Обзор методической литературы по обучению грамоте
методическая разработка по логопедии
В матриале сравниваются две программы по обучению грамоте - программа Дуровой Н.В. и программа Варенцовой Н.С. Перед выбором программы того или иного автора, рекомендуем прочитать методические рекомендации обоих авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.13 КБ |
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Обзор методической литературы по обучению грамоте
детей дошкольного возраста
По обучению грамоте в нашем ДОУ есть 2 учебно-методических комплекта:
- Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методике Дуровой Натальи Валентиновны.
- Пособие Варенцовой Наталии Сергеевны «Обучение дошкольников грамоте».
Просмотрев и проанализировав данных авторов по теме «Обучение дошкольников грамоте», можно выделить следующее.
Обучение дошкольников грамоте
Показатели | Варенцова Н.С. | Дурова Н.В. |
Методологическая база | Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным (Даниил Борисович) и Л.Е.Журовой (Лидия Ефремовна) | Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой |
Пособия разработаны на одной методологической базе | ||
Организация учебного материала в структуре УМК | - Программа - Методические рекомендации для каждого возраста - План занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам | Полный УМК:
II. Пособия для занятий, включающие в себя рабочую тетрадь и 4 книги (1. «Поиграем в слова» (для средней и старшей группы); 2. «От слова к звуку» (старшая группа); 3. «От звука к букве» (подготовительная группа); Первые три книги по 20 занятий. 4. «Читаем сами» (подготовительная группа).
|
Проанализировав организацию учебного материала у двух авторов, можно сделать вывод, что УМК Дуровой более полный, чем у Варенцовой. | ||
Возраст начала занятий | С 3-4 лет (вторая младшая группа) | С 4-5 лет (средняя группа) |
Н.С. Варенцова предлагает занятия по обучению грамоте, начиная со второй младшей группы | ||
Количество занятий | II младшая –10 занятий (1 раз в месяц) | II мл – нет |
Средняя –16 занятий, начиная с октября (2 раза в месяц) | Средняя – 10 занятий (март - май) 3 занятия в месяц | |
Старшая – 34 занятия, начиная с октября (1 раз в неделю) | Старшая – 34 занятия (1 раз в неделю) С октября | |
Подготовительная – 50 занятий (либо с середины ноября по май – 2 раза в неделю, либо 1 раз в неделю, начиная с начала сентября, учитывая то, что в какие-то недели занятий может быть по 2) | Подготовительная – 56 занятий (2 раза в неделю) Начиная с середины октября | |
По СанПин в старшей и подготовительной группах можно в сетку занятий включить занятие по обучению грамоте 1 раз в неделю. В старшей группе в обоих пособиях по 34 занятия. На усмотрение педагога – выбор конспектов занятий. В подготовительной группе у Варенцовой 50 занятий, у Дуровой 56 занятий. Из представленных занятий можно объединить некоторые конспекты занятий, а некоторые можно убрать. Либо можно объединить конспекты занятий обоих авторов. | ||
Общее количество занятий | 110 | 100 |
Демонстрационный и раздаточный материал | Есть разработка https://vk.com/wall-211412319_856 Демонстрационный и раздаточный материал (на данный момент приобретен материал на старшую и подготовительную группу) | Есть на каждый возраст - «Ступеньки грамоты. Наглядный материал». (есть на Вайлдберриз) - Рабочая тетрадь «Первые шаги по ступенькам грамоты» (Рабочая тетрадь с разрезным материалом. Предназначена для работы в средней, старшей и подготовительной группах); - Комплект из 4-х книг 1. «Поиграем в слова» (для средней и старшей группы); 2. «От слова к звуку» (старшая группа); 3. «От звука к букве» (подготовительная группа); Первые три книги по 20 занятий. 4. «Читаем сами» (подготовительная группа). Содержит 35 текстов. К комплекту из 4-х книг прилагается разрезной материал. - Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте»; - Развитие фонетико-фонематического слуха 3-7 лет: Игры и упражнения. Развиваем: речевое внимание и речевое дыхание; - «Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте» (нет в наличии) |
Задачи РАБОТЫ | ||
II младшая группа | Развитие фонетико-фонематической стороны речи (звуковая сторона речи направлена на совершенствование артикуляционного аппарата и фонетического восприятия); Развитие умения управлять кистями и пальцами рук. | - |
Средняя группа | Развитие фонематической стороны речи (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком, различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов)); Занятия, направленные на развитие движений кистей и пальцев рук (усложнение упражнений) | Развитие фонематического слуха (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком, различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов)) и речевого внимания детей. |
Старшая группа | Развитие фонематической стороны речи Вводится слог, деление на слоги, выделение звуков, подбор слов на определённый звук, вычленять первый звук в слове; звуковой анализ: гласный, твёрдый или мягкий согласный звук); Овладение технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Звуковой анализ слов различной звуковой конструкции; Получают знания о ССС Дифференциация гласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; Получают знания о словесном ударении. |
Подготовительная группа | Ознакомление детей со знаковой системой языка (знакомство с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем послоговому и слитному способам чтения, составление слов и предложений из букв азбуки;); Развитие фонетической стороны речи: развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи (звуковой анализ и составление схем, анализ предложений); Подготовка руки к письму. | Знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания; Овладение слоговым и слитным способами чтения; Формирование грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Анализ и синтез предложений разной конструкции |
По задачам обе программы одинаковые, с одним отличием, что у Варенцовой обязательным является подготовка руки к письму. | ||
Особенности построения занятий | Подробный план занятий | Примерные игры-занятия |
МЕТОДЫ: игры, игровые упражнения по звуковому анализу слова, по предложениям, игровые ситуации, словесные игры | ||
В обоих программах нет четко простроенного плана занятий, дается ряд игр, упражнений. Игры, упражнения, различные игровые ситуации решают задачи, поставленные в программах. | ||
У Дуровой просматривается более чёткое построение занятий. Но у обоих авторов нет определённой последовательности в изучении звуков и букв. Нет одной линии в занятиях. |
В целом, можно сказать, что обе эти программы имеют одну методологическую базу.
