Педагогический проект «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекционно-логопедическом процессе»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Данный проект разработан с целью внедрения нейропсихологических игр и упражнений в коррекционно - логопедическую работу. В проекте отражены основные этапы и содержание работы учителя- логопеда, педагогов ДОУ, а также предполагаемые результаты деятельности в рамках проекта. Определены направления работы. Проект - коррекционный, долгосрочный. Работа предполагается в группе детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет). В рамках данного проекта одной из задач является активизация позиции родителей в коррекционно - образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Мотыгинский детский сад «Белочка»

Педагогический проект

«Нейропсихологические игры и упражнения в коррекционно-логопедическом процессе»

Разработчик: учитель – логопед высшей категории Прикот Л.Н.

пгт. Мотыгино 2023г.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………….с. 3

Введение…………………………………………………………………… с. 6

Понятийный словарь………………………………………………………. с.8

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач….......... с.9
Список литературы....................................................................................... с.13
Приложение…………………………………………………………………с.14

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Нейропсихологические игры и упражнения в коррекционно-логопедическом процессе»

Разработчик проекта

Учитель – логопед подготовительной группы компенсирующего вида

Цели и задачи проекта

Цель: Создать условия для улучшения коррекции и развития речи дошкольников с ТНР, используя нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда.

Задачи:1. Изучить научно – методическую литературу, проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейропсихологических игр и упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;


#1057;формировать комплексы нейропсихологических игр и упражнений для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие координации, согласованности движений, межполушарного взаимодействия, повышения скорости передачи сигналов и качества работы мозга в целом; направленных на стимуляцию областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания.


3. Внедрить комплексы нейропсихологических игр и упражнений в коррекционную работу по развитию речи у детей.

4. Подготовить цикл мероприятий для родителей (консультаций, мастер – классов), направленных на повышение родительской осведомленности по вопросам:
- сути нейропсихологического подхода в работе логопеда;
- необходимости стимулирования нервно-психических процессов головного мозга;
-результаты использования нейропсихологических методов и приемов;
- возможности использования нейропсихологических игр и упражнений родителями в совместной деятельности с детьми;


5. Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования нейропсихологических игр и упражнений.

#1054;пределить эффективность использования нейропсихологических игр и упражнений при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста;


7. Определить дальнейшую работу по использованию нейропсихологических игр и упражнений в коррекционно – образовательном процессе.

Вид, тип проекта

Коррекционный, долгосрочный

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2023г. – май 2024г.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно - методический (сентябрь 2023г. – октябрь 2023)
II этап – основной, практический (ноябрь 2023г. – апрель 2024г.)
III этап – аналитический (май 2024г.)

Участники проекта

- учитель-логопед; воспитатели подготовительной группы компенсирующего вида;

-воспитанники подготовительной группы компенсирующего вида (возраст - 6 – 7 лет);

-родители (законные представители) воспитанников.

Ожидаемые конечные результаты проекта

• Улучшение работы артикуляционного аппарата.
• Усиление самоконтроля за правильным звукопроизношением.
• Улучшение фонематического восприятия, слоговой структуры речи.
• Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.
• Закрепление лексического материала.
• Развитие зрительно-пространственных представлений, графомоторных навыков.
• Улучшение показателей внимания - переключаемость, концентрация, объем, распределение.
• Повышение контроля ,саморегуляции, мотивации к образовательной деятельности.
• Стабилизация эмоционального фона ребенка.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
У детей, которые приходят к логопеду, все чаще, кроме ТНР, встречаются сопутствующие диагнозы:
• минимальная мозговая дисфункция (ММД);
• расстройства аутистического спектра (РАС);
• синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
и другие. Что очень осложняет коррекционно – логопедическую работу. Уже недостаточно одних лишь традиционных логопедических технологий.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определённых процессов. Левое полушарие обеспечивает: индуктивное мышление; обработку вербальной информации; речевые и языковые способности; способность чтения и письма; запоминание, понимание буквального смысла получаемой информации; планирование; математические способности; контроль правой стороны тела. Правое полушарие обеспечивает: ориентировку в пространстве; образное мышление; обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах; восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса; различение, ритма, темпа, музыкальных мелодий; способность понимать образную речь, контроль левой стороны тела. В идеале оба полушария гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий.
В связи с этим логопед
ы ищут и внедряют новые технологии для наиболее продуктивной коррекционной работы. Используемые в логопедической практике инновационные технологии не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.
Одной из таких технологий являются нейропсихологические игры и упражнения.
Нейропсихологические игры и упражнения - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью нейропсихологических игр и упражнений синхронизируется работа полушарий, развивается взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод способствуетулучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), возникновению стойкого интереса у ребенка к образовательной деятельности, активной концентрации внимания, переключаемости с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Нейропсихологические игры и упражнения оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона.

