«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Салимова Оксана Фаритовна

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 90 «Подсолнушек»

Консультация для воспитателей

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Составили воспитатели:

Шакирянова Е.В., Салимова О.Ф.

г. Нижнекамск 2016 г.

Введение

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников с раннего возраста.

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника.

Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека.

Художественная литература обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определили развитие речи детей раннего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой:

- неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой;

- приучать детей слушать народные песни, сказки, авторские произведения;

- сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности;

- учить слушать художественные произведения без наглядного сопровождения;

- сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями;

- предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений;

- приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы «Кто это? Что это? Что делает?»;

Значение художественной литературы для речевого развития дошкольников в ДОУ.

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в детском саду (группе) книжного уголка.

Основные методы ознакомления с художественной литературой.

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя. Относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена, толкование.

3.Рассматривание сказок по картине (хорошо запоминается последовательность сказки).

4. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

5. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Содержание знаний детей раннего дошкольного возраста о развитии речи посредством ознакомления с художественной литературой.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Читать детям  художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Театрализованная деятельность при ознакомлении с художественной литературой

В своей работе мы формируем у детей устойчивый  интерес к игровой театрализованной игре, так как дети раннего возраста ещё не умеют играть в коллективные театрализованные игры, чаще обладают низкими речевыми способностями, не активны, проявляют робость, застенчивы. Показ и вовлечение детей в театральную деятельность помогает им преодолеть  многие трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Различные виды театров знакомят детей с художественной литературой.

Например, сказку «Колобок» мы изобразили в театре на тарелках и в виде настольного театра. Дети с интересом слушают и разглядывают сказку. Затем самостоятельно стараются воспроизвести знакомый сюжет. Происходит совершенствование диалогов, освоение выразительности речи. Учим песенку колобка легко и непринуждённо.

Художественная литература в режимных процессах

В работе с детьми раннего возраста часто используем устное народное творчество. В режимных процессах это различные потешки (потешки перед сном, потешки при умывании, потешки – утешки),  а также пальчиковые игры, заклички, считалки.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.  Беседуйте  с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...

Использование художественной литературы в режимных моментах как средства развития речи детей раннего возраста

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...