Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста.
материал (младшая группа)

Цыкало Марьяна Александровна

Методическая литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_metodicheskoy_literatury.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста»

    По работе с ранним дошкольным возрастом рекомендовано использовать такие образовательные программы «Теремок», «Мозаика», «Первые шаги», «Радуга», «Цветные ладошки», «Умелые ручки», «Расти, малыш», «Мир открытий», «От рождения до школы».   Педагоги нашего учреждения используют в своей работе с детьми раннего дошкольного возраста  программу «Теремок», которая входит в образовательную программу «Мир открытий» Л.Г. Петерсон, и И.А.Лыковой.

Современная комплексная программа «Теремок»  вместе с методическим комплектом разработана для детей от двух месяцев до трех лет. Ее автором является доктор педагогических наук  И.А.Лыкова. Данная программа ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для становления социокультурного опыта  ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. Данная программа описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие.

По данной образовательной области мы используем пособие   «Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста». Данная книга поможет педагогам образовательных учреждений создать оптимальные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к формам и условиям социальной жизни. Авторы дают конкретные рекомендации педагогам и родителям для поддержки ребенка в период адаптации. Приводят план вхождения ребенка в группу детского сада, пример дневника индивидуального развития.

В книге «Адаптационные игры для детей раннего возраста»  представлены проверенные практикой антистрессовые игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Эти же игры рекомендуется использовать более широко: для преодоления негативных реакций ребенка и гармонизации его психического состояния.

В методическом пособии «Первые игры и игрушки игровая среда от рождения до трех лет» представлены ответы на самые острые вопросы, связанные с организацией «умной» игровой среды для детей от рождения до трех лет в условиях вариативного образования. Авторы раскрывают особенности развития детей первого, второго, третьего года жизни. Дают четкие критерии выбора игрушек и игровой среды. Предлагают конкретные перечни развивающих игрушек и игрового оборудования.

В книге «Дидактические игры для детей раннего возраста»  обосновано значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста и описаны серии дидактических игр, систематизированы по пяти образовательным областям. Представлены классические и авторские игры.

В пособие «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста» описаны психолого-педагогические основы гармонизации взаимодействия педагога и родителей детей раннего возраста. Представлена авторская технология организации взаимодействия взрослых в образовательном пространстве. Представлены критерии совместного мониторинга процессов развития ребенка раннего возраста.

2 Познавательное развитие

В книге «Познание окружающего мира в раннем детстве»  описаны содержание, методика и диагностика познавательного развития детей от рождения до трех лет. Книга дает ответы на вопросы, как создать оптимальные условия для познания малышом окружающего мира и самого себя.

В пособии «Экологическое воспитание детей третий год жизни» представлена система образовательной работы по экологическому воспитанию, основанная на результатах многолетних исследований известного ученого-педагога С.Н. Николаевой. Автор описывает содержание наблюдений, развивающих занятий, игр и досугов в первой младшей группе.

В книге «Познавательное развитие детей третьего года жизни»  представлена целостная система образовательной работы, направленной на познавательное развитие детей третьего года жизни. Включает методические рекомендации, календарно-тематическое планирование и сценарии образовательных ситуаций по 36 темам.

3 Речевое развитие.

В данной программе «Речевое развитие детей третьего года жизни»  описана система образовательной работы по становлению языковой личности и развитию речи детей в первой младшей группе детского сада. Автор дает общую характеристику речевого развития детей третьего года жизни, приводит конкретные методические рекомендации и предлагает 32 конспекта развивающих занятий, основанных на результатах многолетних научных исследований.

4. Художественно-эстетическое развитие

Книга «Изобразительная деятельность в детском саду третий год жизни»  входит в учебно-методический комплект, сопровождающий парциальную образовательную программу И.А. Лыковой  «Цветные ладошки». Представляет вариант календарно-тематического планирования и описывает апробированную систему развивающих занятий по лепке, аппликации, рисованию на учебный год. Поможет создать оптимальные условия для приобщения детей к изобразительному искусству в образовательной среде.

Пособие «Приобщаем малышей к народной культуре третий год жизни»  представляет систему интегрированных занятий для приобщения детей третьего года жизни к народной культуре. В каждом сценарии спроектировано доступное возрасту содержание: фольклор, декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, музыкальный фольклор, национальная кухня, народные праздники.

В книге «Музыкальные минутки для малышей»  включены материалы для музыкальных занятий и развлечений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, которые помогут обновить репертуар для занятий с детьми, организовать музыкальный праздник и развлечение.

5 Физическое развитие.

Методическое пособие «Физиология ребенка особенности развития третий год жизни»  раскрывает особенности нейросенсомоторного развития ребенка третьего года жизни. Авторы в доступной форме рассказывают о тех изменениях, которые происходят в развитии мозговых структур, сенсорных и моторных системах ребенка. Знание о том, как развитие мозга связано с  органами чувств и движениями, даст возможность педагогам и родителям понять особенности поведения малыша, организовать его полноценное взаимодействие с окружающим миром.

В книге «Физическое развитие детей третьего года жизни» представлены основные задачи физического развития и воспитания детей. Приведены конкретные методические рекомендации. Предложен вариант педагогической диагностики для оценки  индивидуального физического развития ребенка.

Дидактические комплекты «Курочка-рябушка», «Кисонька-Мурысонька», «Несет меня лиса», «Сорока-Белобока», входят в методическое сопровождение авторской программы развития и воспитания детей раннего возраста «Теремок»

Каждый комплект содержит цветные картонные карточки с иллюстрациями к сюжетам народных потешек и развивающими беседами с детьми двух четырех лет. Иллюстрации доступны восприятию малышей и привлекают их яркостью, красочностью, добротой. Беседы направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом его индивидуальности.  

Также многие педагоги энгельсского муниципального района в своей работе используют комплексную образовательную программу «Первые шаги», которая охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий  по  педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста.

 В заключении хочу сказать, что использование представленной методической литературы позволяет педагогам грамотно и систематично организовывать педагогический процесс с воспитанниками, используя разнообразные формы работы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». «Основная задача взрослых –Открыть в ребёнке талант читателя».С. Я. Маршак.Актуальность.Тема моего...

Роль художественной литературы в развитии детей раннего дошкольного возраста

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирование личности ребенка,его художественного развития, существенную роль играет правильный выбор произведений лите...

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое разве...

Перечень художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста

Цель: Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки и сказки; предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста Русск...

Методическая разработка: «Развлечение детей раннего дошкольного возраста с участием родителей»

Развлечение для детей с участием родителей«В гости к солнышку идём»....