Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике

 
      Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представления о нем, способствует развитию психических функций, улучшению предметно – практической деятельности, развитию творчества, связной речи, гуманному отношению к окружающему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения» 

                                                       

                                                            Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2019

      Формирование предметных представлений является одной из актуальных

проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представления о нем, способствует развитию психических функций, улучшению предметно – практической деятельности, развитию творчества, связной речи, гуманному отношению к окружающему. Современными научными исследованиями доказано, что нарушение функций зрения неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия предметов, затрудняет причинно-следственные связи между ними. Кроме того, у детей наблюдается снижение отражательной деятельности, что приводит к снижению количества и качества представлений о предметах окружающего мира. У дошкольников с нарушением зрения представления имеют свои особенности:

  • Более полные и качественные представления о предметах, с которыми они действуют непосредственно. Например, по темам «Посуда», «Одежда», «Мебель». На низком уровне находятся представления о предметах, воспринимаемых на расстоянии. Например, при изучении тем «Растения», «Птицы», наблюдаются неполные представления. Дети затрудняются назвать птиц по картинке, затрудняются их классифицировать.
  • Затруднено узнавание дошкольниками предметов разной модальности (контур, силуэт, поза, динамика движения).
  • Дети слабо владеют предметными действиями, требующими учета их свойств (цветом, формой, величиной, расположением).
  • Низкий уровень обобщенности представлений, неумение обозначать признаки предмета точным словом.

Отсутствует полнота и последовательность при описании предметов.

Поэтому главная задача – это сформировать полные и целостные представления о предметах.

Для достижения этой цели поставлены следующие дидактические задачи:

1.Формирование сенсорных эталонов, как признака опознания предмета.

2.Развитие сохранных анализаторов и речи.

3.Совершенствование способов обследования предметов.

4.Развитие системы основных умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

5.Улучшение качества предметно-практической деятельности.

6.Развитие гуманного отношения к миру.

Для успешного выполнения поставленных задач нами разработана программа по формированию предметных представлений. Составлен тематический план на год, который учитывает возрастные, индивидуальные и зрительные особенности детей.

Занятия по формированию предметных представлений проводятся во всех возрастных группах. При подборе наглядного материала необходимо учитывать остроту и характер зрения. Для детей с низкой остротой зрения используется объемный дидактический материал, а для детей с высокой остротой зрения объемный и плоскостной материал меньшего размера. Все это помогает создать полный и целостный образ воспринимаемого предмета. Например, по теме «Домашние животные» для детей с низкой остротой зрений сначала необходимо предлагать объемные игрушки животных, потом рассматривать картинки с ярко очерченным контуром. Детям с более высокой остротой зрения предлагаются картинки без ярко очерченного контура. В работе используется разнообразный дидактический материал: контурное и силуэтное изображение животных, картинки животных в разных позах: животное сидит, стоит и т. д. Проводятся дидактические игры: «Подбери пару», «Отгадай загадку», «Подбери детеныша», «Найди отличия и сходство», «Угадай, кто в круге», «Составь из частей», «На скотном дворе», Чудесный мешочек».  Для развития слухового восприятия используем презентацию «Голоса животных».

На первом этапе формирования предметных представлений проводятся игры и упражнения направленные на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. Например, в игре «Чудесный мешочек» активизируется осязание, закрепляются сенсорные эталоны. Ребенок на ощупь находит предмет по просьбе педагога и рассказывает о его цвете, форме, величине.

Обучение детей слуховому восприятию происходит в определенной последовательности: сначала дети прислушиваются к звукам во время выполнения действий с предметами, запоминают эти звуки и дают их словесное описание. Затем дается задание определить по звуку характер практических действий (звон металла, стук дерева, разрывание бумаги). Этим целям служат следующие дидактические игры: «Узнай по голосу», «Определи, что я делаю», «Узнай, из чего сделано?».

Овладение компенсаторными способами  познания с помощью сохранных анализаторов обеспечивает развитие разнообразных представлений о предметном мире, а так же способствует обогащению словарного запаса и речи детей.

На втором этапе обучения (2-й, 3-й год пребывания в д/с), когда дети научились узнавать предметы, выделять их признаки, дальнейшее обучение направлено на овладение системы основных умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Это способствует созданию обобщенного образа предмета на полисенсорной основе.  Для обобщения представлений о животных используются игры в лото: «Домашние животные и птицы», «Зоопарк», «Четвертый лишний» и др. Кроме этого, необходимо применять развивающие игры из серии «Расти малыш». Эти игры развивают знания о предметном мире, учат обобщению, развивают ассоциативное мышление (дерево – лист - плод), мелкую моторику (пазлы). Дидактические игры «Поиск общего», «Назови отличия» способствует умению сравнивать и находить общее в предметах. На этом этапе обучения дети имеют высокую остроту зрения, поэтому дидактический материал имеет дистантное расположение (объемные и плоскостные изображения предметов подвешивают на леске, на шторах с расстояния 2-х , 5- и метров). Такой способ восприятия активизирует зрительные функции, улучшает остроту зрения. Так как у детей возникают трудности в описании объектов реального мира, важная роль отводится работе с алгоритмами-иллюстрациями по предметному восприятию (на основе схем Ефименковой Л.Н.). Переработав эти схемы в соответствии с особенностями восприятия детей с нарушением зрения, мы используем их на занятиях по формированию предметных представлений. Эти схемы помогают четко и последовательно излагать свои мысли, способствует активизации зрительного, рече – слухового, тактильного восприятия, развивают внимание, память, наблюдательность. Сначала дети учатся составлять описательный рассказ о предмете, затем сравнительный описательный рассказ о предметах одного вида: 2 животных, 2 птицы, 2 игрушки. Этот прием работы вызывает у детей большой интерес, так как описание предметов происходит в игровой форме, победителю вручается приз (фишка, картинка и т.п.).Решать проблему зрительно – двигательной координации, закрепить и уточнить представления о предмете, его форме,  помогают такие игры как: «Составь картинку», «Зашумленные картинки», «Лабиринты».Для уточнения и обобщения предметных представлений используем компьютерные презентации: «Обитатели морей и океанов», «Животные Африки», «Откуда хлеб пришел?», «Насекомые» и т.д.

Благодаря совместной работе специалистов и воспитателя у детей наблюдается положительная динамика в развитии зрительного восприятия, формируются полные и целостные представления о предметах реального мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....

Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в зн...

Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"

Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...

Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения с использованием технологий ТРИЗ

В статье описана система формирования предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения, которая включает в себя четыре этапа, рассчитанных на каждый год обучения в детском саду....

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями зрения.

Ребёнку с нарушенными зрительными функциями трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов, рассматривать движущиеся объекты. Нарушение бинокулярного и стереоскопического з...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...