Эксперементальная деятельность «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием дидактических игр и игровых упражнений»
проект

Для умственного развития детей им важно усвоить математические понятия, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Приобретенные знания и навыки закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Их основная цель - дать детям знания о различении, выделении, назывании различных предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность сформировать новые знания, познакомить детей со способами действий. Каждая игра имеет конкретную задачу улучшения математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментальная деятельность 21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»

Использование инновационных технологий

по ФЭМП представлений

у дошкольников.

 

                                                                     Выполнила: Воспитатель,

                                                                     Царан Дина Витальевна

Угут, 2024 год.

     Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологиииспользующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Актуальность:

От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения.          

Цель:

развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи: 

- внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;

- развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало;

- формировать базисные представления об окружающем мире, математические, речевые умения;

- развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;

    - повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

Я использую в своей работе следующие инновационные технологии: 

Технология «ТРИЗ»

 Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Например, с детьми младшего возраста я на занятиях по математике использую приём «Помоги герою, который пришёл к нам в гости» и «Отправимся в гости к …», такие приёмы помогают развитию на занятиях по математике не только развить познавательные функции, но и коммуникативные, творческие и личностно-ориентированные. В средней группе на занятиях я добавляю к этим приём такие как «Найдём ответ на вопрос, который прислал нам…», или «Что узнали, запомним и используем на…», которые помогают развить у детей логическую взаимосвязь занятия с необходимостью применения в окружающем мире. В старшей и подготовительной группах приёмы расширяются и обогащаются такими как «Давайте посоревнуемся», «Задания для группы», которые помогают детям постепенно готовиться к таким формам работы на занятиях в будущей школе как парная работа, групповая работа. 

Развивающие головоломки.

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. «Монгольская игра» «Листик», «Танграмм»… .

Игры на составления объемных фигур из кубиков «Куб - Хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех». Способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способность конструировать, сочетать  цвета.

Игры на составления плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур такие как «Танрам», «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» и др.

Дети работают со схемами. Сначала они накладывают детали на образец, а уже потом начинают выкладывать самостоятельно, используя схемы. Им очень нравятся головоломки, играют с большим удовольствием.

Палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Цветные палочки являются многофункциональным,  математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево»,  «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Дети выкладывают из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

 

Математический планшет 

Представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения -от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами -и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Планшет  «Логико-Малыш»

 Представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет, при этом даже ребёнок, который не умеет читать, может работать с пособием самостоятельно и проверять, правильно ли он выполнил задания.

Что представляет из себя «Логико-Малыш»? Это пластмассовый планшет размером с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. Чтобы начать работать с пособием, ребёнку необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы.

Игровой набор « Дары Фрёбеля»

Фридрих Фребеля – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Фребеля разработал систему усложняющегося дидактического пособия, которое включает в себя 14 самостоятельных игровых наборов: «Шерстяные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», «Цветные фигуры», «Палочки», «Кольца и полукольца», «Фишки», «Цветные тела», «Мозаика». «Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры». 

Цели и задачи игрового пособия:

Развитие социально-коммуникативных умений;

Сенсорное развитие;

Развитие мелкой моторики;

Формирование элементарных математических представлений;

Развитие логических способностей;

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной ( конструктивной) деятельности.

Набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.

Интерактивный пол.

Интерактивный пол – это суперсовременная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.

Использование оборудования интерактивный пол помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться. ФЭМП, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников, если они организованы в игровой интерактивной форме. Использование интерактивного пола помогает ребенку легче усвоить понятие форма, цвета и величина, является мощным толчком к формированию элементарных математических представлений у детей.

Интерактивная песочница.

Интерактивная песочница – помогает развивать математические навыки и логику. Режим «Геометрические фигуры» - познакомит с формой, научит сравнивать. Игра «Поиск сокровищ» содержит 5 уровней сложностей, учит ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, отсчитывая определенное количество клеток. Исходя из возраста ребенка, можно построить полноценное занятие по ФЭМП с использованием интерактивной песочницы.

Что такое   интерактивная песочница ? Это инновационный метод песочной терапии, который представляет собой обучающий комплекс для современного развития детей. На занятиях ребенок взаимодействует с природным материалом — песком, и происходит развитие мелкой моторики рук и снятие психоэмоционального напряжения. 

Технология «Лепбук».

Лепбук – тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация, расположенная в кармашках, окошечках, маленьких книжечках. Мне очень нравится изготавливать Лепбук вместе с детьми. В основном я использую его для занятий индивидуально или в небольших группах для закрепления материала.

Квест – технология.

Квест – поиск, предмет поисков, поиск приключений.

Занятия провожу в игровой форме, выбираем сюжет, ставим цель, достигаем цель, выполняя с детьми различные задания. Дети просто обожают квест – игры. Им очень нравятся приключения.

Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры"

Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС.2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных математических предста...

Родительское собрание в старшей группе по "Формированию элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность умение анали...

Родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Родительское собрание«Формирование элементарных математических представлений дошкольникапо средствам дидактической игры»...