Каждое из нейропсихологических упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений, мелкой моторики и психофизических функций. Нейропсихологические игры и упражнения универсальны, они эффективны для детей в любом возрасте.
В рамках данного проекта предполагается работа при соблюдении следующих принципов:
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
-Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
- Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
-Принцип сознательности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
-Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
-Принцип непрерывности выражает закономерности построения коррекционно – образовательной деятельности как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

.

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) -отклонения в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающие полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе.
Высшие психические функции– сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу осуществления (восприятие, логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, речь, эмоции и т.д.)
ТНР (тяжёлые нарушения речи) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.Подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение.
ММД(минимальные мозговые дисфункции) -это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
РАС (расстройства аутистического спектра) - это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого полушария и правого полушария мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления.
Нейропсихологические игры и упражнения - это различные телесно-ориентированные игры и упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач.

Направление работы

Содержание работы

Сроки реализации

Практический выход (результат)

Методический блок

#1055;одбор и изучение психолого – педагогической

и методической литературы , интернет ресурсов , передового педагогического опыта по данной теме.

2. Участие в вебинарах на интернет – платформах.


Участие в мастер - классе «Использование нейропсихологических игр для развития речи старших дошкольников и младших школьников» на пед.портале «Солнечный свет».

#1054;рганизация активной коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований

4. Анализ полученных результатов итоговой диагностики речевого развития детей; опыта работы с использованием нейропсихологических игр и упражнений.

Сентябрь - октябрь 2023г.

Сентябрь 2023г. – апрель 2024г.

Ноябрь 2023г.

Сентябрь 2023г. – апрель 2024г.

Май 2024г.

Анализ и обобщение теоретических данных и практического опыта.

Сертификаты

Сертификат

Приобретение в логопедичский кабинет оборудования, методических пособий (доска Бильгоу, «Пальчиковые дорожки», «Рисуй двумя руками», «Жесты» и т.д. Изготовление пособий (нейротаблицы, д/и «Волшебный круг» и т.д.)

Картотека нейропсихологических игр и упражнений.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта.

Работа с детьми

#1044;иагностика речевого развития детей.

2. Внедрение комплекса нейропсихологических игр и упражнений в коррекционную работу с детьми имеющими ТНР.

3. Итоговая диагностика речевого развития детей.

Сентябрь 2023г.


Октябрь 2023г. – апрель 2024г.

Май 2024г.

Протоколы обследования, речевые карты. Анализ показателей уровня речевого развития детей.

Перспективный план, конспекты занятий с детьми с учётом нейропсихологических игр и упражнений.

Протоколы обследования, речевые карты. Анализ показателей уровня речевого развития детей.

Работа с родителями

#1057;еминар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»


2. Оформление информационного материала в уголке учителя –логопеда

4. Индивидуальные консультации

Ноябрь 2023г.

Ноябрь 2023г.

Ноябрь 2023г. – май 2024г.

Овладение родителями приемами совместной деятельности с детьми по развитию речи. Осознание значения нейропсихологических игр и упражнений для коррекции и развития речи детей.

Папки – передвижки: «Нейропсихологические игры в повседневной жизни», «Что такое нейропсихологические игры?», памятка «С ребёнком играем – речь развиваем!», буклеты.

Активизация позиции родителей в коррекционно – образовательном процессе.

Работа с педагогами

#1059;частие в семинаре – практикуме для педагогов ДОУ Мотыгинского района «Нейропсихологический подход в работе с детьми имеющими тяжёлые речевые нарушения»

2. Мастер – класс для педагогов ДОУ «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекционно – логопедической работе»


#1055;ромежуточный анализ, рефлексия деятельности педагогов старшей группы компенсирующего вида в рамках проекта

4. Мастер – класс для педагогов ДОУ «Нейропсихологические игры своими руками – просто и доступно!»

5. Участие в итоговом педсовете ДОУ

Октябрь 2023г.

Ноябрь 2023г.

Январь 2024г.

