Игры на развитие речевого и фонематического слуха
материал по развитию речи (старшая группа)

Данный материал даёт возможность детям развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechevogo_i_fonematicheskogo_sluha.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игра «Отгадай, на чем играют»

Задача: обратить внимание детей на разные «голоса» музыкальных инструментов, научить отличать их друг от друга.

Оборудование: детские музыкальные инструменты: гармошка, металлофон, детские пианино, барабан, погремушки, деревянные ложки, бубен, дудочка, колокольчик.

Описание. Можно играть вдвоем со взрослым или с группой детей. Предварительно взрослый показывает детям инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат.

В дальнейшем взрослый ставит между собой и детьми ширму, производит за ней звуки различными инструментами, а дети прослушивают их и отгадывают.

Игра «Узнай настроение»

Задача: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.

Описание. Каждый ребенок водит по очереди - изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай- ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

Игра «Узнай, что звучит»

Задача: научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами.

Оборудование: деревянные и металлические ложки, молоток, мяч, бумага, книга, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети вместе со взрослым рассматривают различные звучащие предметы, разложенные на столе. Играющие садятся спиной к взрослому, который издает звуки различными знакомыми предметами, а дети должны отгадать звук и ответить полным предложением. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т. д.

Игра «Прислушайся»

Задача: развить остроту слуха.

Описание. Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.

Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом вызывает имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.

Игра «Слушай и выполняй»

Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».

Игра «Хлопни в ладоши»

Задача: тренировать детей в порядковом счете до 10, выполнять действия по словесной инструкции взрослого.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят (или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до 10 и как только он произнесет число десять (или другое условленное число), все должны сделать один хлопок. На другие числа хлопать не надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 10, приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими.

3-4 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает «путаться»: при произнесении любого из чисел (но не 10 или условленного числа) быстро приближает ладони, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули, выбывают из игры.

Игра «Живые звуки»

Задача: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.

Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.

Игра «Хлопни, как услышишь звук»

Задача: научить детей выделять среди других заданный звук.

Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для родителей: "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Методическое пособие для родителей: "Игры на развите речевого и фонематического слуха".Пошаговая программа развития речевого слуха у ребенка....

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Методическая разработка картотеки игр на развитие речи в подготовительной  группе...

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека игр по развитию речевого дыхания, фонематического слуха "Играем вместе!"- родителям в помощь.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игры на развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия дошкольников...

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игры на развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия дошкольников...

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игры на развитие речевого и фонематического слуха...