструкторских способностей и на объёмно-пространственное мышление. А начинать «подготовительную» работу следует уже в младшем дошкольном возрасте. И тогда результаты, скорее всего, будут ещё намного выше.

Список литературы:

1. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного

возраста. //Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М. – Л.:

Изд-во АПН РСФСР, 1948.

2. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.

М.: Просвещение, 1978.

3. Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии.

М.: Просвещение, 1989.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:

Просвещение, 1990.

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.:

Просвещение, 1990.

6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. –

СПб.: Детство-пресс, 2000.

7. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для

детей с нарушениями зрения. – М.: Всероссийское Ордена Трудового

Знамени Общество Слепых, 1980.

8. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977.

9. Тихомирова  Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –

Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллекту...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...

Развитие логического мышления у детей четырёх пяти лет по средствам дидактической игры (методические рекомендации)

Предлагаемые методические рекомендации посвящены вопросам развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.Пособие адресовано воспитателям дошкольных  образовательных учреждени...

Консультация для воспитателей "Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников"

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.Оскар Уайльд...

Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "

В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста"....

Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»

Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»...