Февраль 2024г.

Май 2024г.

Формирование у педагогов ДОУ представлений о нейропсихологическом подходе в работе с детьми с ТНР.

Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями. Формирование представлений о том, как их можно использовать в коррекционно – образовательном процессе.


Внесение корректировок в деятельность педагогов в рамках проекта.

Овладение педагогами ДОУ определённых навыков по изготовлению нейропсихологических игровых пособий

Доклад о работе в рамках проекта. Оценка результатов. Определение перспектив дальнейшей работы по использованию нейропсихологических игр и упражнений.

Список литературы

1. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2017. — 264 с.

2. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательнаякинестетика для детей. Москва, 1998.

4. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

#1053;овиковская О.А. «Тренируем мозг:попробуй повторить».– М.: АСТ, 2022г.

8. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.

9. СеменовичА.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012

10. СеменовичА.В.Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. – М.: Дрофа, 2014

11. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

12. ЦветковаЛ.С., Семенович А.В., КотягинаС.Н.,ГришинаЕ.Г., ГогберашвилиТ.Ю. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие.– М. : 2001

Приложение

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием нейропсихологических игр и упражнений в подготовительной группе компенсирующего вида.

Тема «Звуки Х и ХЬ. Буква Х»

Цель:

Знакомство со звуками Х и ХЬ и их буквенными обозначениями.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

• закрепить у детей представление об артикуляционном укладе звуков[х] и [х']; дифференциации звуков [х] и [х'] с использованием нейрогимнастики в слогах, словах и фразах; понятие «мягкий согласный»;

• выделять последний и первый глухие согласные «Х» и «Хь» из слов, тренироваться в определении положения звука «Х», «Хь» в словах;

• познакомить с буквой «Х», и её написанием. Печатать в тетрадях букву «Х» и слоги с буквой «Х» (АХ, УХ, ИХ, ХА, ХУ, ХИ);

• знать основные отличия звука от буквы.

Коррекционно – развивающие:

• звуко – буквенный анализ слогов АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развивать внимание, память, мышление;

• развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

• расширять кругозор детей;

• воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: картинки – символы звука (синий и зеленый), предметные картинки со звуками «Х» и «Хь», разрезные азбуки, зеркала, тетради, карандаши, счётные палочки, панно «Нейробуквы», игрушки «Хомяк – Харитон», «старичок - моховичок», хорек, пеналы с набором для звуко-слогового анализа, карточки со схемами слов для определения места звука в слове (начало, середина, конец), корзинка с фруктами (хурма).

Ход занятия:

Знакомство со звуками «Х» и «Х*»

Логопед: Решили согласные звуки пойти в лес за ягодами. Надели свои комбинезончики: синие и зеленые. Идут по тропинке, а навстречу хомяк бежит. Щечки раздуты, а в щечках зернышки – запасы на зиму.

– Покажите, какие щеки были у хомяка. (Дети надувают щеки.)

Хотел хомяк мимо пробежать, но любопытно ему стало, что за ребята в разноцветных комбинезончиках бегут по дорожке.

Спрашивает: - Вы кто? - Мы – звуки, - отвечают.

– А вы меня не съедите?

- Ну что ты! – удивились звуки.

– А ты кто? – поинтересовались они у хомяка.

– Я – хомяк Харитон. Я – хозяин леса.

– Ах! – восхитились звуки.

- Меня в лесу все боятся, - продолжил Харитон. - Вот вчера бегу я по лесу, а навстречу хорек. Я его хвать за хвост! Спрашиваю его: «Опять вчера кур воровал?!» Заплакал хорек, еле упросил, чтобы я его отпустил. Тут веточка хрустнула, из-за куста показалась мордочка хорька. Тут же скрылся Харитон, будто его и не было. Испугался! Впопыхах свой первый звук и потерял.

Логопед: Какой звук потерял хомячок?

Дети: звук Х

- Ха-ха-ха, - засмеялись звуки, подобрали звук «Х».

Логопед: сложите портрет звука Х из двух палочек.

Вот так: Как будто звук «Х» идет, руками размахивает, небылицы рассказывает.

(Дети выполняют задание со счетными палочками, «строят» портрет звука Х с помощью рук.)

Логопед: Вспомним начало сказки, назовите слова со звуком «Х».

Дети: Хомяк, хотел, Харитон, хорек, хрустнула.

Логопед: в этих словах звук твердый или мягки?

