Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры"
материал (старшая группа) на тему

Клопова Наталья Анатольевна

Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Задачи:

1. Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС.

2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных математических представлений.

3. Познакомить родителей с играми, которые способствуют успешному развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

4.Вооружить знания родителей результативными приёмами взаимодействия и общения с детьми, способствующими математическому развитию детей.

Ход собрания

Здравствуйте, Уважаемые родители!

Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Приятно, что Вы выбрали время, и пришли к нам. Значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.

Сегодня на нашей встрече мы уделим внимание обучению математике детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. Ребёнку интересна конечная цель, которая увлекает его: сложить, найти фигуру, преобразовать.

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки,  способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат.  

А сейчас небольшая разминка для Вас. Вам будут предложены задания на логическое, творческое мышление и пространственное воображение. Все задания непосредственно связаны с математикой. Предлагаем Вам проверить свои математические способности.

Задание «Весёлая математика»

Карточки-задания к игре «Весёлая математика»

1. На столе 4 яблока. Одно из них я разрезала пополам. Сколько яблок на столе? (4)

2. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, т. к. между ними ночь)

3. У семерых братьев по одной сестре. Сколько сестер? (1)

4. У зайца было 7 морковок. Он съел все, кроме 4. Сколько морковок осталось? (4)

5. Две сардельки варятся 6 минут. За сколько минут сварятся 8 таких же сарделек( 6 минут)

6. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)

7. В комнате зажгли три свечи. Потом одна из них погасла. Сколько свечей осталось? (Одна свеча, две другие сгорели).

8. Три человека ждали поезда три часа. сколько времени ждал каждый? (Три часа).

    Молодцы!

    Следующее задание - это задача «Пчелы угощают зверей»

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.

Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.

Вопросы. Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим.)

У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)

У кого была самая большая посуда? (У медведя.)

Молодцы!

Задача «Пришла к фотографу семья»

Пришла к фотографу семья.

- Сфотографируйте нас, пожалуйста.

- Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.

Папу и маму посадили на стулья. Бабушку - в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.

Вопросы. Сколько всего человек в семье? (7)

Сколько взрослых? (4)

Сколько детей? (3)

   Чтобы приступить к следующей игре, ответьте до какого числа должен уметь считать ребенок в старшем дошкольном возрасте? (До десяти).

      Правильно, в старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать цифры от 0 до 10, считать в прямом и обратном счете. И для закрепления цифр предлагаю вам вот такую игру, для этого вам понадобится листочек и ручка, слушаете задачку и пишите ответ на листочке, а затем показываете ответ.

«Логические задачки»

На уроки каждый школьник

В сумке носит треугольник.

Ты не школьник, но скажи: в треугольнике вершин сколько?

Можешь сосчитать?

У него вершинок: (3).

Есть еще, дружок квадрат,-

Треугольнику он брат,

А теперь сказать изволь, сколь сторон в квадрате: (4).

Жил да был морской конек,

Был он очень одинок,

Как- то на морской опушке

Встретил он себе подружку

И теперь в его квартире стало жить коньков: (2).

Молодцы, отлично справились с игрой.

Особое внимание хотелось бы уделить о таком разделе в математике, как ориентировка во времени. Ориентировка во времени создаёт для ребёнка большие трудности. Ребёнок живёт, его организм определённым образом реагирует на течение времени, в известное время суток ему хочется есть, спать и т. д., но сам ребёнок долго не воспринимает время.

Усваивая представление о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днём играют, занимаются, обедают; вечером лежаться спать, ночью спят.

Важную роль в формировании временных представлений, играет использование иллюстраций, картин, фотографий, изображающих деятельность взрослых и детей в различные отрезки времени. Рассматривая иллюстрации, малыши отвечают на вопросы: «Когда это бывает? Что делают дети утром, вечером? Когда это делают дети?» взрослый может дать им задание подобрать картинки, на которых нарисовано то, что делают утром, днём, вечером взрослые и дети.

С этой целью необходимо использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, девочка утром поливает цветы, мальчик гуляет днём с собакой, цветы вечером закрывают лепестки и опускают соцветия и т. п. работу можно проводить по частям. Сначала предложить детям из всех картинок выбрать те, на которых нарисовано то, что бывает утром; затем на которых нарисовано всё, что бывает днём, вечером, ночью. Знакомство с разнообразной деятельностью, характерны для каждых частей суток, так же осуществляется посредством игр.

Можно поиграть в такие игры: «Найди лишнее слово» (Пример: ночью спим, гуляем с папой). «Назови пропущенное слово» (Пример: мы завтракаем не утром, а вечером), «Когда это бывает?», «Найди лишнюю картинку», «Найди пару», «Покажи, что назову» и т.д.

Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра».

Угадывание о какой части суток говорится в стихотворении, загадке.

Название частей суток можно вводить в игры –драматизации (сказка «Колобок»: «Утром бабка слепила колобок… », «Днём колобок покатился по тропинке»;

сказка «Курочка Ряба»: «Вечером прибежала мышка, хвостиком махнула» и т. д.) .

В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободно включают в речь их название.

 Особое внимание уделить об общих признаках времени года. Важно познакомить детей с признаками времени года, используя для этого прогулки с детьми, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, подкрепление соответствующими произведениями устного народного творчества, художественной литературой. Нужно с детьми выучить какое время года бывает, что происходит в это время года (какие сезонные изменения происходят в неживой природе; какие сезонные изменения происходят в живой природе; что происходит в жизни и труде людей в эти сезоны).

