Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "
статья

Богданова Регина Рафаилевна

В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogdanova_teoriya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения

Подготовила

Богданова Регина Рафаилевна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Ручеёк»

 

В Федеральных государственных образовательных стандартах определены задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. А именно «формирование общей культуры личности детей, в том числе… инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок учебной деятельности». Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности являются алгоритмы и алгоритмические умения.

Формирование у детей алгоритмических умений способствует развитию умения планировать свои действия, освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия, так необходимых им как для адаптации к процессу обучения в школе, так и к изменениям, происходящим в современном обществе.

Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность действий (шагов), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора почти исключается.

Ребенку, не овладевшему        приемами самостоятельного составления алгоритмов и умения использовать алгоритм, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может угаснуть интерес к учению.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск посещают слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием.

В отечественной тифлопсихологии давно существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.

Мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих. Нарушение зрительного восприятия ограничивает полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности, что негативно влияет на процесс интеллектуального развития. Хотя определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления, его сущности они изменить не могут.

Анализируя уровень интеллектуального развития детей своей группы, мы задумалась о необходимости создания условий для развития алгоритмического мышления у детей через самостоятельное создание и использование линейных и циклических алгоритмов.

Для развития алгоритмических умений у дошкольников необходимо создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе алгоритмы включены в различные виды деятельности.

Так, например, в санитарных комнатах и раздевалке висят плакаты с алгоритмами умывания и одевания, складывания одежды в шкаф, уголках дежурств – алгоритмы сервировки стола на завтрак, обед и ужин.  

В уголке изобразительной деятельности находятся алгоритмы с поэтапным рисованием и лепкой людей, животных, птиц и др. В уголке экспериментирования – карты – схемы по проведению опытов и экспериментов с водой, воздухом и т.д., алгоритмы правил ухода за комнатными растениями, разжигания костра на природе, открывания входной двери, вызова скорой, пожарной и полицейской помощи; в уголке конструирования – различные виды конструктора со схемами построек и альбомами с заданиями построек из конструктора LEGO.

В  речевом уголке – мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, в познавательном – шнуровка со схемами алгоритмов шнурования, карточки с цифрами (сколько раз алгоритм должен повториться), альбомы с математическими диктантами, тетради с заданиями «Продолжи ряд», «Расположи предметы или фигуры в соответствии с заданным алгоритмом»,  готовые прописи простые  тетради с крупной клеткой с заданиями типа «Продолжи узор» (в сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка).

Большой интерес для детей представляет модель робота из LEGO конструктора для игры «Программируем робота» - дети сообщают команды роботу, строят алгоритм. Чтобы получить планируемый результат, команды детей должны быть четкими, а порядок действий – правильным.

 Для формирования пространственных умений, развития ориентировки в пространстве в группе часто используются программируемые мини роботы пчелки Bee Bot (знакомим детей с роботом, который ходит вверх, вниз, вправо, влево). Чтобы робот заработал, ему необходима программа, которая пишется с помощью стрелок. Таким образом, мы подводим детей к моделированию пространства с помощью графического знака, т. е. все движения, которые будет выполнять робот, ребенок кодирует с помощью стрелок. Обучение программированию начинать нужно буквально с двух ходов. Усложнение игровых задач идет за счет постепенного увеличения количества ходов робота. Все эти задачи ребенок решает с помощью практических действий, которые он может выполнять как на магнитной доске, так и у себя на столе, на уменьшенной карте, используя вместо робота обыкновенную фишку и т. д. Следующая задача – подключать речь, причем, - громкую речь. Для этого все свои действия ребенок должен проговаривать. Так же он должен «читать» программы. Педагог организовывает действие: один ребенок читает программу, а остальные передвигают фишку по карте, причем повторяя команды вслух. Можно организовать работу в парах. Когда ребенок проговаривает свои действия выполняя движения, он фиксирует движения не только графическим знаком, но и словом, что является очень важным этапом при формировании алгоритмических умений. Далее идет переход громкой речи во внутреннюю, без практических действий. Педагог берет на себя роль читающего программу, а дети «передвигаются» по карте без фишки, только взглядом. Усложняется программа с появлением поворотов. Ребенок учится записывать программу на листе бумаги с помощью стрелок, затем по своей программе запрограммировать мини – робота. Для работы с мини – роботом «Умная пчелка» можно организовывать игры на логическое мышление, математические действия, обучение чтению, основы безопасности и многое другое.

В процессе выполнения игровых задач ребенок учится составлять простейшие линейные алгоритмы, что, в свою очередь, дисциплинирует ум, формирует системный подход и алгоритмическое мышление, которое является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании ма...

Газета для родителей. Развитие связной речи у старших дошкольников с нарушением зрения

Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]  ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...