Дыхательная гимнастика
картотека по логопедии (средняя группа)

Ананьина Ольга Викторовна

Для того, чтобы развить у ребенка правильное физиологическое и речевое дыхание рекомендуется проводить с ним упражнения так называемой дыхательной гимнастики.

Для того чтобы занятия с ребенком  проходили интересно, родители могут вместе с ним придумать и изготовить необходимый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие дыхания

Игра «Трубочка»
Цель игры: научить ребенка в течение длительного
времени направлять воздушную струю посередине языка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый должен попросить ребенка
сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он
должен вытянуть в трубочку, а язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Чтобы ребенку было интересно, можно попросить его подуть на занавеску,
полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо.
Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш делал плавно.

Игра «Листья»
Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох.
Оборудование: сухие листья и трубочка.
Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое соревнование, кто сильнее подует на листья.

Игра «Фрукт или овощ?»
Цель игры: научить ребенка глубоко вдыхать носом и различать запахи.
Оборудование: овощи и фрукты, которые имеют ярко выраженный запах, например, чеснок, лук, апельсин, мандарин и пр.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть овощи и фрукты, понюхать их. Далее нужно попросить малыша закрыть глаза и попытаться определить запах.
Взрослый должен смотреть за тем, чтобы вдох через нос был плавным и глубоким.


Игра «Произнеси на выдохе»

Цель игры: научить ребенка правильно и глубоко дышать через нос, а так же различать знакомые запахи.
Оборудование: тарелка, на которой лежат дольки шоколада, мандарин и ветка ели или сосны.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку подойти к тарелке, понюхать и на выдохе произнести «Вкусно!», «Как хорошо пахнет!» и т. д. Игру можно проводить и в группе. У кого лучше всех получиться произнести какую-то фразу на выдохе, тот и выиграл.


Игра «Подуй»

Цель игры: отработать с ребенком длительную, направленную посередине языка, воздушную струю.
Оборудование:
кусочек ваты.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку улыбнуться, высунуть язык и прижать его к верхней губе, вдохнуть носом и подуть на ватку. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш выдыхал на язык. Можно провести соревнование: у кого получится сдуть вату, тот и победил.


Игра «Попади в ворота»
Цель игры: научить ребенка целенаправленно менять силу выдоха.
Оборудование: кубики и кусочек ваты.
Ход игры. Взрослый помогает ребенку построить из кубиков ворота, на некотором
расстоянии от которых кладется вата, и просит его подуть на нее так, чтобы она попала в
ворота. Игру можно проводить как вдвоем, так и с несколькими детьми, устраивая
соревнование, кто дальше задует свою вату.
Для усложнения задачи ворота можно сделать узкими.


Игры «Кто кого»

Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять
ее направление.

Оборудование: конструктор.
Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора
строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты.
Двое детей встают каждый к своим воротам. Сначала один дует на вату, стараясь задуть ее в
ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются
в улыбке, язык приподнимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не
должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.


Игра «Пузыри в стакане»
Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох.
Оборудование: трубочка и стакан с водой.
Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.


Игры «Гудок»
Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху.
Оборудование: стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых примерно 1 см.
Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька:
кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. Потом нужно глубоко
вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это
самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.


Игра «Путешествие»
Цель игры: научить ребенка менять силу и направление выдоха.
Оборудование: таз водой, бумажная лодочка.
Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путешествие, необходим попутный ветер.
Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить
за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф].
Выдох должен быть плавным.

Игра «Пушинки»
Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную непрерывную воздушную струю.
Оборудование:
одуванчик.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он
должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним сильным выдохом.


Игра «Самолетики»
Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправленный выдох.
Оборудование: бумага
Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрослый и
ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает
взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.


Игра «Надуй шарик»
Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох.
Оборудование:
воздушные шарики, надутые неплотно.
Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревнование.


Игра «Дуй сильнее»
Цель игры: научить ребенка сильному выдоху
Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка.
Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный
выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на
бумажной, так как она легче. Если у малыша получилось все сделать с первого раза, то можно
вручить ему поощрительный приз.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...