Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"
проект по математике (подготовительная группа)

Егорова Евгения Борисовна

Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionny_proekt_2022-2027.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

администрации города Нижнего Новгорода

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На 2022г -2027г.

        ГБОУ «Специальная коррекционная начальная школа - детский сад № 144»

По теме: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

Н. Новгород

2022 г

Содержание

1. Актуальность темы инновационного проекта

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы

4. Условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

1. Актуальность темы инновационного проекта

        Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.  

Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

Цель проекта: выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у  старших дошкольников.

Объект проекта: – элементарные математические представления у дошкольников

Предмет проекта: - дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Гипотеза проекта: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи проекта:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.

3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

4. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

3. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта

Предлагаемая в нашей работе серия конспектов по математическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте являются частью общей системы математического воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (Т. И. Алиева,  Л.Г. Петерсон, Л.Ю. Козина, В.П. Новикова, Л.С. Метлина и другими) на основе современных дидактических принципов.

4. Условия реализации инновационного проекта

Условиями реализации инновационного проекта являются:

1. Материально-техническое обеспечение:

•        Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);

•        Обогащение предметно-развивающей среды старшей группы ГБОУ  «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144» г. Дзержинск Нижегородской области (дидактические пособия, дидактические игры и упражнения, информационно-коммуникативные технологии).

2. Нормативно-правовое обеспечение:

•        Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, Модернизация Программы развития ГБОУ «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144»  г. Дзержинск, внесение изменений в Договора с родителями, Положения о творческой (инновационной) группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144)

3. Кадровое обеспечение:

•        Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта

•        Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться современные технологии   развития математический представлений.

•        Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.

•        Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

Изучение и разработка современных технологий развития  математических представлений детей старшего дошкольного возраста

5. Работа с детьми:

•        Диагностика уровня  развития математических способностей  детей старшего дошкольного возраста

•        Апробация современных технологий   развития  математических способностей детей старшего дошкольного возраста

•        Мониторинг эффективности и качества развития у детей математических умений.

6. Работа с педагогами:

•        Организация научно-методических семинаров научного руководителя с воспитателями по проблеме инновационной деятельности.

•        Проведение  методической работы с педагогами, участвующими в инновационной деятельности (консультации, семинары, практикумы, участие в РМО и т.д.)

•        Организация работы творческой группы педагогов.

7. Работа с родителями:

•        Внесение изменений в Договора с родителями по вопросам посещения ребенка инновационной группы.

•        Мониторинг отношения и степени активности родителей по проблеме инновационной деятельности ГБОУ  «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144»  г. Дзержинск.

•        Организация системы консультирования родителей по вопросам математического развития  детей старшего дошкольного возраста.

•        Организация индивидуальной помощи родителям по вопросам развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

8. Взаимодействие с социумом:

•        Организация взаимодействия ГБОУ «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144» г. Дзержинск с кафедрами дошкольной педагогики НГПУ, НИРО по инновационной проблеме

•        Активизация связей со всеми образовательными учреждениями ближайшего социального окружения.

5. Этапы реализации инновационного проекта

 Таблица 1

Этапы реализации инновационного проекта 2022 – 2027 г

Этап

Задачи этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Отметка о выполнении

Диагностический

1. Разработка диагностической методики по обследованию уровня математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Обследование уровня развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ уровня развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

4. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144 по проблеме математических возможностей  в старшем дошкольном возрасте.

5. Анализ отношения родителей к проблеме инновационной деятельности Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144.

1. Создание новой диагностической методики по обследованию уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Диагностика уровня математического развития  детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ и оценка результатов диагностики.

4. Анкетирование воспитателей по проблеме математического  развития детей старшего дошкольного возраста.

5. Анкетирование родителей по проблеме инновационной деятельности Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144.

Сентябрь – декабрь

2022 г.

Организационно-прогностический

1. Разработка педагогической технологии развития  математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

2. Повышение уровня педагогического профессионализма воспитателей по проблеме инновационной деятельности.

1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме инновации.

2. Анализ содержания программ дошкольного воспитания по математическому  развитию в старшем дошкольном возрасте.

3. Проведение системы методических мероприятий с педагогами по проблеме инновационной деятельности.

4. Создание творческой группы педагогов.

5. Создание научно-методического совета.

6. Разработка общей структуры педагогической технологии.