Дети: Во всех словах звук Х –твердый!

Логопед: Набрали звуки ягод и грибов полные корзинки. Идут домой довольные. Им навстречу старичок-моховичок. Борода из мха, глазки хитрые! Пойдемте, я вам что то покажу. Пришли на полянку. Мох на полянке, как ковер зеленый. А во мху полно грибов в желтых бархатных шляпках. «– Это моховики», - говорит старичок- моховичок. – Их собирайте пожалуйста. – Спасибо, сказали звуки моховичку. Наполнили свои корзинки и пошли домой.

Давайте вспомним как смеялся моховичок ?

Дети: хи-хи-хи!

Логопед: Услышал смех звук «Х», подбежал к звуку «И» и в месте они пропели ласковую песенку: ХИ» Нарисуй кружочками звуковую схему песенки «ХИ»

Логопед: Произнесите твердый звук «Х». Обратите внимание на то, когда вы произносите звук «Х» кончик языка слегка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Произнесите мягкий звук «Х*».Обратите внимание на артикуляцию. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Звуки «Х» и «Х*» - произносятся кратко. Значит это согласные звуки. - Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом и произносим их сердито. А мягкие – зеленым и произносим их ласково, мягко. Раскрасьте кружочки возле хомяка синим цветом, а возле старичка-моховичка - зеленым. Положите руку на горлышко и произнесите звуки «Х» и «Х*» - горлышко не дрожит, нет голоса, значит звуки «Х» и «Х*» - глухие.

- Подарите каждому звуку по несколько картинок, названия которых начинаются на эти звуки.

Дети выполняют задание

Выделение звука «Х» из ряда звуков, слогов, слов.

Логопед: Поймайте звук «Х» .

Логопед произносит звуки (слоги), дети хлопают, услышав звук «Х».

- Х Х У Н М О Х Х Н М Х М А Н Х А Х А Ы Х О М … АХ УХ ХА ИМ ОН ОХ ИМ АХ АН УМ ХО МУ…

Логопед: Поймайте звук «Х» в начале (середине, конце) слова. Внимательно слушайте и следите за артикуляцией звука в начале слова. Чтобы вам было легче определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова, поставьте указательный пальчик на кружок слева (он обозначает начало слова). Произносите медленно слово, одновременно ведите пальчиком по линии вправо. Кружок посередине – обозначает середину слова, а справа – конец слова. Следите, на каком кружочке поймаете звук.

ХОЛОД, ХОДУЛИ, МИНА, ХОЛКА, НОГА, ХОР…

МОХ, КОМ, ЛОМ, МАХ, ПУХ …

Дети выполняют задание.

Логопед предлагает детям карточки (с изображениями хоккеистов) со схемами слов для определения места звука в слове (начало, середина, конец) и предметные картинки.

- Подумайте, какому хоккеисту - какой предмет принадлежит? Обратите внимание на то, куда попала шайба и место звука «Х» в слове (начало, середина, конец) (муха, пух, петух, хата, черепаха, мухоморы, мох, хомяк, хворост, сахар, хлеб).
Дети выполняют задание.

Дифференциация звуков «Х» и «Х*».

Логопед: Произнесите звуки «Х» и «Х*» Что общего? (Оба согласные.) Произнесите звуки еще раз и понаблюдайте за положением языка. Что вы заметили? («Х» – кончик языка слегка отходит от нижних зубов, язык горкой, а «Х*» кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой.

Логопед предлагает выйти из – за столов, пройти на середину групповой комнаты.
- Сейчас я буду произносить звуки «Х» и «Х*», (слоги со звуками «Х» и «Х*»), а вы внимательно слушайте и показывайте соответствующий жест (взрослый произносит звук (слог) а дети показывают нужный жест.

Знакомство с буквой Х.

Логопед предлагает детям выполнить задание на листочках.

- Это буква Х. Обведите букву пальчиком по стрелкам. Раскрасьте букву Х- синим карандашом. Заштрихуйте букву Х. В квадрате, справа, выберите только те элементы, которые необходимы для буквы Х. Обведите их.

Это кот Буквоед. Он просто обожает грызть буквы и уже успел испортить некоторые из них. Попробуйте починить буквы. Дорисуйте в буквах недостающие элементы. Сначала обведите буквы по контуру, затем напишите их по точкам. А затем, в нижней строчке, пропишите буквы сами.