Закрепить полученные знания так же можно в играх: «Оденем куклу Машу на прогулку» (необходимо одеть одежду соответствующую сезону, «Когда это бывает?», «Посели животных в лес», «Найди, что опишу? » и т. п.

      Так же детям необходимо знать дни недели (какой день за каким днем следует, какие дни выходные, какие дни рабочие и т. д.)

     А теперь скажите какие вы знаете математические игры. Кто назовет их? (Танграм, Колумбово яйцо и другие игры).

Игра «Колумбово яйцо»

      Сейчас познакомлю вас с головоломкой «Колумбово яйцо», которая отлично скрасит время и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Ваша задача- собрать фигурку по образцу. Можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

      Какие фигуры у вас получились? (родители называют свои фигуры).

Отгадайте загадку:

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

Отгадывают: «Заяц». Воспитатель показывает образец фигуры – силуэта зайца.

     Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? (Называют фигуру и её величину).

      Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц.  А теперь, составим из своих наборов таких же зайчиков. (Выполняют задание).

После выполнения задания, проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом, рассказать, из каких фигур они составили зайца.

Молодцы! А сейчас убираем нашу игру в конвертик.

Существует еще одна интересная игра, называется она «Танграм». Для этого вам нужно снова самостоятельно приготовить игру, берем заготовки и разрезаем по линиям. Фигуры для игры готовы.

    А сейчас слушаем загадку:

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

   Дорогие родители, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся (показываю образец). Из скольких частей её можно составить? (Отвечают родители.)

   А теперь составьте фигуру гуся самостоятельно. (родители составляют и сверяют составленные ими фигуры с образцом).

  Понравилась ли вам игра? Все ли справились с заданием? Убираем в конвертики.

   Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.  

А сейчас мы немного отдохнем. Встаем на ноги и повторяем за мной.

Фузкультминутка «Часики»

А часы идут, идут.

Тик- так, тик- так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (наклоны влево- вправо)

А в часах сидит кукушка

У нее своя избушка. (глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью. (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (остановиться)

  Назовите сказки, в которых встречаются цифры. («Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие).

     Много есть сказок, в которых встречаются цифры, где можно увидеть последовательность, порядковый счет. А можно и самим придумать сказку, где сказочные герои будут предлагать необычные задания.

Вот и я расскажу вам сказку, в ходе которой сказочные герои попадают в беду и им необходимо будет помочь, выполнив задания.

Жили- были три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: первого звали - Ниф-Ниф, второго - Нуф-Нуф, а третьего - Наф-Наф.

Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень. - Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.

Но его братья не хотели браться за работу.

- Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.

- Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лег в лужу.

- Я тоже, - добавил Ниф-Ниф.

- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.

С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.

Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем не посоветовавшись, он так и сделал. Уже к вечеру его хижина была готова.

А Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик - из веток и тонких прутьев. Он вбил в землю колья, переплел их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.

Из чего же он состоит? (из геометрических фигур).

Назовите их. (квадраты, прямоугольник, треугольник, круг).

Сравните, каких фигур больше, а каких меньше.

Назовите фигуры, которых больше, одним словом.

Два храбрых братца, построив свои домики, пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.

Чем закончилось это веселье? (разбудили волка)

Что было дальше? (домик Ниф-Нифа разлетелся)

Бежит поросенок к своему брату, а на пути речка, у которой сломался мостики его нужно отремонтировать, для этого необходимо разложить 10 палочек от самой короткой до самой длинной (работа с палочками Кюизенера, выходит один родитель).

Восстановил поросенок мостики прибежал к домику Нуф – Нуфа.

Что произошло дальше? (домик разлетелся).

И побежали поросята дальше, и путь у них нелегкий. Давайте поможем поросятам пройти путь по лабиринту. (графическое упражнение «Лабиринт», выходит один родитель и пролаживает путь).

Выбрались поросята из лабиринта и прибежали к Наф-Нафу, а волк заблудился в лабиринте, и остался в нем.

А Наф-Наф сказал, что пустит к себе жить поросят, если они отгадают загадки. Поможем поросятам? (да)

Оглянуться не успели,

Яблоки в саду созрели,

Три румяных наливных,

Три с кислинкой- сколько их? (6)

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Вы ответьте мне, ребята,

Сколько стало петухов? (3)

Десять спелых груш

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (8)

Молодцы! Помогли поросятам. Спасибо. Стали поросята жить все вместе.

Сказочке конец, а кто выполнял задания молодец.

Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста можно и дома и на прогулке и по дороге в детский сад, ведь нас окружают столько разных предметов, машины, деревья, дома, люди и т.д.

ПОМНИТЕ! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего малыша.

И еще одно задание «Придумай сам»

Перед Вами лежат картинки. Выберете одну и придумайте задачки для своих детей (Крупа, стакан, конфеты, фрукты, дерево, машина, тарелка, шнурки, карандаш и т.д.). родители берут картинки придумывают, и задают задачки другим родителям.

Заключительный этап

Итак, игры в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей и подготовке их к успешному обучению в школе.

Мы надеемся, что сегодня встреча прошла с пользой.

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о васПожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений в ДОУ через дидактическую игру

В данной консультации воспитатели ДОУ могут найти различные дидактические игры по развитию элементарных математических представлений....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС.2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных математических предста...

Родительское собрание в старшей группе по "Формированию элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность умение анали...

Консульация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у воспитанников. через дидактические игры"

       Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успе...

Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры»...