Январь – май,

2023г.

Практический

1. Разработка и апробация педагогической технологии математического развития  детей старшего дошкольного возраста на   старшей группе.

2. Мониторинг промежуточных результатов работы.

3. Внесение корректив.

1. Разработка методического обеспечения инновационной педагогической технологии для  старшей группы.

2. Создание системы ООД, дидактических игр и упражнений по математическому развитию детей старшей группы.

3. Апробация системы работы (формирующий эксперимент).

4. Наблюдение за ходом реализации инновации.

5. Внесение корректив, изменений и дополнений в систему работы.

Сентябрь – май

2023 – 2025 гг.

Сентябрь – май

2022 – 2023 гг.

Сентябрь – май

2025 – 2026 гг.

Обобщающий

1. Анализ эффективности и качества использования созданной педагогической технологии (контрольный эксперимент)

2. Оформление и описание педагогической технологии

1. Проведение контрольно-диагностического обследования уровня развития математических способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

2. Анализ и сравнение результатов обследования на начало и конец инновационной деятельности.

3. Оформление системы работы.

Сентябрь – декабрь

2025 г.

Внедренческий

1. Внедрение педагогической технологии.

2. Распространение системы работы среди других МДОУ.

1. Проведение методических мероприятий.

2. Участие в РМО.

3. Публикации и издание пособий.

4. Защита квалификационных категорий педагогами.

Январь – май

2026 г.

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

Таблица 2

Система контроля за реализацией инновационного проекта

Вид

Объект

Цель

Технология

Срок

Ответст.

Выход

Мониторинг

Состояние здоровья детей

Динамика заболеваемости детей.

- Анализ и осмотр

- Оценка состояния здоровья детей

- Осмотр

- Измерение

- Анализ мед. карт

- Анализ посещаемости

- Анализ изменения результатов

1 раз в месяц

Ст. мед. сестра

Совещание при зав.

Мониторинг

Состояние уровня развития  математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Проведение диагностики и мониторинга

- Наблюдение

- Диагностика

- Беседы с детьми

- Беседы с родителями

10,4

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Восп-ли

Совещание при зав.

Заседания творческой группы

Совещания научно-метод. совета

Мониторинг

Деятельности служб детского сада по реализации инновационного проекта

- Материально-техническое обеспечение

- Оборудование развивающей среды

- Программно-методическое обеспечение

- Работа с педагогами

- Работа с родителями

- Работа с социумом

- Наблюдение

- Анализ выполнения плана

- Анализ среды в группах

- Анализ докумен-тации

- Изучение информации в родительских уголках

- Анализ совм. мероприятий с родителями

- Анализ планов взаимод. со школами и др.

В течение года

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Психол.

Восп-ли

Педсоветы

Заседания творческой группы

Заседания научно-методического совета

6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

В педагогическом исследовании:

  • Разработка научно-методических основ развития математических способностей  детей старшего дошкольного возраста.
  • Создание педагогической технологии развития математических возможностей детей старшего  дошкольного возраста.
  • Разработка методического обеспечения педагогической технологии.

В работе с педагогическими кадрами:

  • Развитие инновационного потенциала работников ГБОУ «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144».
  • Повышение педагогического профессионализма педагогов ГБОУ «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144».
  • Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
  • Распространение опыта инновационной деятельности.

В работе с детьми:

  •  измеряют величины различными условными мерками;
  •  уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
  •  обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
  •  умеют словесно описывать фигуру;
  •  имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
  •  классифицируют предметы по двум свойствам;
  •  умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
  •  активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
  •  придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

В работе с родителями:

  • Повышение интереса к деятельности ГБОУ «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144».
  • Активное включение в инновационный процесс ГБОУ «Специальной коррекционной начальной школы - детского сада №144».
  • Помощь в организации среды групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Инновационный проект "Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и игровых упражнений".

Изучать математику с ребёнком четырёх лет-это увлекательное занятие, заниматься, которым можно в любое время.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, разв...

Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"

    Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представл...

Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения с использованием технологий ТРИЗ

В статье описана система формирования предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения, которая включает в себя четыре этапа, рассчитанных на каждый год обучения в детском саду....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...

Эксперементальная деятельность «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием дидактических игр и игровых упражнений»

Для умственного развития детей им важно усвоить математические понятия, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Приобретенные знани...