Обзор методической литературы по обучению грамоте
методическая разработка по логопедии

Резаева Ольга Александровна

В матриале сравниваются две программы по обучению грамоте - программа Дуровой Н.В. и программа Варенцовой Н.С. Перед выбором программы того или иного автора, рекомендуем прочитать методические рекомендации обоих авторов. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор методической литературы по обучению грамоте

детей дошкольного возраста

По обучению грамоте в нашем ДОУ есть 2 учебно-методических комплекта:

  1. Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методике Дуровой Натальи Валентиновны.
  2. Пособие Варенцовой Наталии Сергеевны «Обучение дошкольников грамоте».

Просмотрев и проанализировав данных авторов по теме «Обучение дошкольников грамоте», можно выделить следующее.

Обучение дошкольников грамоте

Показатели

Варенцова Н.С.

Дурова Н.В.

Методологическая база

Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным (Даниил Борисович) и Л.Е.Журовой (Лидия Ефремовна)

Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой

Пособия разработаны на одной методологической базе

Организация учебного материала в структуре УМК

- Программа

- Методические рекомендации для каждого возраста

- План занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам

Полный УМК:

  1. Демонстрационный материал;

II. Пособия для занятий, включающие в себя рабочую тетрадь и 4 книги (1. «Поиграем в слова» (для средней и старшей группы);

2. «От слова к звуку» (старшая группа);

3. «От звука к букве» (подготовительная группа);

Первые три книги по 20 занятий.

4. «Читаем сами» (подготовительная группа).

  1. Программа
  2. Методические рекомендации на каждый возраст

Проанализировав организацию учебного материала у двух авторов, можно сделать вывод, что УМК Дуровой более полный, чем у Варенцовой.

Возраст начала занятий

 С 3-4 лет (вторая младшая группа)

 С 4-5 лет (средняя группа)

Н.С. Варенцова предлагает занятия по обучению грамоте, начиная со второй младшей группы

Количество занятий

II младшая –10 занятий

(1 раз в месяц)

II мл – нет

Средняя –16 занятий, начиная с октября

(2 раза в месяц)

Средняя – 10 занятий (март - май)

3 занятия в месяц

Старшая – 34 занятия, начиная с октября

(1 раз в неделю)

Старшая – 34 занятия (1 раз в неделю)

С октября

Подготовительная – 50 занятий (либо с середины ноября по май – 2 раза в неделю, либо 1 раз в неделю, начиная с начала сентября, учитывая то, что в какие-то недели занятий может быть по 2)

Подготовительная – 56 занятий (2 раза в неделю)

Начиная с середины октября

По СанПин в старшей и подготовительной группах можно в сетку занятий включить занятие по обучению грамоте 1 раз в неделю. В старшей группе в обоих пособиях по 34 занятия. На усмотрение педагога – выбор конспектов занятий.

В подготовительной группе у Варенцовой 50 занятий, у Дуровой 56 занятий. Из представленных занятий можно объединить некоторые конспекты занятий, а некоторые можно убрать. Либо можно объединить конспекты занятий обоих авторов.

Общее количество занятий

110

100

Демонстрационный и раздаточный материал

Есть разработка

https://vk.com/wall-211412319_856

Демонстрационный и раздаточный материал
к занятиям по Н. С. Варенцовой.
«Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет».

Включает: предметные картинки к занятиям-Формат А4
Стоимость: младшая-150 руб.
средняя - 150 руб.
старшая - 200 руб.
подготовительная к школе-250 руб.

(на данный момент приобретен материал на старшую и подготовительную группу)

Есть на каждый возраст

- «Ступеньки грамоты. Наглядный материал». (есть на Вайлдберриз)

- Рабочая тетрадь «Первые шаги по ступенькам грамоты» (Рабочая тетрадь с разрезным материалом. Предназначена для работы в средней, старшей и подготовительной группах);

- Комплект из 4-х книг

1. «Поиграем в слова» (для средней и старшей группы);

2. «От слова к звуку» (старшая группа);

3. «От звука к букве» (подготовительная группа);

Первые три книги по 20 занятий.

4. «Читаем сами» (подготовительная группа). Содержит 35 текстов.

К комплекту из 4-х книг прилагается разрезной материал.

- Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте»;

- Развитие фонетико-фонематического слуха 3-7 лет: Игры и упражнения. Развиваем: речевое внимание и речевое дыхание;

- «Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте» (нет в наличии)

Задачи РАБОТЫ  

II младшая группа

Развитие фонетико-фонематической стороны речи (звуковая сторона речи направлена на совершенствование артикуляционного аппарата и фонетического восприятия);

Развитие умения управлять кистями и пальцами рук.

-

Средняя группа

Развитие фонематической стороны речи (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком,

различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов));

Занятия, направленные на развитие движений кистей и пальцев рук (усложнение упражнений)

Развитие фонематического слуха

 (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком,

различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов))

 и речевого внимания детей.

Старшая группа

Развитие фонематической стороны речи

Вводится слог, деление на слоги, выделение звуков, подбор слов на определённый звук, вычленять первый звук в слове; звуковой анализ: гласный, твёрдый или мягкий согласный звук);

Овладение технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Звуковой анализ слов различной звуковой конструкции;

 Получают знания о ССС

Дифференциация гласных,

 твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков;

Получают знания о словесном ударении.

Подготовительная группа

Ознакомление детей со знаковой системой языка (знакомство с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем послоговому и слитному способам чтения, составление слов и предложений из букв азбуки;);

Развитие фонетической стороны речи: развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи (звуковой анализ и составление схем, анализ предложений);

Подготовка руки к письму.

Знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания;

Овладение слоговым и слитным способами чтения;

Формирование грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Анализ и синтез предложений разной конструкции

По задачам обе программы одинаковые, с одним отличием, что у Варенцовой обязательным является подготовка руки к письму.

Особенности построения занятий

Подробный план занятий

Примерные игры-занятия

МЕТОДЫ: игры, игровые упражнения по звуковому анализу слова, по предложениям, игровые ситуации, словесные игры

В обоих программах нет четко простроенного плана занятий, дается ряд игр, упражнений. Игры, упражнения, различные игровые ситуации решают задачи, поставленные в программах.

У Дуровой просматривается более чёткое построение занятий. Но у обоих авторов нет определённой последовательности в изучении звуков и букв. Нет одной линии в занятиях.

В целом, можно сказать, что обе эти программы имеют одну методологическую базу.

Работа по овладению первоначальными основами грамоты ведётся по одинаковым задачам по каждому возрасту. Разница в том, что программа Н.С. Варенцовой включает обязательную работу по подготовке руки к письму.

Занятия по обучению грамоте у Варенцовой в программе начинаются со второй младшей группы, а у Дуровой со средней группы.

У Дуровой представлен весь учебно-методический комплект с демонстрационным и раздаточным материалом. У Варенцовой есть планы и конспекты занятий. Но демонстрационный и раздаточный материал нужно набирать самим или есть ссылка в ВК, где возможно приобрести уже готовый материал по данной программе.

Рекомендации для II младшей группы. Возможно воспользоваться книгой Дуровой Развитие фонетико-фонематического слуха 3-7 лет. Эта книга развивает фонематический слух, который является важной предпосылкой для дальнейшего обучения грамоте дошкольников.

Подводя итоги, можно сказать, что из двух представленных программ  - программа Дуровой Н.В. более полная, нагруженная, более насыщенная, чем у Варенцовой. Перед выбором программы того или иного автора, рекомендуем прочитать методические рекомендации обоих авторов. Сравнить, что для вас ближе.

Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор методической литературы по обучению грамоте в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» Подготовила: Резаева Ольга Александровна, Учитель-логопед

Слайд 2

По обучению грамоте в нашем методическом кабинете ДОУ есть 2 методических комплекта:

Слайд 3

Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. Методологи- ческая база Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой , Н.В.Дуровой Организация учебного материала в структуре УМК - Программа - Методические рекомендации для каждого возраста - План занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам Полный УМК: Демонстрационный материал; II . Пособия для занятий, включающие в себя рабочую тетрадь и 4 книги ( 1. «Поиграем в слова» (для средней и старшей группы); 2. «От слова к звуку» (старшая группа); 3. «От звука к букве» (подготовительная группа); (первые три книги по 20 занятий.) 4. «Читаем сами» (подготовительная группа). Программа Методические рекомендации на каждый возраст

Слайд 4

Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. Возраст начала занятий С 3-4 лет (вторая младшая группа) С 4-5 лет (средняя группа) Количество занятий II младшая –10 занятий (1 раз в месяц) II мл – нет Средняя –16 занятий, начиная с октября (2 раза в месяц) Средняя – 10 занятий (март - май) 3 занятия в месяц Старшая – 34 занятия, начиная с октября (1 раз в неделю) Старшая – 34 занятия (1 раз в неделю) С октября Подготовительная – 50 занятий Подготовительная – 56 занятий (2 раза в неделю)

Слайд 5

Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. Задачи II младшая группа Развитие фонетико-фонематической стороны речи (звуковая сторона речи направлена на совершенствование артикуляционного аппарата и фонетического восприятия); Развитие умения управлять кистями и пальцами рук. - Средняя группа Развитие фонематической стороны речи (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком, различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов)); Занятия, направленные на развитие движений кистей и пальцев рук (усложнение упражнений) Развитие фонематического слуха (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком, различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов)) и речевого внимания детей. Старшая группа Развитие фонематической стороны речи Вводится слог, деление на слоги, выделение звуков, подбор слов на определённый звук, вычленять первый звук в слове; звуковой анализ: гласный, твёрдый или мягкий согласный звук); Овладение технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Звуковой анализ слов различной звуковой конструкции; Получают знания о ССС; Дифференциация гласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; Получают знания о словесном ударении. Подготовительная группа Ознакомление детей со знаковой системой языка (знакомство с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем послоговому и слитному способам чтения, составление слов и предложений из букв азбуки;); Развитие фонетической стороны речи: развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи (звуковой анализ и составление схем, анализ предложений); Подготовка руки к письму. Знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания; Овладение слоговым и слитным способами чтения; Формирование грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Анализ и синтез предложений разной конструкции

Слайд 6

Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Подробный план занятий Примерные игры-занятия МЕТОДЫ: игры, игровые упражнения по звуковому анализу слова, по предложениям, игровые ситуации, словесные игры В обоих программах нет четко простроенного плана занятий, дается ряд игр, упражнений, игровых ситуаций, которые решают задачи, поставленные в программах.

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методической литературы по логоритмике.

Здесь представлены книги и авторы разных возрастов по логоритмике....

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы. Игровая деятельность в педагогическом образовании дошкольников.

Игровая деятельность в педагогическом образовании дошкольников....

Обзор методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию

Вашему вниманию предлагается обзор учебно-методической литературы, пособий, утверждёнными ФГОС по формированию нравственно-патриотического воспитания. Данные материалы предназначены для организации об...