Игры на развитие речевого и фонематического слуха
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Ананьина Ольга Викторовна

Игры на развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игры с детьми 3 лет


Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре
которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и
называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает»
названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и
говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».


Игра «Угадай, кто тебя позвал»
Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в
центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит,
не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал.
Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.


Игра «Хлопай на счет «пять»
Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.


Игра «Что это за звук»
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5
детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе.
Найденный звук должен произноситься четко.

Игры с детьми 4-5 лет

Игра «Послушай и назови»
Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух.
Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т. д.


Игра «Отгадай, на чем играют»
Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга.
Оборудование: детские музыкальные инструменты, например металлофон, гармошка, барабан и т. д.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.


Игра «Слушай внимательно»
Цель игры: развить фонематический слух, остроту слуха,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу.
Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя,
ведущий называет имя другого ребенка.


Игра «Какое настроение?»
Цель игры: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре могут принимать участие несколько детей, каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д.
Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подходящим
словом и объяснить причину того или иного настроения.


Игры с детьми 5-7 лет

Игра «Хлопушки»
Цель игры: научить ребенка выделять среди других звуков заданный, развить внимание,
мышление, память.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какойто определенный звук. Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги,
потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук.
Например, выделяется звук [Л].
Звуки: О, Л, Н, Л, У, Л, О, А, М, Л, Т, Ы, У и т. д.
Слоги: ОН, УЛ, АЛ, УХ, ПО, ЛЫ, УТ, ЛА, НО, ЛУ и т. д.
Слова: ложка, кот, луна, Умка, лес, муха, ласточка, Аня, ива, вилка и т. д.


Игра «Сначала хлопни, а потом – топни»
Цель игры: научить ребенка различать похожие звуки, развить навыки фонематического
анализа, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Эта игра проводится на слух, перед началом игры взрослый сообщает ребенку
о том, что сегодня он будет учиться не только слышать звуки, но и отличать их друг от друга.
Для игры следует подбирать звуки, которые похожи друг на друга, например: О—У, Ы—И, М—Н, К—Т, П—Т и т. д., пары согласных по глухости-звонкости (Б—П, Д—Т, Г—К,
В—Ф) и по твердости-мягкости (М—М', Т—Т, К—К' и ДР-)- Сначала игру можно проводить на отдельных звуках, а затем на слогах и словах.
Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой — топает. Например, различаются звуки [О—У].
Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.
Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.


Игра «Подбери картинку»
Цель игры: научить ребенка подбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить словарный запас, развить зрительное внимание, память.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки и объясняет, что тот должен выбрать только те, на которых изображены слова, начинающиеся на определенный звук, например, [Д].
После этого взрослый четко произносит все слова, а ребенок выбирает только подходящие (кот, дом, дерево, луна, дорога, солнце, дрова и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для родителей: "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Методическое пособие для родителей: "Игры на развите речевого и фонематического слуха".Пошаговая программа развития речевого слуха у ребенка....

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Методическая разработка картотеки игр на развитие речи в подготовительной  группе...

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Данный материал даёт возможность детям развивать фонематический слух....

Картотека игр по развитию речевого дыхания, фонематического слуха "Играем вместе!"- родителям в помощь.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игры на развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия дошкольников...

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игры на развитие речевого и фонематического слуха...