Дети выполняют задание

Логопед:

- Хомяк прислал вам фотографии, на которых он произносит разные звуки. Возле каждого фото, в кругу напишите, какой звук загадал вам хомяк. Затем соедините пары звуков по стрелочкам. Какие слоги у вас получились? Напишите эти слоги над стрелочками.

Дети выполняют задание

Упражнение «Нейробуква».

Логопед:

- Произнося звук «Х» - указательным пальцем левой руки проводите по элементу буквы сверху-вниз, а ладошкой правой руки касайтесь круга, соответствующего цвету элемента буквы.

Дети выполняют задание

Далее дети выполняют задание с разрезными азбуками.

АХ ОХ УХ ИХ ЫХ

Логопед:

- Прочитайте слоги. Сколько в них звуков? Назови первый звук, затем второй. Обозначь звуки кружочками (согласный – синим, а гласный – красным).

Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки эта буква обозначает? Дайте характеристику звуку Х, звуку Хь. Чем они похожи? Чем отличаются? Кто помог нам познакомится с этими звуками? Хомяк Харитон прислал вам угощение за то что вы столько много знаете и умеете.

Логопед угощает детей хурмой.

Примеры нейропсихологических игр и упражнений используемых в работе с детьми имеющими речевые нарушения.

Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (с использованием нейротаблиц), развивают мелкую моторику, зрительный гнозис.

Упражнение 1.

На таблице изображены симметричные жесты правой и левой руки. Ребёнок, прикладывая руки к изображённым жестам, выполняет такие же.

Упражнение 2.

На таблице симметрично изображены линии различной конфигурации (волнистые, ломанные, петлеобразные). На определённых участках изображены симметричные жесты, кружочки зелёного и красного цветов. Зелёные кружочки – ребёнок касается одновременно кончиками пальцев, красные кружочки – касается по очереди кончиками пальцев, начиная с большого. Ребёнок начинает движение обеими руками одновременно сверху: на зелёные кружочки нажимает кончиками больших пальцев обеих рук. Далее кончиками больших пальцев ведёт по линии. Доведя до изображённых жестов, выполняет такие же, касаясь изображённых.

Упражнение 3.

Для этого упражнения используется поле (в комплекте их может быть до 10шт.), которое разделено на 4 одинаковых квадрата с помощью линий различных конфигураций (ломанные, волнистые, прямые, зигзагообразные и т.д.) и цветных кружков в углах квадратов. В комплект входят карточки размером: (примерно) 4см.*17см. На этих карточках в разной последовательности располагаются (нарисованы или приклеены) такие же цветные кружки, как на основном поле. Их количество на маленьких карточках может быть разным. Для этого упражнения используется маркер «пиши-стирай»; прозрачный плотный файл, в который вставляется основное поле. Перед ребёнком кладётся одна карточка, с изображёнными цв.кружками (начало отмечено на карточке стрелкой) и предлагается провести дорожки маркером на основном поле, следуя от того кружка, который на маленькой карточке первый и далее – соблюдая последовательность кружков на карточке.

Упражнение 4.

В упражнении используются цветные палочки (10 шт), 4 фигурки («жесты»). Цвета палочек соответствуют цветам жестовых фигурок.

На столе, перед ребёнком выкладываются цветные палочки в виде прямой линии или в виде простой геометрической фигуры (прямоугольник, квадрат). Внутри фигуры (над прямой линией) выкладываются «жесты». Ребёнок указательным пальцем ведущей руки проводит по палочкам, второй рукой выполняет жест (соотносится цвет палочки, по которой ведёт пальцем, и цвет «жеста»). Затем можно поменять руки. На первых этапах используется 3-4 палочки, затем их количество увеличивается.

Упражнения по обучению грамоте.

«Нейробуква» (для данного упражнения использую шаблоны из методического пособия Н. Бережной Альбом по обучению грамоте «Грамотей»)

Произнося звук, указательным пальцем левой руки проводить по элементу буквы сверху-вниз, а ладошкой правой руки касаться круга, соответствующего цвету элемента буквы.

Упражнения на коррекцию и развитие фонематического восприятия.

Дифференциация звуков (с использованием жестов)

Описание упражнения: Детям предлагается выполнять определённые жесты, когда слышат заданные звуки. Заранее оговаривается какой жест, какой звук обозначает. Например, для дифференциации твёрдых и мягких согласных.

Упражнения и игры на автоматизацию звуков.