Работа по овладению первоначальными основами грамоты ведётся по одинаковым задачам по каждому возрасту. Разница в том, что программа Н.С. Варенцовой включает обязательную работу по подготовке руки к письму.
Занятия по обучению грамоте у Варенцовой в программе начинаются со второй младшей группы, а у Дуровой со средней группы.
У Дуровой представлен весь учебно-методический комплект с демонстрационным и раздаточным материалом. У Варенцовой есть планы и конспекты занятий. Но демонстрационный и раздаточный материал нужно набирать самим или есть ссылка в ВК, где возможно приобрести уже готовый материал по данной программе.
Рекомендации для II младшей группы. Возможно воспользоваться книгой Дуровой Развитие фонетико-фонематического слуха 3-7 лет. Эта книга развивает фонематический слух, который является важной предпосылкой для дальнейшего обучения грамоте дошкольников.
Подводя итоги, можно сказать, что из двух представленных программ - программа Дуровой Н.В. более полная, нагруженная, более насыщенная, чем у Варенцовой. Перед выбором программы того или иного автора, рекомендуем прочитать методические рекомендации обоих авторов. Сравнить, что для вас ближе.
Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По обучению грамоте в нашем методическом кабинете ДОУ есть 2 методических комплекта:
Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. Методологи- ческая база Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой Программа строится на материале методики, созданной Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой , Н.В.Дуровой Организация учебного материала в структуре УМК - Программа - Методические рекомендации для каждого возраста - План занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам Полный УМК: Демонстрационный материал; II . Пособия для занятий, включающие в себя рабочую тетрадь и 4 книги ( 1. «Поиграем в слова» (для средней и старшей группы); 2. «От слова к звуку» (старшая группа); 3. «От звука к букве» (подготовительная группа); (первые три книги по 20 занятий.) 4. «Читаем сами» (подготовительная группа). Программа Методические рекомендации на каждый возраст
Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. Возраст начала занятий С 3-4 лет (вторая младшая группа) С 4-5 лет (средняя группа) Количество занятий II младшая –10 занятий (1 раз в месяц) II мл – нет Средняя –16 занятий, начиная с октября (2 раза в месяц) Средняя – 10 занятий (март - май) 3 занятия в месяц Старшая – 34 занятия, начиная с октября (1 раз в неделю) Старшая – 34 занятия (1 раз в неделю) С октября Подготовительная – 50 занятий Подготовительная – 56 занятий (2 раза в неделю)
Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. Задачи II младшая группа Развитие фонетико-фонематической стороны речи (звуковая сторона речи направлена на совершенствование артикуляционного аппарата и фонетического восприятия); Развитие умения управлять кистями и пальцами рук. - Средняя группа Развитие фонематической стороны речи (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком, различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов)); Занятия, направленные на развитие движений кистей и пальцев рук (усложнение упражнений) Развитие фонематического слуха (звуковая сторона речи: выделение отдельных звуков в словах, определение первого звука в слове, подбор слов с определённым звуком, различение твёрдых и мягких согласных звуков (без употребления самих терминов)) и речевого внимания детей. Старшая группа Развитие фонематической стороны речи Вводится слог, деление на слоги, выделение звуков, подбор слов на определённый звук, вычленять первый звук в слове; звуковой анализ: гласный, твёрдый или мягкий согласный звук); Овладение технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Звуковой анализ слов различной звуковой конструкции; Получают знания о ССС; Дифференциация гласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; Получают знания о словесном ударении. Подготовительная группа Ознакомление детей со знаковой системой языка (знакомство с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем послоговому и слитному способам чтения, составление слов и предложений из букв азбуки;); Развитие фонетической стороны речи: развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи (звуковой анализ и составление схем, анализ предложений); Подготовка руки к письму. Знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания; Овладение слоговым и слитным способами чтения; Формирование грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Анализ и синтез предложений разной конструкции
Показатели Варенцова Н.С. Дурова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Подробный план занятий Примерные игры-занятия МЕТОДЫ: игры, игровые упражнения по звуковому анализу слова, по предложениям, игровые ситуации, словесные игры В обоих программах нет четко простроенного плана занятий, дается ряд игр, упражнений, игровых ситуаций, которые решают задачи, поставленные в программах.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор методической литературы по логоритмике.
Здесь представлены книги и авторы разных возрастов по логоритмике....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/31/picture-230989-1711908646.jpg)
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/31/picture-230989-1711908646.jpg)
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-799345-1467031623.jpg)
Обзор методической литературы. Игровая деятельность в педагогическом образовании дошкольников.
Игровая деятельность в педагогическом образовании дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/19/picture-806930-1471603926.jpg)
Обзор методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию
Вашему вниманию предлагается обзор учебно-методической литературы, пособий, утверждёнными ФГОС по формированию нравственно-патриотического воспитания. Данные материалы предназначены для организации об...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/01/picture-1404564-1651369338.png)
Заседание творческой группы. Обзор методической литературы. Журналы "дошкольное воспитание". (15.05.2019)
Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»...