Игры и упражнения, разработанные кандидатом педагогических наук, учителем – логопедом, Е.В. Максимовой.

«Пирамида» (автоматизация звука в словах) .

В эту игру можно играть с одним ребёнком, можно с группой детей (3-4 ребёнка).

Игра состоит из набора карточек треугольной формы. На одних карточках изображены предметы, в названиях которых автоматизируемый звук, на других – слова – названия картинок. Участки карточек с изображённым предметом и участки карточек с названием предмета – одинакового цвета. Если ребёнок (дети) не умеет читать, слова читает взрослый, ребёнок подбирает картинку на заданное слово, произносит это слово. Карточки составляются таким образом, чтобы предметы и их названия соприкасались. В конце получается пирамида.

«Раз – пиши, два – стирай!» (автоматизация звука изолировано, в слогах, в словах, во фразовой речи)

Игра состоит из 15 двусторонних ламинированных карт с заданиями и 2 маркеров «пиши –стирай». Каждая карточка содержит речевой материал по автоматизации звука и сопровождается инструкцией для взрослого

Например: «В зоопарке убежали тигр и лев. Нарисуй прутья клетки льва и тигра двумя руками одновременно и произноси чётко слог РА»

«Узнай по контуру» (автоматизация звука в словах)

Игра состоит из 18 фигурных фишек с предметами, 18 фигурных фишек с тенями предметов, 3 двусторонних поля для лото. Используя одни и те же карточки, можно предлагать детям разные варианты игр. Играть могут от 1 до 3-х детей одновременно.

Например:

Детям раздаются поля для лото. Использовать будут сторону, на которой изображены контуры предметов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Взрослый, не глядя, достаёт фигурные фишки с предметами, показывает детям. Тот, у кого на поле есть контур предмета, называет его и накладывает фишку на контур

Побеждает тот, кто быстрее закроет фишками своё поле.

Можно в эту же игру играть, но используя не контуры, а тени предметов на другой стороне поля.

Упражнения и игры на формирование слоговой структуры слова, автоматизацию звуков в словах и во фразовой речи.

«Кулачок-ладошка»

Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.

«Умный звоночек». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов.

«Зеркальное рисование». Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звук. Так же можно использовать кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием слогового ряда, слов и чистоговорок с автоматизируемым звуком.

«Пальчиковые дорожки»

Игра состоит из 5 двусторонних карточек, 2 пар пальчиковой обуви. На карточках изображены сказочные герои, животные и «дорожки» в виде кружков и параллельных линий. Здесь же четверостишье на закрепление определённого звука, описание задания. Ребёнку предлагается надеть на пальцы одной (двух) рук обувь и, «шагая» пальчиками по дорожке, произнести чередующиеся слоги (чистоговорку).

Для лучшего запоминания речевого материала и дальнейшего его воспроизведения (развитие связной речи) кинезиологические сказки.

Например,сказка «Лесная история» (Способ организации детей – сидя за столами).

Жил-был зайка – длинные уши (упр. «Зайчик»). А жил он в маленькой избушке (упр. «Дом»), на краю леса (упр. «Лес»). Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку (упр. «Солнышко»). Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал (упр. «Колечки»). Каждое утро зайка выглядывал в окошко (упр. «Окошко»), чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе (упр. «Бутон»). Он брал леечку и поливал розу (упр. «Дождик»). Солнышко пригревало (упр. «Солнышко») и цветок распускался (упр. «Бутон-цветок»). Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка (упр. «Улитка с домиком»). Приходил гордый олень – ветвистые рожки (упр. «Олень»), Мишка-топтышка (упр. «Колечки» с нажимом на подушечки), Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек (упр. «Ёжик»). Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка (упр. «Колечки» с нежным нажимом). Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы (упр. «Кисточки»). Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает (упр. «Ухо — нос»). Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы (упр. «Бутон», «Шипы»). Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала (упр. «Колечки» с нежным нажимом в быстром темпе). А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! (Хлопки в ладоши)

Балансировочная доска Бильгоу.

Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

Какие логопедические можно отрабатывать в ходе выполнения упражнений на балансире:

Артикуляционная гимнастика;

Отработка звуков, слогов, слов, предложений;

Проговаривание чистоговорок;

Грамматические задания и словарь по лексическим темам;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного  возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...

Использование нейропсихологических приемов и методик в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Представление системы работы по использованию нейропсихологических приемов в работе логопеда...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...